Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Значение формирования культуры безопасности личности в школе

Дата публикации: 2020-08-10 12:06:28
Статью разместил(а):
Иванов Игорь Федорович

Значение формирования культуры безопасности личности в школе

The importance of forming a culture of personal safety at school

 

Автор: Иванов Игорь Федорович

Заместитель директора по безопасности МБОУ «Средняя школа №8», г. Нижневартовск, Россия.

е-mail: iif1974@mail.ru

Ivanov Igor Fedorovich

Secondary School № 8, Nizhnevartovsk, Russia

e-mail: iif1974@mail.ru

 

Аннотация: В настоящее время в связи с возросшим уровнем опасностей социального, техногенного, природного и экологического характера немало времени уделяется вопросам формирования культуры безопасности личности. Изучение основ безопасности жизнедеятельности в школе направлено на формирование и развитие у обучающихся морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью. 

Abstract: Currently, due to the increased level of social, man-made, natural and ecological dangers, a lot of time is devoted to the formation of a culture of personal safety. The study of the basics of life safety at school is aimed at the formation and development of students' moral and psychological qualities, psychological resistance to hazards and emergencies, respect for the environment and their health.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, формирование компетенций, культура безопасности.

Key words: life safety, formation of competences, safety culture.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В настоящее время в связи с возросшим уровнем опасностей социального, техногенного, природного и экологического характера немало времени уделяется вопросам формирования культуры безопасности личности. В процессе усвоения различных образовательных программ в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом у учащихся должна быть сформирована компетенция, овладев которую выпускники образовательных учреждений должны быть способны создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение безопасности является одной из основных потребностей жизнедеятельности человека. Помимо естественных природных опасностей человека всегда сопровождали опасности, связанные с его жизнедеятельностью, которые могут привести  в травме, заболеванию, ущербу здоровья или смерти.

Под безопасностью следует понимать некоторый уровень приемлемой опасности. Вопросы обеспечения безопасности всегда актуальны и направлены на уменьшение рисков причинения вреда здоровью человека. Согласно энциклопедическому словарю под понятием «безопасность» понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Рассматривая историю научно-технического развития общества видно, что уровень опасностей социального, техногенного, природного и экологического характера возрастает. И в последние десятилетия достиг больших темпов роста. Это привело к тому, что требуется изменение мировоззрения человека, систему его ценностей, индивидуальной и общественной культуры. Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) направлена на решение задачи формирования безопасности личности.

На занятиях ОБЖ закладывается в сознание жизнеспособная позитивная и конструктивная концепция развития России на основе идеологии культуры безопасности, тесно связанной с нормами права, этики и морали. Исходя из современных требований, основными целями курса ОБЖ являются формирование компетенций, направленных на формирование и развитие у обучающихся морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью. В содержании дисциплины ОБЖ изучаются вопросы, рассматривающие индивидуальную, национальную и глобальную системы безопасности как единую многоуровневую структуру.

Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие. Поэтому одной из главных задач общеобразовательной школы является передача обучающимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности.

Учащиеся должны знать основы безопасной жизнедеятельности, факторы риска и методы защиты в чрезвычайных ситуациях. Уметь оценивать факторы риска, влияние последствий чрезвычайных ситуаций на жизнь и здоровье людей и обеспечивать личную безопасность и безопасность окружающих. Владеть основными приемами оказания первой доврачебной помощи, и выработать алгоритмы безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Изучение курса ОБЖ позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях, о прогнозировании и поведении в чрезвычайных и опасных ситуациях.

Одной из основных направлений дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является укрепление духовного, физического и психического здоровья учащихся.

Непрерывное обучение основам безопасности жизнедеятельности должно быть основано на дидактических, методических и организационно-педагогических принципах, которые позволят реализовать многочисленные функции курса ОБЖ и подготовить школьника к предупреждению и преодолению воздействий вредных и опасных факторов, безопасному поведению в повседневной жизни.

 

Список литературы:

1. Абаскалова Н.П., Акимова Л.А., Петров С.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе. – М.: Изд-во АРТА, 2011. – 303 с.

2. Айзман Р.И., Петров С.В., Ширшова В. М. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности – М.: АРТА, 2011. – 208 с.

3. Гражданская защита. Энциклопедический словарь под редакцией С.К.Шойгу / МЧС РФ, 2009. – 568 с.

4. Казначеев В.П. Проблема геополитики и выживания нации России в ХХI веке // Безопасность жизнедеятельности и образования. – Новосибирск, СО РАМН, 1992. – С. 6-16.

5. Николаева Н.И. Культура безопасности жизнедеятельности как основа безопасности России / Материалы ХIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. – М.: МЧС России, 2008. – С. 48-57.

6. Склянова Н.А., Плющ И.В. Безопасность образовательного пространства: монография. – Новосибирск: СО РАМН, 2001. – 176 с.

7. Ярочкин В.И. Секьюратология – наука о безопасности жизнедеятельности. – М.: Изд-во «Ось-89», 2000. – 400 с.

8. Айзман Р.И., Королев В.А. Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников //Сибирский педагогический журнал. – № 7. – 2012. – С. 211-215.

 

. . . . . . .