Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Особенности формирования навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 2020-06-25 12:46:15
Статью разместил(а):
Анисимова Татьяна Сергеевна

Особенности формирования навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи

Features of formation of word formation skills in children with General speech underdevelopment

 

Автор: Анисимова Татьяна Сергеевна

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия.

e-mail: tania-anisimova-81@mail.ru

Anisimova Tatyana Sergeevna

Vyatka State University, Kirov, Russia.

e-mail: tania-anisimova-81@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются исследования по формированию навыка словообразования у детей с общим недоразвитием речи.

Annotation. The article deals with research on the formation of word formation skills in children with General speech underdevelopment.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, навык словообразования, дети дошкольного возраста.

Keywords: General underdevelopment of speech, word formation skill, preschool children.

Тематическая рубрика: педагогика и образование.

 

Правильная и грамотная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и совершеннее речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие.

В настоящее время в силу множества причин отмечается стремительный рост речевой патологии. Достаточно распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР). Речевая недостаточность при ОНР может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, т. е. имеются нарушения всех компонентов языковой системы, в том числе нарушения словообразования.

Словообразование представляет собой раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. Изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов.

Вопросами изучения особенностей словообразования у детей дошкольного возраста занимались такие исследователи, как Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, А.Г. Тамбовцева, Т.Б. Филичева, С. Н. Шаховская.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя сложнейшими процессами, которые являются определяющими для дальнейшего развития словообразовательного уровня языковой деятельности: процессами вычленения и семантического синтеза. Эти процессы отражают уровень знаний ребенка об окружающем мире, структурированность и детализацию тех элементов действительности, которые были выделены в процессе коммуникации и которыми ребенок овладел в ходе деятельности.

Проанализировав имеющуюся литературу по проблеме словообразования, можно отметить, что при нормальном развитии по мнению многих исследователей процессы словообразования формируются по мере овладения ребёнком активной лексикой, когда ребёнок образует словесные связи. При овладении формами слов дети основываются на предметном восприятии и образном соотнесении.

По данным Т.Б. Уваровой, дети дошкольного возраста в основном используют морфемный способ образования. Наиболее интенсивное формирование словообразовательных умений и навыков происходит в возрасте 4-5 лет, когда ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и словообразования.

Как показывают экспериментальные материалы, полученные в исследованиях Э.А. Федеравичене и А.Г. Тамбовцевой, детское словообразование имеет свои особенности в различные периоды дошкольного детства. Материалы, полученные Э. А. Федеравичене показывают, что ребенок трех лет, пытаясь объяснить значения слов на основе их состава, почти не использует словообразовательные средства для создания производных слов, к пятилетнему возрасту у него резко возрастает способность не только объяснять значения слов по составляющим их частям, но и способность создавать новые слова. К шести годам ребенок достигает того уровня речевого развития, который возможен при стихийном владении языком. А. Г. Тамбовцевой было выявлено три основных этапа:

1) период формирования предпосылок словообразования (от 2,6 до 3,6 – 4 лет), когда словопроизводство имеет случайный ситуационный характер;

2) период активного освоения словопроизводства, период регулярного словотворчества (от 3,6 – 4 до 5,6 – 6 лет);

3) период усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, снижения интенсивности словотворчества (5,6 – 6,0 лет).

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Этап формирования предпосылок словообразования связан с усвоением закономерностей родного языка в младшем дошкольном возрасте. В это время «ребенок еще не может выделить в ситуации основные связи и отношения, то есть главное, и, с другой стороны, у него еще нет языковых средств для выражения выявленных связей и отношений. Поэтому характерный для данного периода развития ребенка тип обозначения ситуации в целом соответствует уровню познания действительности, воспринимаемой в этот период.

Этап активного освоения словопроизводства, период регулярного словотворчества» охватывает довольно большой временной отрезок: от 3,6 - 4,0 до 5,5 - 6,0 лет. Особенность данного этапа состоит в том, что в процесс восприятия производного слова активно включается уже и языковой опыт ребенка: значение производного он начинает выводить не только с привлечением своего практического знания о предмете, но и путем осмысления структуры слова, значения его частей.

Таким образом, дети объясняют значение производного слова с опорой на его структуру, при этом создаваемое производное слово «достаточно адекватно отражает правильно осмысленные в качестве существенных связи и отношения элементов реальной деятельностной ситуации.

Исследования отмечают самостоятельную словообразовательную деятельность ребенка данного возраста, что является свидетельством овладения им «определенной моделью-типом словообразования, которая позволяет установить связи между явлениями действительности и языковыми средствами их выражения.

На данном этапе дети очень ярко демонстрируют свое умение создавать производные слова, так как именно в этот период исследователи фиксируют «номинативный взрыв» в речи ребенка (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, Т.Н. Ушакова и др.). Рост словаря не успевает за потребностями общения, что приводит к резкому росту «детских» слов в речи ребенка. Имеющийся словарь ребенка не обеспечивает его потребности в номинации явлений, поэтому ребенком изобретается новая единица по усвоенным правилам.

Заключительный этап в усвоении словообразовательной системы дошкольниками (5,6 - 6,0) представляет собой период усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, снижения интенсивности словотворчества.

Анализируя состояние речи у детей с ОНР, Т.В. Туманова констатирует у них недостаточность словообразовательных навыков уже в дошкольном возрасте. В устной речи эта недостаточность проявляется в неполноте использования разных частей речи, множественных заменах и смешениях слов, отсутствии в словаре ребенка многих слов и т.д., вследствие чего в речи употребляются в основном существительные и глаголы, реже используются прилагательные, местоимения, наречия.

Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта, как общее недоразвитие речи. Вследствие этого недостатки словообразовательных операций отмечаются у дошкольников с ОНР на разных этапах восприятия и порождения речевого высказывания.

У детей с общим недоразвитием речи часто оказываются несформированными навыки практического словообразования: относительных прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами («деревко», «ведречко»), сравнительной степени прилагательных и т.п. Ярко проявляются неточное знание и употребление многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, действия, признаки, состояния предметов, затруднен подбор однокоренных слов.

В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико (-ик, -очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к).

Т.В. Тумановой представлена типология словообразовательных ошибок, которая демонстрирует трудности, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на этапе восприятия речи и на этапах внутреннего программирования.

- ошибки в выборе производящей основы для будущего слова, в результате чего образуются детские неологизмы («белёвая» - машинка для стирки белья, «еденая» - машина, которая едет);

- преимущественная ориентация на корневое значение слова, приводящая к ошибочному называнию (например, к словам «ключник», «ключ», «ключик» подбирается одна и та же картинка с изображением ключа);

- недифференцированное понимание значений аффиксальных словообразовательных элементов (например, одна и та же картинка подбирается к глаголам «пришел», «подошел», «перешел»);

- нарушение операций выбора в долговременной памяти словообразовательного аффикса, соответствующего заданной модели слова. Это часто проявляется в «переборе» возможных вариантов морфем, например, при ответе на вопрос: Как называется того, кто точит ножи?», ребенок отвечает: «точилкин, нет, точилка… а может, точинник?» и т.п.;

- смешение слов с многозначными аффиксами (например, для картинки «цветник» ребенок признает правильными такие варианты слов, как «цветик», «цветочница»);

- несоблюдение формальных условий при образовании нового слова: его звуковой, слоговой структуры, ударности и пр. Например, вместо «нарисовал» ребенок говорит «санаявал»;

- замещение словообразования на аграмматичное ситуативное высказывание (например, вместо «муравейник» - куча, для муравьев которая).

Представленная типология ошибок свидетельствует об ограниченных возможностях усвоения дошкольниками с недоразвитием речи морфем как языковых знаков и овладения операциями с ними.

Таким образом, Т.В. Тумановой были сделаны важные выводы, свидетельствующие о слабой готовности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к выполнению базовых словообразовательных операций; а именно:

- дети с ОНР значительно отстают от сверстников с нормально развитой речью даже при проведении простейших операций выделения словообразовательных морфем из состава слова;

- у детей с ОНР отмечен низкий уровень сформированности предпосылок для развития словообразования условий. Причем наблюдается недостаточность как речевых условий (скудость первичного словаря мотивированной лексики, ограниченность использования производных форм в активном и пассивном плане), так и условий когнитивных (слабость мотивационной сферы, недостаточность объема зрительной и слуховой памяти, памяти на линейный вербальный ряд, неточность спецификации ситуации и т.д.). Значительно нарушены все компоненты интегративных операций и правила их проведения: выбор мотивирующей основы, нахождение в долговременной памяти нужной словообразовательной морфемы и синтезирование ее с производящей основой.

Подводя итог исследованию, делаю вывод о том, что дети с ОНР готовы образовывать слова только по достижении III уровня ОНР и словообразование развивается у них неравномерно, хотя последовательность развития навыков словообразования у них такая же, как у детей с нормой речевого развития. Также у детей с ОНР снижены возможности в усвоении словообразовательных морфем, в овладении операций с ними, что тормозит становление лексической системы и всего словообразовательного уровня языковой способности, а, следовательно, речевого развития в целом.

 

Список литературы:

1. Кубрякова Е.С. Словообразование как особый вид речевой деятельности. Словообразование и формообразование / Е. С. Кубрякова. – М.: Астрель, 2013. – 57 с.

2. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: [Текст] автореф. дис. … канд. пед. наук / А.Г. Тамбовцева. – М., 2003. – 23 с.

3. Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с ОНР [Текст]: Автореферат на соискание уч. ст. доктора пед. наук / Т.В. Туманова.– М., 2005.

4. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: моногр. / Т.В. Туманова; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. – М.: Альфа, 2002. – 113 с.: ил. – Библиогр.: С. 104 – 112.

5. Уварова Т.Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР [Текст] / Т. Б. Уварова // Логопед. - 2000. – №4. – С. 52

6. Федеравичене Э.А. Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа [Текст]: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - М., 1984. – 24 с.

7. Шахнарович А.М. Онтогенез мыслеречедеятельности: семантика и текст. // Филологические науки. М., 1998. №1. С.56-65.

 

. . . . . . .