Педагогическая культура офицера военно-политического корпуса

Дата публикации: 2019-04-03 15:18:25
Статью разместил(а):
Ларионов Евгений Анатольевич

Педагогическая культура офицера военно-политического корпуса

Pedagogical culture officer political-military housing

 

Автор: Ларионов Евгений Анатольевич

кандидат политических наук, ФГБОУ ВО «МГУ им. М.В. Ломоносова», Москва, Россия/

e-mail: Larionow1978@yandex.ru

Larionov Evgeny Anatolyevich

candidate of political sciences, Moscow State University, Moscow, Russia/

e-mail: Larionow1978@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассмотрен вопрос о том, что представляет собой педагогическая культура военного руководителя, каковы ее содержание, структура, функции. Выбор темы обусловлен размышлениями о том каким должен быть офицер в современных условиях службы.

Abstract: the article deals with the question of what constitutes a military leader of pedagogical culture, what its content, structure, and function. The choice of theme is caused by reflections on how to how to be an officer in the modern conditions of service.

Ключевые слова: офицер-воспитатель, педагогическая культура, военно-педагогическая деятельность офицера. 

Keywords: officer-educator, teaching culture, military and educational activities.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Педагогическая культура, синтезируя в себе различные элементы сознания и деятельности, содержит в своей основе мировоззренческую, нравственную, профессиональную, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую в физическую стороны культуры. В структурном плане педагогическая культура представляет собой симбиоз психолого-педагогических убеждений и мастерства, общего развития и развития профессионально-педагогических качеств, педагогической этики и стремления к самосовершенствованию, системы многогранных отношений, стиля деятельности и поведения. Объединяя эти взаимообусловленные компоненты личности, педагогическая культура обогащает, развивает каждый из них до уровня высшего порядка,

Фундаментом педагогической культуры, ее внутренним стержнем является мировоззрение офицера. Обусловлено это тем, что мировоззрение человека определяет его помыслы и чувства, нравственные качества и гражданскую ответственность за результаты своего труда.

Педагогическая культура корпуса офицеров – воспитателей зиждется на глубоком знании ими военного дела. Роль военных знаний в деятельности офицера ныне значительно повысилась. Обусловлено это небывалой интенсивностью разработки новых видов Вооруженных Сил (Силы специальных операций), оружия и боевой техники, появлением принципиально новых форм и способов ведения боевых действий. А наиболее знаковым является возрождение военно-политической работы, что в условиях вызовов и угроз современности, делает этот направление наиболее актуальным.

Глубокое знание общих основ военного дела, боевых свойств и возможностей оружия и боевой техники, имеющихся в подразделении, способов их эффективного применения позволяет на занятиях создавать близкую к реальной картину современного боя и на этой основе качественно решать задачи обучения и воспитания подчиненных. При этом важно, чтобы изучаемые положения военного дела перерабатывались в сознании, офицера в интересах военно-педагогического процесса. Такой же переработке подвергается и соответствующая практическая деятельность, между теорией и практикой устанавливается своеобразная интеллектуальная и нравственная связь, которая определяет практическую направленность обучения и воспитания советских воинов.

Основными слагаемыми педагогической культуры офицера являются:

1. педагогическая направленность;

2. широкий кругозор и психолого-педагогическая эрудиция;

3. нравственная зрелость и безупречность;

4. гармония рационального и эмоционального, этического и эстетического;

5. высокое педагогическое мастерство;

6. дисциплина, организованность и инициативность в повседневной деятельности;

7. умение гармонично сочетать учебно-воспитательную работу с научными поисками путей ее совершенствования;

8. система профессионально-педагогических качеств , (одухотворенность и оптимизм, способность работать целеустремленно, с перспективой и полной отдачей, умение до тонкостей разбираться в сложных вопросах, подхватывать, ценные мысли подчиненных и оперативно превращать их в действия, открытый характер, готовность к совместной кропотливой работе и др.);

9. педагогически направленное общение и поведение;

10. повышенная требовательность к себе, развитая потребность в самосовершенствовании, умение систематически расширять и углублять свое духовное богатство, укреплять физические силы, здоровье.

Содержание каждого из компонентов педагогической культуры многогранно. Педагогическая направленность личности офицера составляют прежде всего его положительное отношение к военно-педагогической деятельности, активное стремление заниматься ею, глубокое уважение достоинства подчиненных, повседневная забота об их общем и специальном развитии. Стержнем педагогической направленности является система психолого-педагогических убеждений. Выражая педагогическое кредо офицера, они входят в систему его мировоззренческих, нравственных и эстетических убеждений. Психолого-педагогические убеждения обусловливают целостность и качественную определенность офицера как педагога, побуждают его быть последовательным, логичным и целеустремленным в педагогической деятельности, в общении с подчиненными.

Изучение содержания педагогических убеждений офицеров ряда подразделений показало, что общим для них является: зависимость педагогического мастерства офицера от уровня его общей и специальной подготовки, опыта службы и жизни; результативности занятий-от умения офицера заинтересовать подчиненных; эффективности занятий, тренировок, умений - от интенсивности поиска наиболее оптимальных и эффективных путей решения учебно-боевых задач; дисциплины – от ее прочной нравственной основы. В каждом человеке всегда есть хорошее, что надо увидеть, поддержать, развить; педагогический такт неэффективен без справедливой требовательности, развитие воина зависит от интенсивности его работы, разумного сочетания труда и отдыха и др. Сила этих и других педагогических убеждений в их конкретности и нацеленности на поиск. Офицеры, с трудом выражающие свои педагогические убеждения, сводящие их к общеизвестным истинам, работают обычно стереотипно, уповают на везение или счастливый случай.

Офицеры, характеризующиеся высокой педагогической культурой, как правило, хорошо ориентируются в общественно-политической и психолого-педагогической литературе, по праву слывут знатоками военно-педагогической теории и практики. Они постоянно обращаются к трудам классиков педагогики, результатов современных психолого-педагогических исследований периодической литературы. Их психолого-педагогические знания являются важной составляющей общей эрудиции, значимость которой в деятельности офицера постоянно возрастает. Ведь успешно формировать современного военного специалиста могут лишь разносторонне образованные, широко эрудированные офицеры.

Глубокие, обоснованные знания – важнейшая предпосылка зрелости и интеллигентности, т. е. умения мыслить широко, изучать и понимать явления в их взаимосвязи, сочетать творческий поиск с активным гуманизмом, уважительно – внимательно относиться к людям, повышать их культуру. Интеллигентность - динамично-моральное качество офицера, его способность глубоко и объективно судить о происходящих событиях, правильно оценивать их, находить оптимальные пути решения педагогических задач.

Интеллигентный офицер – это человек, обладающий большим духовным богатством и высокой культурой чувств. В его поведении и деятельности органически сочетаются рациональное и эмоциональное начала. Как без собственных знаний офицеру нечему научить других, так и без развитых чувств ему не быть их воспитателем. Если же офицер – яркая, оригинально мыслящая личность, человек широкого эмоционального диапазона, с четкой гражданской позицией, влияние его на подчиненных огромно. Причем развивать культуру чувств – задача более сложная, чем обогащать себя знаниями и развивать свой ум. Вот почему решение этой задачи считается главным в развитии педагогической культуры.

Офицеру высокой педагогической культуры присуща нравственная безупречность, в основе которой лежит соблюдение норм общепринятой морали, требований военной присяги и воинских уставов. Для такого офицера характерны активная жизненная позиция, единство слова и дела, дисциплинированность, организованность, правдивость, скромность, трудолюбие, достойное поведение и другие нравственные качества. Они проявляются в единстве с его эстетическим отношением к действительности. Понимание эстетического - необходимое условие интеллигентности человека, сильный импульс к творческим поискам. Офицер учит воинов правильно понимать и оценивать прекрасное и несовершенное в общественной и личной жизни, формирует у них эстетическое отношение к действительности.

Важнейшим выразителем педагогической культуры офицера является его педагогическое мастерство. Это ее активно-действенная сторона, обусловленная характером военно-педагогического труда – сложной умственной деятельностью, в которой проявляется личность офицера в целом. Военно-педагогический труд требует от офицера компетентности и высокого профессионализма, глубокого знания цели и задач подготовки подчиненных, умения найти и оптимально сконструировать соответствующий учебный материал, логически стройно и доказательно его изложить. Для офицера – военного педагога очень важно умение использовать при необходимости различные пособия и технические средства, образцово показывать способы выполнения разучиваемых приемов боевой работы, устанавливать правильные взаимоотношения с обучаемыми, вызывать у них желание самостоятельно приобретать знания и навыки, проверять и оценивать уровень их подготовленности, оказывать на воинов воздействие, направлять их повседневную служебную, учебную и общественную деятельность. Такого рода труд характеризуется постоянной сосредоточенностью, “неустанным думанием”, непрерывными поисками новой информации, эффективных путей и средств обучения и воспитания, т. е. творческой, эмоционально насыщенной деятельностью, требующей целеустремленности, больших волевых усилий, привлекающей воинов четкостью общественной позиции, обаянием ищущей мысли, нравственной привлекательностью самого воспитателя.

Военно-педагогическая деятельность командиров обусловлена многими факторами и осуществляется в соответствии с психолого-педагогическими закономерностями. Это не отрицает, а, наоборот, предполагает ведущую роль в ней творческих начал и личностных качеств офицера. Не случайно, поэтому педагогическая деятельность часто отождествляется с искусством художника, актера; тем самым подчеркивается большая роль вдохновения, интуиции и импровизации в работе педагога.

Педагогически направленное общение и поведение офицера – важнейший компонент педагогической культуры, который одновременно является формой проявления многих других ее составных частей. Общение и поведение образно и конкретно выражают личность воспитателя в целом, стиль его деятельности.

Командиры – активные поборники строгого воинского порядка, безупречного выполнения требований воинских уставов и норм общественной нравственности. Всем своим видом, манерами разговаривать, держать себя, обращаться к окружающим они утверждают уставные высоконравственные отношения. Но при этом офицер высокой педагогической культуры не формалист и не сухой ментор. Это общительный человек, который всегда стремится быть ближе к людям, умеет находить правильный тон в общении с воинами. Он прост и доступен, оценивает себя самокритично, умеет на ходу подхватить и оценить мысль подчиненного, потребовать от воина в срок и качественно выполнить задание, проявляя при этом чуткость и уважение его личного достоинства.

Повышенная требовательность к себе, развитая потребность в самосовершенствовании, умение ориентироваться в различной информации, последовательно расширять и углублять свой кругозор, профессиональную подготовленность, свое духовное богатство, сохранять и укреплять свое здоровье – важнейшие компоненты и показатели педагогической культуры, залог успеха в педагогической деятельности офицера.

В условиях демократического становления всех сфер жизни нашего общества самосовершенствование офицера стало первейшей необходимостью. Чтобы идти в ногу с жизнью, ему нужно неутомимо, изо дня в день пополнять запас научных, военных и специальных знаний, совершенствовать навыки и умения, работать с перспективой.

Между основными компонентами педагогической культуры существуют сложные связи и зависимости, обусловленные психическими свойствами личности офицера и условиями, в которых он работает. Вот почему при общности основных компонентов педагогическая культура офицера всегда индивидуально неповторима.

Овладение педагогической культурой – процесс сложный и длительный. Он начинается на школьной скамье и в семье, продолжается во время обучения в военной образовательной организации. Более активно этот процесс осуществляется в первые годы работы на военно-педагогическом поприще. Совершенствование педагогической культуры происходит в течение всего времени службы офицера во время самостоятельного изучения военной, специальной, педагогической и методической литературы, ознакомления с результатами последних исследований в этих областях, передовым опытом - источником новых знаний, активным стимулятором творчества. Большую роль при этом играет общественная деятельность офицера.

Как известно, в любой области совершенствованию предела нет. Тем более его нет и не может быть в педагогической деятельности, которая всем своим содержанием устремлена в будущее. Природа педагогической культуры, ее суть побуждают офицера к непрерывному движению вперед.

 

Список литературы:

1. Ангеленко О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в Вооруженных силах Российской Федерации: Дис. …канд. филос. наук .-М.: ВУ, 2017.

2. Армия и политика: Дискуссия о "терминах" или спор о роли Вооруженных Сил в обществе? // Красная звезда. - 2018. -12 ноября.

3. Бровко С. А. Военно-гражданские отношения: содержание, типология и особенности в России:  Дис. …канд. филос. наук. - М., 1997.

4. Вачаев С.П. Деятельность органов военной печати по героико-патриотическому воспитанию советских воинов: (На опыте окружных, групповых и флотских газет за период 1981-1987 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М.: ВПА, 1988

5. Военная пресса через призму статистики // Армия. -2018.- № 15.

6. Военно-социальная информация. – М.: ВУ, 2019.

7. Доклад Министра обороны РФ С.Б. Иванова на совещании руководящего состава ВС РФ «Об итогах подготовки ВС РФ в 2018 учебном году» ГИС ИНТЕРНЕТ.

8. Шепель В.М. Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера. М.: Дом педагогики, 2000.-544 с.