Психологическая устойчивость студентов
Психологическая устойчивость студентов
The psychological stability of students
Автор: Жигулин Андрей Алексеевич
кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», г. Воронеж, Россия.
e-mail: zhigulin1980@yandex.ru
Zhigulin Andrey Alekseevich
candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.
e-mail: zhigulin1980@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается психологическая устойчивость студентов как системное явление, включенное во взаимодействие ряда подсистем разного уровня, в которых базовым образованием зарождения и развития психологической устойчивости выступает подсистема произвольной саморегуляции в учебно-профессиональной деятельности.
Abstract: The article considers the psychological stability of students as a systemic phenomenon, included in the interaction of a number of subsystems of different levels, in which the basic formation of the emergence and development of psychological stability is the subsystem of voluntary self-regulation in educational and professional activities.
Ключевые слова: психология, личность, студент, психологическая устойчивость.
Keywords: psychology, personality, student, psychological stability.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
На современном этапе идет активный процесс внедрения инноваций во все сферы жизни и деятельности человека. В условиях развития современного общества расставляются акценты на определение роли каждого человека в жизнедеятельности социума, вкладе его способностей в экономический рост страны.
Изучение механизмов развития психологической устойчивости студентов в учебно-профессиональной деятельности фактически определяется тем, что назрела необходимость получения точных научных данных о работе механизмов управления процессами психологического развития личности.
Одна из существенных проблем заключается в изыскании активных методов развития потенциала устойчивости в целях принятия постоянного введения коррективов в деятельность студентов, в организации которой необходимы системное самоуправление и саморегуляция.
При этом важнейшими факторами выступают развитие психологической устойчивости и оптимальная сообразность сочетаемости самоуправления и саморегуляции как показателей ее развития в учебно-профессиональной деятельности студентов, а в дальнейшем и в его профессиональной деятельности.
Научные исследования показывают, что в настоящее время в системе высчшего профессионального образования выявлена тенденция, ориентированная на постоянную корректировку образовательных стандартов и сближение их с непрерывно изменяющимися требованиями рынка труда. Многогранная и интегративная роль психологической устойчивости в целостной методологии определенно требует выбора необходимого направления на развитие взаимосвязанности ее элементов в системе непрерывного образования.
Вхождение в проблемное поле психологической устойчивости подрастающей личности с учетом идеи контекстности проводилось А.А. Вербицким в целях обеспечения модернизации отечественного образования. А.И. Крупновым рассматривался системно-диспозиционный подход к исследованию личности студента, раскрывающий внутреннее строение черт личности и их многомерно-функциональную природу [1].
При изучении устойчивых характеристик личности была рассмотрена проблема самоуправления, которая нашла отражение в различных аспектах исследований в области психологии. Исходным положением данной проблематики стала концепция системы самоуправления Н.М. Пейсахова. В работах Г.Ш. Габдреевой, А.О. Прохорова представлено описание особенностей психических состояний личности, которая способна к самоуправлению. М.Н. Шевцов в своих работах на основе хронометрических методик проводил оценку способности к самоуправлению. Н.А. Вагапова с позиции деятельностного подхода проводила исследование структурных собенностей психологического механизма самоуправления деятельностью студента.
Представители Московской школы саморегуляции изучают особенности проявления психологической устойчивости в учебной и профессиональной сферах; О.А. Конопкиным раскрыт структурно-функциональный аспект произвольной саморегуляции; Г.С. Прыгин рассматривает осознанную саморегуляцию деятельности как субъектную регуляцию, характеризующую определенный уровень развития самостоятельности (автономности) личности; В.И. Моросановой выявлены стили произвольной саморегуляции деятельности; А.К. Осницким определена возможность развивать умения саморегуляции в профессиональном самоопределении студента [2].
Таким образом, психологическая устойчивость выступает как системное явление, включенное во взаимодействие ряда подсистем разного уровня, в которых базовым образованием зарождения и развития психологической устойчивости выступает подсистема произвольной саморегуляции в учебно-профессиональной деятельности. Психологическая устойчивость студента является феноменом учебно-профессиональной деятельности, компонентом подсистемы профессионального становления, проявляющегося и формирующегося в учебно-профессиональной деятельности и положительно воздействующего на ее протекание и результаты.
Список литературы:
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И.А. Баева. – М., 2018. – 270 с.
2. Баландин М.М. Условия формирования психологической устойчивости / М.М. Баландин. – М., 2003. – 22 с.