Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Признаки шариатского регулирования в образовательном процессе Болгарской Исламской Академии

Дата публикации: 2020-09-09 18:57:28
Статью разместил(а):
Батров Рустам Гаярович

Признаки шариатского регулирования в образовательном процессе Болгарской Исламской Академии

Signs of Sharia Regulation in the Educational Process of the Bulgarian Islamic Academy

 

Автор: Батров Рустам Гаярович

Центр исламоведческих исследований ГНБУ «Академии наук Республики Татарстан», г. Казань, Россия.

e-mail: rustambatrov@mail.ru

Batrov Rustam Gayarovich

Center for Islamic Studies, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia

e-mail: rustambatrov@mail.ru 

 

Аннотация: В статье анализируются шариатские нормы, положенные в основу образовательного процесса Болгарской исламской академии. Приводится их систематизация, принятая в традиционном мусульманском праве и педагогике ислама.

Abstract: The article analyzes the Sharia norms that form the basis of the educational process of the Bulgarian Islamic Academy. Their systematization, adopted in traditional Muslim law and the pedagogy of Islam, is given.

Ключевые слова: Болгарская исламская академия, шариат, шариатское регулирование, образовательный процесс.

Keywords: Bulgarian Islamic Academy, Sharia, Sharia regulation, educational process.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Об исламском образовании.                                                                     

Важнейшим институтом социализации детей и молодежи, способствующим формированию духовно-нравственного потенциала молодежи, развитию толерантности в молодежной среде и межконфессиональному диалогу, является религиозное образование.

На начальном этапе жизни дети получают семейное исламское образование. Духовно-нравственное воспитание реализуется в дальнейшем в религиозных группах при мечетях или религиозных организациях - мектебах, в рамках которых реализуется начальное религиозное образование. Все желающие, независимо от возраста и пола, могут изучить основы ислама, обучиться чтению и письму на арабском языке коротких сур из Корана, хадисов Пророка Мухаммеда, получить первичные знания о религиозных обрядах, основных обязанностях мусульман и исламской нравственности. Почти при каждой мечети, расположенной на территории Российской Федерации, организованы курсы по обучению основам ислама.

Изучение основ ислама в условиях религиозной группы при мечетях является важной составляющей исламского образования и выполняет роль подготовительной ступени образования мусульман.

Центральное место в системе религиозного образования занимают образовательные организации. Именно они формируют важные элементы образовательной системы: разрабатывают и реализуют образовательные программы, формируют кадровый состав, органы управления организации, контингент обучающихся и т.д. Несомненно, исламское образование имеет определённую специфику организации образовательного процесса. В духовных образовательных организациях предусматривается преподавание богословских и светских дисциплин, к обязательным источникам относятся Священный Коран и хадисы пророка Мухаммеда, которые изучаются на арабском языке.

Современные исламские духовные образовательные организации можно квалифицировать в соответствии с уровнем религиозных знаний, которые они предлагают обучающимся.

Среднее профессиональное религиозное образование можно получить в средних учебных заведениях - исламских колледжах и медресе. Одним из условий поступления в них является наличие полного или неполного среднего образования, иногда и религиозного. Программа обучения в колледжах и медресе составляет в среднем 2-4 года и включает специализированные дисциплины по изучению арабского языка, вероучению, текстам священных писаний, истории религии, религиозной морали и нравственности и многим другим религиозным составляющим.

По окончании медресе и исламских колледжей выпускники получают диплом о среднем исламском образовании и могут работать преподавателями основ ислама, имам-хатыбами, а также имеют возможность продолжить свое образование в высших профессиональных образовательных организациях — исламских институтах и университетах.

Высшее религиозное образование является следующим уровнем исламского образования. Оно обеспечивает более высокий уровень подготовки религиозных служителей высшего звена в мечети, сотрудников духовных управлений мусульман, преподавателей духовных образовательных организаций, обладающих набором научных знаний. Высшее религиозное образование можно получить в институтах, университетах.

В исламские высшие учебные заведения поступают выпускники медресе, а также выпускники средней школы, освоившие основы ислама и получившие начальные навыки духовно-нравственного воспитания в рамках курсов при мечетях. Основным направлением подготовки, реализуемым исламскими вузами, является «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций». В данных учебных заведениях реализуется также ряд светских направлений подготовки, в частности «Теология», которое стало востребованным в настоящее время. По такой программе готовится персонал для различных мусульманских организаций, государственных муниципальных или негосударственных учреждений. Эта работа может быть связана с научно-преподавательской деятельностью, с педагогикой и редакционно-издательской деятельностью, с переводческой деятельностью и оказанием юридических услуг, а также с социальной и другой работой.

Выпускники высших учебных заведений работают преподавателями шариатских дисциплин, основ ислама, арабского языка, переводчиками с арабского языка, имам-хатыбами.

Болгарская исламская академия, созданная в 2016 году по инициативе крупнейших централизованных мусульманских организаций России и при поддержке Президента Российской Федерации В.В. Путина, является учреждением высшего образования, осуществляющим подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций по программам магистратуры и докторантуры. Академия как высшее звено системы отечественного исламского образования становится ведущим научно-образовательным и духовно-просветительским центром общероссийского масштаба и призвана консолидировать потенциал российского мусульманского духовенства в деле возрождения отечественной мусульманской школы.

Обучаясь в исламских вузах, мусульманин получает возможность получить не только исламские знания, но и широкое гуманитарное образование, основанное на знании арабского языка, что предоставляет ему право выбора – он может пойти работать в религиозные организации, может выбрать для себя путь священнослужителя, а также реализовать полученные знания в светских организациях.

Послевузовское исламское образование осуществляется через дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и профессиональная переподготовка). Действуют программы повышения квалификации для педагогических работников мусульманских духовных образовательных организаций, религиозных деятелей, сотрудников духовных управлений мусульман. Подготовка имамов, повышение их квалификации является одним из важнейших направлений деятельности духовных образовательных организаций.

Примечетские курсы.

Распространением начальных знаний об исламе занимаются местные религиозные организации, в редких случаях, духовные образовательные организации – медресе.

Все желающие, независимо от пола, возраста и образовательного уровня, могут изучить основы ислама в рамках действующих при мечетях курсах, именуемых «примечетскими курсами», либо в «мектебах». В Российской Федерации более 8 тыс. мечетей, и почти при каждой из них организованы курсы по изучению основ ислама.

Как правило, обучение на примечетских курсах ведётся по трехгодичной программе, продолжительность курсов в течение года в среднем занимает 7-8 месяцев. Программы курсов утверждаются региональными духовными управлениями мусульман и постоянно совершенствуются с учетом современных требований.

Преподаватели курсов дают базовые знания о мусульманских обрядах, укрепляют в религии верующих мусульман и оказывают слушателям поддержку в деле вхождения в религию. В рамках примечетских курсов преподаются дисциплины: «Гакыйдә», «Гарәп теленең башлангыч курсы», «Әдәп-әхлак», «Коръән. Коръән аятьләренең тәфсире белән танышу», «Тәҗвид», «Сира», «Фикъhе».

При многих мечетях организуются летние лагеря для несовершеннолетних, большое внимание в которых уделяется изучению основ исламской религии, правил мусульманской этики и нравственности. В целях поддержания у детей познавательной активности все занятия проводятся в максимально доступной и интересной форме, с включением различных игровых элементов, рисования и т.п.

Примечетские курсы занимают определенное место в системе исламского образования. Работая с широкими слоями населения, они выполняют значимую просветительскую роль в формировании общественного мнения, и тем самым оказывают влияние на социальную стабильность.

Флатуленция (шариатское регулирование).

Шариат определяет и организует жизнь мусульман на пространстве исламского мира. Однако его влияние не везде одинаково. В Саудовской Аравии шариат остаётся единственной правовой системой. В Сирии, Ливане и исламских странах Африки государственные правонарушения и сделки между гражданами регулируются нормами светского законодательства, а вопросы наследования, брака, развода, благотворительных организаций рассматриваются с точки зрения шариата. В Турции и странах Средней Азии суды следуют светским юридическим кодексам.

В узком смысле шариат включает в себя только те нормы, которые ясно зафиксированы в Коране и сунне. Согласно принципу исламского права, сунна служит для разъяснения и детализации общих положений Корана, а Коран — для разъяснения сунны. При этом сунна не должна содержать постановлений, принципиально противоречащих Корану. Некоторые шариатские нормы восходят к племенным обычаям народов доисламской Аравии.

В более широком толковании шариат охватывает также нормы, выработанные в правовых школах (мазхабах). Поэтому, наряду с нормами, имеющими прямое божественное происхождение, шариат включает установления, сформулированные людьми на их основе или в согласии с ними. После Корана и сунны в суннизме в качестве источника права выступают иджма («единогласное мнение») общины и кияс («соизмерение») случаев, прямо не описанных в Коране и сунне. Иджма признаётся на основе известного хадиса пророка Мухаммеда, утверждающего, что община мусульман никогда не примет единогласно неверного решения. Единогласие общины было в дальнейшем заменено на единогласие правоведов (факихов). Кияс признаётся разными мазхабами в разной степени, а разработка его теории составила одну из наиболее развитых отраслей «основ фикха» (усуль аль-фикх). В шиизме вместо иджмы и кияса, в качестве источника права используются установления имамов, которые, согласно шиитским доктринам, обладают абсолютным знанием о любом предмете.

Различия между религиозно-правовыми школами в значительной степени определялись тем значением, которое придавалось источникам права. Если захириты признавали только ясно и недвусмысленно зафиксированные нормы Корана и сунны, то батиниты (шииты и др.), напротив, допускали фактически свободное нормотворчество имамов, которое лишь по видимости согласовывалось с авторитетными текстами посредством толкования (тавиля) последних.

В современном суннизме в качестве авторитетных и непротиворечащих друг другу признаны четыре правовые школы: ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский мазхабы. Юридическая методология каждого мазхаба в разных пропорциях сочетает доводы авторитетных текстов с киясом. Ханбалиты предпочитают строгое истолкование сунны, в то время как маликиты и ханафиты допускают большую свободу действий в каждом конкретном случае. Такие расхождения в конечном результате приводят к некоторым различиям. Большинство суннитов причисляет себя к тому или иному мазхабу. Каждый мазхаб пользуется особым покровительством и почётом в определённых местностях. Большинство ханбалитов проживает в Саудовской Аравии, маликиты преобладают в Северной и Западной Африке, шафииты составляют большинство в Индонезии, Восточной Африке, южной Аравии и северном Египте. Наибольшим распространением пользуется ханафитский мазхаб, приверженцы которого составляют большинство мусульман России, Индии, Пакистана, а также стран Средней Азии и Ближнего Востока.

Шииты придерживаются самостоятельных юридических учений, отражающих те религиозные, социальные и исторические тенденции, в результате которых и произошло их отделение от суннитского большинства

Методы регулирования.

В литературе по фикху человеческие поступки с позиции их допустимости разделены на пять степеней (ахкам аль-хамса): обязательные (фард, ваджиб); рекомендуемые и одобряемые (суннат, мандуб, мустахабб); общедозволенные и нейтральные (мубах, джаиз); порицаемые (макрух); запретные (харам, мазхур).

Фард — поступки и нормы поведения, вменённые человеку в обязанность как религиозные заповеди. Фард подразделяются на фард аль-'айн — обязательные для всех без исключения, и фард аль-кифая, неисполнение которых может быть извинено обстоятельствами. Мусульманин, пренебрегающий фардом становится нечестивцем (фасик).

Ваджиб — предписания, обязательность которых не так явно выражена в Коране и сунне, как действия, попадающие под категорию фарда. Ваджиб основан на единичном хадисе-ахад и занимает промежуточное положение между фардом и сунной. Невыполнение ваджиба является грехом, а отрицание обязательности его исполнения не выводит человека из лона ислама. Данное положение свойственно ханафитской правовой школе, в то время как в трёх других суннитских мазхабах понятия фарда и ваджиба идентичны.

Суннат — правильные поступки, соответствующие сунне пророка Мухаммеда. Суннат делится на сунну гайри муаккада (мустахаб) — различные богоугодные действия, которые пророк Мухаммад делал не постоянно и сунна муаккада — различные богоугодные действия, которые пророк Мухаммад делал постоянно и покидал редко. Несовершение сунны муаккада является очень нежелательным для мусульманина.

Мандуб (рекомендуемое) — действия и поступки, которые не являются предписанными или обязательными, но совершение которых высоко оценивается окружающими. К мандубу относятся такие богоугодные дела как: щедрость, благочестие, раздача милостыни, сдерживание гнева, изучение Корана и т. д.

Мубах (дозволенное) — поступки и действия, которые рассматриваемых шариатом как нейтральные. Данные бытовые действия не осуждаются, не поощряются и не нуждаются сами по себе ни в какой оценке.

Макрух (неприемлемое, недостойное) — осуждаемые с моральных позиций действия, не являющиеся нарушением шариатских правовых норм. Как мукрух оцениваются небрежность при совершении религиозных обязанностей, жестокость, скупость, склонность к расточительству, брак с иноверкой или малолетней и т. д.

Харам — поступки, являющиеся греховными и запретными. Противоположное хараму — халяль.

Шариатские наказания.

Наказание, которое налагается на преступника во благо обществу (умме) в шариате называется укубой (араб. عقوبة‎). Наказание определяет судья (кади), внимательно изучающий каждое преступление и выносящий приговор на основании законов шариата. Укуба применяется только на основании прямых повелений исламских первоисточников (Корана и Сунны). Ответственность за свои поступки должны нести все люди, независимо от влияния и общественного положения, а мера наказания должна быть адекватна совершенному проступку.

Наказания делятся на три группы: пресекающие наказания (хадд), отмщающие наказания (кисас, дийя, каффара, лишение наследства) и назидательные наказания (тазир).

Хадд — это вид наказания, применяемый за совершение преступлений, представляющие опасность для морального состояния общества. К таким преступлениям относятся, например, прелюбодеяние (хадд аз-зина), возведение на человека клеветы о его прелюбодеянии (хадд аль-казф), употребление алкоголя и незаконное присвоение чужого имущества (хадд ас-сиркат). За эти виды преступлений полагаются различные виды наказаний, начиная от штрафов, ударов плетьми, тюремного заключения, до смертного приговора (раджм).

К отмщающим наказаниям относятся: кисас (месть), дийя (компенсация), каффара (искупление) и лишение наследства. Эти виды наказания применяются за различные преступления против жизни и здоровья людей. За преднамеренное убийство человек наказывается убийством. Однако в особых случаях кисас может быть заменён выкупом за убитого (каффара), либо компенсацией (дийя) и возмещением ущерба. В случае непреднамеренного убийства или ранения выплачивается дийя.

Тазир — это вид наказания, применяемый за совершение различных противоправных действий, которые вредят людям и причиняют им неудобства. К таким преступлениям относятся: нарушение общественного порядка, мошенничество, жульничество и т. д. За такие преступления налагаются наказание в виде штрафов, тюремного заключения, ссылки и удары плетьми. В некоторых случаях допускается общественное увещевание.

Все эти принципы положены в основу образовательного процесса в Болгарской исламской академии и являются неотъемлемой частью ее педагогической системы.

 

Литература:

1. Ахмад Майкари Шумайля аль-Ахдал. Сулям аль-Мутааллимиль Мухтаджи. Джидда; Дар альМинхадж; 2005 г. 712с. (На араб. яз.).

2. Закария аль-Ансари. Фатх аль-Вахаб. Дар аль-Фикр. 1994. 2 тома. (На араб. яз.)

3. Ибрахим бин Мухаммад аль-Баджури. Хашият аль-Баджури аля шархи Ибн Касим аль-Иззи. Джидда; Дар аль-Минхадж; 2016 г. 3251 с. (На араб. яз.)

4. Имам Навави. Минхаджу Талибин. Джидда; Дар аль-Минхадж; 2005 г. 712 с. (На араб. яз.).

5. Имам Шаърани. Табакату Сугра. Каир; Мактабату ас-Сакафа. 2005 г. (На араб. яз.)

6. Мухаммад Амин аль-Хамави. Хуласат аль-Асар фи Аъяни аль-Карни аль-Хади ашар. Дар ас-Садир Бейрут. 2012. 4 тома. (На араб. яз.)

7. Мухаммад бин Сулайман аль-Курди. Аль-Фаваид Аль-Мадания. Дар Ан-Нуру Ас-Сабах. 2011. 512с. (На араб. яз.)

8. Наджмуддин аль-Гиззи. Лутф аль-самар ва катф аль-самар. Дамаск; Вазарат аль-Авкаф; (На араб. яз.)

9. Умар бин Риза бин Мухаммад Рагиб. Муъджам аль-Муаллифин. Бейрут; Дар. Ихьяи Тураси альИсламия; 2002. 1944. (На араб. яз.)

10. Харуддин Аз-Зирикли. Аль-Аълам. Дар Аль-Ильм лил Малайин. 2002. Энциклопедия. (На араб. яз.).

 

. . . . . . .