Организация работы по формированию позитивного имиджа общеобразовательной школы
Организация работы по формированию позитивного имиджа общеобразовательной школы
Organization of work on the formation of a positive image of the secondary school
Автор: Якутина Татьяна Александровна
РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань, Россия.
e-mail: tanya31095@mail.ru
Yakutina Tatyana Aleksandrovna
RSU named for S.A. Esenin, Ryasan, Russia.
e-mail: tanya31095@mail.ru
Аннотация: Данная статья посвящена такому актуальному вопросу, как механизм формирования позитивного имиджа общеобразовательной школы, разработан алгоритм и этапы формирования позитивного имиджа общеобразовательной школы, рассмотрены условия поддержания сформированного имиджа общеобразовательного учреждения.
Annotation: This article is devoted to such an urgent issue as the mechanism of forming a positive image of a general education school, an algorithm and stages of forming a positive image of a general education school have been developed, the conditions for maintaining the formed image of a general education institution are considered.
Ключевые слова: имидж школы, позитивный имидж, внутренний имидж, внешний имидж.
Key words: school image, positive image, internal image, external image.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Устойчивый позитивный имидж общеобразовательной школы (ОШ) сегодня можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта школы и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения.
Имидж ОШ я понимаю как эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума [2, с. 21].
Анализ нескольких технологий формирования имиджа организации (фирмы), разработанных различными авторами [1; 2; 3; 5; 6; 7; 8; 9; 10], дает основание считать, что алгоритм создания имиджа ОШ может включать:
· выявление у социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сложившихся представлений о школе;
· выявление актуальных предпочтений и ожиданий аудитории;
· конструирование имиджа, разработку стратегии формирования имиджа;
· непосредственное формирование имиджа;
· контроль промежуточных результатов, корректировку;
· мониторинг сформированного имиджа.
Я предлагаю выделитᡃь три этапа формирования и подтверждения (внутреннего и внешнего).
1 этап. Начало целенаправленной работы по формированию имиджа школы.
Внутренний имидж школы на данном этапе только формируется (или корректируется). Основные задачи, которые нужно решать в это время внутри школы (в аспекте создания имиджа, естественно):
· выработка педагогическим коллективом совместного видения перспектив, определение и формулировка миссии школы, ее срочных и перспективных целей, составление планов деятельности;
· анализ сложившейся школьной культуры с ее системой ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения, ее организационным фольклором (легендами, историями, которые постоянно циркулируют в организации), с ее языком (устойчивыми словосочетаниями – «штампами»), с утвердившимися ритуалами, церемониями;
· выявление ожиданий основных «клиентов» школы – учащихся и их родителей;
· разработка общего стиля (внешних атрибутов образовательного учреждения и этики педагогического взаимодействия).
Внешний имидж, в это же время, требует следующих действий:
· разработка (или корректировка) визуальных и деятельностных элементов внешней атрибутики для демонстрации духа общности, корпоративности, единения, для формирования узнаваемого на рынке образовательных услуг образа;
· рекламная продукция, выпускаемая школой, делает упор на уникальность предлагаемых школой услуг, подчеркивает их качественность.
На первом этапе создания ИШ важно строго следить за соблюдением соответствия обещаний и их реализации. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части обещанного.
2 этап. Активное формирование ИШ.
Внутренний ИШ в это время включает в себя следующее:
· работа над внедрением и укреплением традиций школы среди сотрудников для создания корпоративного духа. Творческая модернизация и развитие «фирменных знаков», гибкая система материальных и моральных поощрений, внимание к личным праздникам (дню рождения, например), совместное празднование, выделение особых праздников школы (день основания и т. д.) — все это позволяет сотруднику ощутить себя нужным в коллективе и, со своей стороны, стремиться соответствовать этому коллективу. Уважительное отношение к каждому гостю школы вполне может быть одной из приветствуемых традиций;
· формирование системы стимулов создания благоприятного имиджа, предполагающей разработку психологических, социальных и экономических механизмов стимулирования заинтересованности членов коллектива в формировании благоприятного ИШ [4, с. 136];
· создание общего стиля помещений школы — в соответствии с ее традициями, с особенностями ее деятельности и финансовыми возможностями.
Внешний ИШ в это же время направлен на следующее:
· изготовление разного рода рекламных средств для актуализации желаемого ИШ: рекламные информационные материалы (листовки, буклеты, бюллетени), сувенирная продукция;
· использование возможностей радио, телевидения для пропаганды достижений школы;
· активное использование внешней атрибутики школы во всех видах имиджевой деятельности;
· начало связей с общественностью, проведение РR-мероприятий: организация дней открытых дверей, презентаций, участие в специализированных выставках, ярмарках образования и т.п.;
· организация мероприятий (собраний, семинаров, конференций) для аудиторий, в которых заинтересовано учебное заведение, курирование воспитательных и образовательных учреждений, осуществляющих воспитание и обучение будущих учащихся и т.д.;
· создание собственного сайта в Интернет как проекта, в ходе которого может быть создана рекламная площадка, где будет формироваться благожелательный имидж учреждения в Интернет;
· активная социальная реклама, где демонстрируется забота о новом поколении России через наличие и функционирование детских и юношеских организаций, через конкретную деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся, через связи школы с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д., через создание условий для творческого развития;
· подчеркивание в рекламе стабильности деятельности школы, обеспечение достаточно регулярных и продуктивных связей с выпускниками разных лет;
· организация постоянной обратной связи для анализа эффективности проводимых мероприятий (для этого – создание временных творческих групп педагогов и учащихся с целью проведения маркетинговых прогнозирующих исследований.
По сути на данном этапе создается и отрабатывается система формирования и управления ИШ.
3 этап. Поддержание, корректировка и обновление сформированного ИШ.
Управление процессом поддержки, корректировки и обновления внутреннего ИШ на этом этапе предполагает:
· стимулирование инновационной деятельности, для чего персонал активно задействуется в различных курсах повышениях квалификации, перепрофилировании, конкурсах проектов и др.;
· создание новых направлений деятельности, как вписывающихся в общий стиль школы (и активно подающихся именно в этом ключе), так и абсолютно новаторских (здесь возможны два пути: подача нового как хорошо забытого старого, связь с традициями и т. д., либо реклама именно инноваций — это то, что еще никто не делал, не предлагал, мы — первые);
· постоянное поддержание прямой и обратной связи с потребителями образовательных услуг.
Таким образом, для того чтобы та или иная школа была привлекательной, имела свой неповторимый уже сложившийся или складывающийся образ, скорее всего, она должна иметь:
· чётко определенные приоритеты, собственную философию, свое видение будущего, сформулированное в миссии школы;
· уникальную, неповторимую, особую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения, именуемую школьной культурой;
· разнообразные и качественные образовательные услуги;
· оригинальную систему воспитательной работы, включая наличие и функционирование детских и юношеских организаций, развитие творческих способностей, совершенствование психических функций и уровня воспитанности учащихся, формирование здорового образа жизни;
· связи с учреждениями дополнительного образования, высшими учебными заведениями, различными социальными институтами и т.д.;
· яркие, узнаваемые, своевременно обновляемые информационные материалы, предназначенные для внешнего представления;
· систему целевой подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и предлагаемых образовательных услугах.
Основными методами формирования ИШ являются: эффективные PR-мероприятия (дни открытых дверей, презентации и выставки образовательных услуг, публикации в СМИ и т.д.); благоустройство здания и территории школы; повышение педагогической культуры педколлектива и всего персонала школы.
В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, степени своевременности методического продукта и креативности методической работы в школе.
Литература:
1. Даниленко Л.В. Имидж учебного заведения // Справочник руководителя образовательного учреждения № 1, 2017.
2. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании. 2016. № 5.
3. Самохин М.Ю. и др. Бренды в образовании // журнал “РR в образовании” № 1, 2003.
4. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” – 2002.
5. Алешина И.В. Корпоративный имидж: стратегический аспект.// журнал “Маркетинг в России и за рубежом”, №1, 2003.
6. Вишнякова М.С. Концепция формирования имиджа компании (общий подход и рекомендации) // журнал Практический маркетинг № 5, 2001.
7. Томилова М.В. Модель имиджа организации // журнал “Маркетинг в России и за рубежом”, № 1, 1998.
8. Бобби Джи. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. – СПб.: “Питер”, 2000.
9. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997.
10. Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватной теории. М.: Сентябрь, 2004.