Представления о гражданском поведении студента
Представления о гражданском поведении студента
Understanding the student's civic behavior
Автор: Жигулин Андрей Алексеевич
кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», Воронеж, Россия.
e-mail: zhigulin1980@yandex.ru
Zhigulin Andrey Alekseevich
candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.
e-mail: zhigulin1980@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматриваются представления о гражданском поведении студента вуза, которые требуют опоры на соответствующий психологический механизм, который, не изменяя их объема, упорядочивает их структуру, осмысление контекста их применения, дифференциацию их признаков в направлении большей содержательной релевантности.
Abstract: The article examines ideas about civil behavior of a university student, which require relying on an appropriate psychological mechanism, which, without changing their volume, orders their structure, understanding the context of their application, differentiating their features in the direction of greater substantive relevance.
Ключевые слова: ВУЗ, студент, представления, гражданское поведение.
Keywords: university, student, representations, civic behavior.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Представления о гражданском поведении сопряжены с личным опытом социальной активности в конкретных социокультурных условиях, в качестве которых могут рассматриваться:
– социально-психологический норматив гражданственности и его воплощение в образовательном процессе посредством обогащения гражданским содержанием образовательной программы;
– актуальные общественно-политические события и их смысловая и ценностная интерпретация студентами;
– социальная активность обучающихся, в том числе гражданского характера;
– восприятие, интерпретация и усвоение гражданских ценностей в контексте умственного развития, становления идеологической и гражданской идентичности у студентов вуза [1].
Развитие представлений о гражданском поведении требует опоры на соответствующий психологический механизм, который, не изменяя их объема, упорядочивает их структуру, осмысление контекста их применения, дифференциацию их признаков в направлении большей содержательной релевантности. Подобным психологическим механизмом может явиться проблематизация личного опыта.
Научный анализ позволяет предложить схему общей структуры проблематизации через интеграцию ее трех системных аспектов:
– установка на критику и смену фундаментальных оснований прежней системы мысли, понимание ситуации;
– полагание новой программы-принципа и формирование двух пространств мыслительной работы: пространство «отказа» и пространство «преобразования и утверждения нового» в опыте личности;
– оформление требований к новой роли/позиции, способной осуществить новую программу действия.
Данный психологический механизм отражает качественно новый этап в последовательном преобразовании опыта личности. Роль механизма проблематизации опыта индивида в целенаправленном изменении содержания представлений о гражданском поведении требуют специального исследования.
Список литературы:
1. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития / Г.Н. Филонов // Педагогика. – 2019. – № 8. – С. 49.
2. Сорокин Г.М. Проблемы гражданского поведения студентов / Г. М. Сорокин. – М.: Недра, 2012. – С. 281.