Теоретические основы планирования деятельности учреждения дополнительного образования

Дата публикации: 2020-06-23 15:36:17
Статью разместил(а):
Хадиуллина Нафиса Ракиповна

Теоретические основы планирования деятельности учреждения дополнительного образования

The theoretical basis for planning the activities of the institution of additional education

 

Авторы:

Хадиуллина Нафиса Ракиповна

Елабужский институт (филиал) Казанского Федерального Университета, г. Елабуга, Республика Татарсан, Россия.

E-mail: NafisaSabirova_94@mail.ru

Khadiullina Nafisa Rakipovna

Yelabuga branch of Kazan Federal University, Еlabuga, Republik Tatarstan, Russia.

E-mail: NafisaSabirova_94@mail.ru 

Устюжина Ольга Николаевна

доцент, кандидат экономических наук, Елабужский институт (филиал) Казанского Федерального Университета, г. Елабуга, Республика Татарсан, Россия.

E-mail: ONUstjuzhina@ksu.ru

Ustjuzhina Olga Nikolaevna

Docent, candidate of economic Sciences, Elabuga Institute of Kazan Federal University, Faculty of Economics and management / Department of Economics and management, Elabuga, Republik Tatarstan, Russia.

E-mail: ONUstjuzhina@ksu.ru

 

Аннотация: В статье проводится анализ теоретических основ планирования деятельности учреждения дополнительного образования. Дается определение планирования в системе управления образовательным учреждением, рассматриваются типы, методы и свойства планирования.

Abstract: The article analyzes the theoretical foundations of planning the activities of institutions of additional education. The definition of planning in the educational institution management system is given, types, methods and properties of planning are considered.

Ключевые слова: планирование, образовательное учреждение, дополнительное образование, типы планирования, методы планирования, свойства планирования.

Keywords: planning, educational institution, additional education, types of planning, planning methods, planning properties.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Успешность социально-экономических изменений, происходящих сегодня в нашей стране, зависит от качества образования, профессиональной компетентности будущих специалистов и эффективности деятельности образовательных учреждений, отвечающих за формирование личности. Современная система образования в качестве одного из ключевых ориентиров функционирования имеет подготовку специалистов, конкурентоспособных на рынке труда и востребованных работодателями. Подготовка обучающихся организаций дополнительного профессионального образования обеспечивает разностороннее развитие личности и способствует формированию у них базовых профессиональных и общих компетенций.

В свою очередь, качество деятельности учреждений дополнительного образования определяется, в значительной степени, особенностями реализации образовательного процесса, который можно рассматривать как результат планирования – одной из важнейших функций управления организацией. Планирование деятельности образовательного учреждения является одной из основных задач его эффективного развития и механизмом совершенствования системы управления.

Вопросы планирования деятельности образовательного учреждения как инструмента совершенствования управления дополнительным образованием в настоящее время является наиболее востребованными и актуальными в психолого-педагогической и методической литературе.

На основе анализа современных научных исследований, посвященных данной проблематике, планирование в деятельности образовательных учреждений может быть охарактеризовано как неотъемлемая часть содержания процесса управления. Планирование может быть определено как средство согласования руководящими субъектами механизмов деятельности образовательного учреждения, необходимых для достижения единой цели, которую ставят все субъекты образовательной деятельности на всех уровнях функционирования организации. В узком смысле планирование деятельности образовательного учреждения можно определить как разработку индивидуального плана работы субъектов образовательного процесса, способствующего достижению поставленных целей в их индивидуальной деятельности, согласующихся с целями работы образовательного учреждения.

Система планирования деятельности образовательного учреждения включает в себя несколько различных его типов. Важнейшее значение в работе учреждения дополнительного образования имеет стратегическое планирование, которое обычно осуществляется путем разработки долгосрочного плана (программы) развития образовательного учреждения на срок до трех лет. В области текущего планирования разрабатывается годовой план работы образовательного учреждения. Большое значение имеют также тематические планы образовательной и воспитательной работы, индивидуальные планы педагогов и администрации учреждений дополнительного образования, а также календарное и долгосрочное планирование для групп обучающихся различных возрастов, обучающихся по различным программам дополнительного образования [4].

Вне зависимости от типа, планирование деятельности образовательного учреждения является очень важным процессом, определяющим стратегическое и тактическое развитие учреждения и достижение целей его деятельности при реализации дополнительных образовательных программ.

Планирование деятельности образовательного учреждения осуществляется на основе реализации совместных усилий административного и педагогического персонала, поэтому для повышения его эффективности особое значение приобретает выстраивание сотруднических взаимоотношений между специалистами различного уровня и формирования у них стремления решать общие проблемы учреждения [1].

На основе анализа научной литературы могут быть выделены несколько общих методов, способствующих повышению эффективности планирования, которые могут использоваться в учреждениях дополнительного образования [2]:

- метод оценки – планирование осуществляется на основе оценки уровня текущего состояния деятельности образовательного учреждения, а также особенностей работы каждого педагога по планированию образовательного процесса;

- метод постановки целей – планирование осуществляется на основе определения целей и задач деятельности образовательного учреждения на определенный период, выстраивания их взаимосвязи с общей программой развития учреждения;

- метод визуализации – планирование осуществляется на основе анализа результатов образовательной организации в целом и для отдельных педагогов, которые должны быть достигнуты в конце периода деятельности, на который осуществляется планирование.

Планы деятельности образовательного учреждения, разработанные с использованием указанных методов (стратегические – на уровне всего учреждения и тактические – на уровне отдельных педагогов), должны обладать следующими свойствами [3]:

- актуальность – планирование должно быть направлено ​​на решение важных вопросов образовательного процесса;

- прогностичность – планирование должно предусматривать не только текущие требования к целям, задачам и содержанию образовательного процесса, но и будущие изменения в деятельности образовательного учреждения;

- рациональность – планирование должно определять не только цели деятельности образовательного учреждения, но и способы их достижения, соответствующие его текущему состоянию;

- реализм – планирование должно быть основано на реальном положении дел в образовательном учреждении, учитывать актуальные особенности его деятельности;

- целостность – планирование должно обеспечивать полноту реализации мероприятий, необходимых для достижения целей деятельности образовательного учреждения;

- возможность контроля – планирование должно предусматривать не только конечные, но и промежуточные цели деятельности образовательного учреждения и предполагать возможность проверки их соответствия фактически полученным результатам;

- чувствительность к сбоям – планирование должно предусматривать использование инструментов для своевременного выявления и коррекции отклонений от плана, препятствующих достижению поставленных целей.

Таким образом, планирование деятельности образовательных учреждений в системе дополнительного образования является одним из основных инструментов управления их деятельностью, направленных на повышение качества обучения и воспитания. В соответствии с этим, планирование должно учитывать специфику конкретного образовательного учреждения, его педагогического состава, образовательной программы дополнительного образования, конкретной ситуации и условий деятельности учреждения и отдельных его педагогов.

 

Список литературы:

1. Боброва Л.В. Управление качеством современного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. - № 3-2. – С. 61-63.

2. Демина Е.В., Карпушина Н.Д., Гущина Л.И. Процессный подход, сетевое планирование, бережливое производство, управление проектами при реализации образовательного процесса // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. – 2016. – Том 10. – №1. – С. 54-57.

3. Нухова А.А. Подходы к разработке программы развития дошкольного учреждения // Актуальные вопросы современной науки. – 2016. – № 27. – С. 160-172.

4. Рягин С.Н., Суртаева Н.Н. Инновации в управлении образовательными организациями // Специфика педагогического образования в регионах России. – 2015. – № 1. С.25.