Развитие познавательной активности старших дошкольников через ознакомление с родным городом

Дата публикации: 2020-09-22 09:01:32
Статью разместил(а):
Рыбина Алёна Александровна

Развитие познавательной активности старших дошкольников через ознакомление с родным городом

Development of cognitive activity of senior preschool children through familiarization with their hometown

Автор: Рыбина Алёна Александровна

МБДОУ «Детский сад № 8», г. Арзамас, Нижегородская область, Россия.

e-mail: Origami-86@mail.ru

Rybina Alena Alexandrovna

Kindergarten No. 8, Arzamas, Nizhny Novgorod region, Russia.

e-mail: Origami-86@mail.ru

Аннотация: В статье представлены особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом. Описаны этапы работы по расширению представлений у детей о родном городе.

Abstract: The article presents the features of the cognitive development of older preschool children through familiarization with their hometown. The stages of work on expanding children's ideas about their hometown are described. 

Ключевые слова: познавательное развитие, история города, патриотическое отношение. 

Keywords: cognitive development, city history, patriotic attitude.

Тематическая рубрика: педагогика и образование.

 

Актуальность.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. В этот период происходит формирование культурно - ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизм социальной адаптации в обществе, осознание себя в окружающем мире.

В последнее время идея воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения приобретает все большее общественное значение.

Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования. 17 октября 2013 года Приказом Министерства образования и науки РФ от № 1155 был утверждены (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384) федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС).

Главная идея ФГОС направлена на развитие у ребенка дошкольного возраста целенаправленности, инициативы и творчества.

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

В ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

ФГОС ДО ставит перед дошкольными образовательными учреждениями задачу донести глубину понятия «гражданин» до маленького человека, привить ему любовь к ценностям семьи, родного города, как базы дальнейшего гражданского становления. Каждый из нас знает, что любить и беречь можно лишь то, что чувствуешь и понимаешь.

В старшем дошкольной возрасте в формировании любви к родному краю большую роль отводят  изобразительному искусству, художественной литературе, экскурсиям, беседам. Эмоциональное, положительно-окрашенное восприятие увиденного и прослушанного, способствует переносу вызванных эмоций и чувств на реальные объекты и явления окружающей действительности, и способствуют формированию нравственных чувств. 

В связи с этим, нами было решено провести работу по знакомству старших дошкольников с родным городом.

Целью данной работы являлось развитие познавательной активности детей и родителей в процессе ознакомления с родным городом, историей, достопримечательностями и людьми, прославившим его.

Вначале было проведено диагностическое обследование по выявлению представлений детей о родном городе. Результаты показали, что большинство из них мало знают об историческом прошлом нашего города, его культуре и достопримечательностях.

Для обогащения представлений дошкольников мы поставили следующие задачи:

- познакомить детей с историей и современностью города Арзамас; достопримечательностями; символикой; жителями города; предприятиями города.

- развивать стремление знать свой город;

- способствовать развитию патриотического отношения к малой родине.

Для реализации данной работы нами были использованы основные формы взаимодействия по ФГОС ДО, способствующие познавательному развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Работа по ознакомлению с родным городом реализовывалась по следующим направлениям:

· история города

· достопримечательности города

· символика

· люди, прославившие наш город

· улицы, носящие имена известных людей

· микрорайон, в котором находится наш детский сад

· предприятия города и профессии взрослых.

Разработали перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы: игры-занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры.

Большое внимание уделяем созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая способствует развитию познавательного интереса ребёнка, обогащению и закреплению его знаний о родном городе.

Совместная работа по ознакомлению дошкольников с родным городом проводилась в тесном сотрудничестве с родителями.

Результатом нашей работы стали заметный интерес родителей и воспитанников к природному своеобразию родного края, его достопримечательностям, жителям, прославившим наш город. Дети получили возможность другими глазами посмотреть на знакомые места, осознать их необычность. Дети знают свой адрес, называют окружающие улицы, называют достопримечательности города, памятники, продукцию, которую выпускают на заводах города, узнают места по картинкам. Находят свой город на карте области. Составляют рассказы о своем городе с опорой на картинки. 

Таким образом, проводимая работа помогла обогатить представления детей о прошлом и настоящем родного города, побудить детей проявлять естественный интерес и заботу о ближайшем природном окружении (сквер, парк, клумба). Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе гражданского патриотизма.

 

Литература:

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.:Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2004-224 с.

2. Алешина Н. Знакомим дошкольников с родным городом. -М., Сфера, 1999

3. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007-185 с.

4. Бондаренко Т.М. «Диагностика педагогического процесса в ДОУ». Практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. Воронеж, 2010 

5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 528 с. 

6. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьёй // Дошкольное воспитание. – 2003 - №3.\ 

7. Зимова Г.А., И.А. Гордеевцев. Город Арзамас. - Нижний Новгород, Изд. Штрих, 1999-120с.

8. Казаков В.В., Селезнёв В.В., Морозова А.А., Устимова А.И. Путеводитель. Арзамас и Арзамасский район. – Нижний Новгород, типография НРЛ, 2012- 22с.

9. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592 с.