Гражданское поведение студентов ВУЗа

Дата публикации: 2020-11-08 08:37:44
Статью разместил(а):
Жигулин Андрей Алексеевич

Гражданское поведение студентов ВУЗа

Civic behavior of university students

 

Автор: Жигулин Андрей Алексеевич

кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», Воронеж, Россия.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

Zhigulin Andrey Alekseevich

candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

 

Аннотация: В статье рассматривается гражданское поведение студентов ВУЗа как ориентиров гражданского образа мышления и социально ответственного действия, развитие данных представлений может осуществляться как стихийно, так и целенаправленно. 

Abstract: The article examines the civic behavior of university students as guidelines for a civic way of thinking and socially responsible action, the development of these ideas can be carried out both spontaneously and purposefully.

Ключевые слова: гражданское поведение, ВУЗ, студент.

Keywords: civic behavior, university, student.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Современная общественно-политическая ситуация в России сопряжена с необходимостью активного участия студенческой молодежи в жизни государства и общества. Являясь важной личностной характеристикой, гражданская активность выступает как посредник между человеком, культурной и образовательной традициями. Однако это не означает, что у каждого индивида в процессе его взаимодействия с социокультурной и образовательной средой сама по себе будет складываться направляющая эту активность система представлений о гражданском поведении, его ценностях и практиках.

Исследования социальной активности современных студентов указывают, что она осуществляется без опоры на осознанные представления о формах гражданского участия и носит внешне организуемый, мобилизационный характер.

Ценности и нормы гражданского участия не представлены в сознании студентов, что обедняет сферу представлений о правах и обязанностях гражданина в современном обществе.

Проблема заключается в том, что расширение состава представлений о гражданском поведении зачастую осуществляется в процессе обучения без опоры на личный опыт и его осмысление в категориях гражданских действий.

Тем самым, сфера гражданского поведения может оказаться исключенной из интерпретации российской реальности молодыми людьми.

Поскольку развитие представлений о гражданском поведении и становление гражданского сознания наиболее активно происходит в студенческий период, то актуальной задачей становится определение как образовательных условий, так и психологических механизмов, обусловливающих их конструктивные изменения. Подобная постановка проблемы актуализирует вопрос о структурных и содержательных критериях развития представлений о гражданском поведении в условиях целенаправленного обучающего воздействия [1].

Представления о гражданском поведении выполняют в индивидуальном сознании студентов вуза роль ориентиров гражданского образа мышления и социально ответственного действия, развитие данных представлений может осуществляться как стихийно, так и целенаправленно.

Представления о гражданском поведении студентов, складыающиеся в обычных условиях обучения в вузе, характеризуются несогласованностью установочного и когнитивного компонентов, что проявляется в искажении смыслов гражданского действия. Формируемые подобным образом представления о гражданском поведении не поддерживаются соответствующим уровнем умственного развития студентов и функционируют вне связи с формируемой гражданской и эго-идентичностью [2].

Обогащение гражданским материалом образовательных программ и стимулирование включенности студентов в практики социальной активности без организации специальной работы по соотнесению социокультурного содержания нормативов гражданского общества с личным опытом студентов, не способствуют развитию достаточных по объему и полноте, дифференцированных и направленных на смыслы гражданского образа действия представлений. Позитивные изменения представлений о гражданском поведении в целенаправленном обучающем воздействии требуют применения психологических механизмов, основанных на рефлексивном пересмотрении личного опыта социальной активности, его проблематизации.

 

Список литературы: 

1. Сорокин Г.М. Проблемы гражданского поведения студентов / Г.М. Сорокин. – М.: Недра, 2012. – С. 211.

2. Капустина 3.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика, 2018. – № 9. – С. 48.