Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Функции системы оплаты и стимулирования труда педагогических работников

Дата публикации: 2020-06-16 09:05:29
Статью разместил(а):
Рахимова Алина Сергеевна

Функции системы оплаты и стимулирования труда педагогических работников

Functions of the system of remuneration and incentives for teaching staff

 

Авторы: 

Хусаинова Светлана Васильевна 

кандидат экономических наук, доцент, Елабужский институт Казанского федерального университета, г. Елабуга, Россия.

e-mail: Husainovasv@mail.ru

Khusainova Svetlana Vasilevna

candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Elabuga Institute of Kazan Federal University, Elabuga, Russia.

e-mail: Husainovasv@mail.ru

Рахимова Алина Сергеевна

Елабужский институт Казанского федерального университета, г. Елабуга, Россия.

e-mail: Hasan280396@mail.ru

Rakhimova Alina Sergeevna

Elabuga Institute of Kazan Federal University, Elabuga, Russia.

e-mail: Hasan280396@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования специфики реализации функций системы оплаты труда и мотивации педагогических работников в образовательных учреждениях. На основе анализа современного состояния системы оплаты труда педагогов автором делается вывод о том, что на современном этапе ключевое значение в ее организации приобретает стимулирующий компонент заработной платы, обеспечивающий достижение высокого уровня качества деятельности не только отдельного педагога, но и образовательного учреждения в целом.

Abstract. This article presents the results of a study of the features of the implementation of the functions of the remuneration system and motivation of teachers in educational institutions. The author concludes that the key component in the organization of the wage system is the incentive component of wages. This component ensures the achievement of a high level of quality not only for the individual teacher, but also for the educational institution.

Ключевые слова: система образования, система оплаты труда, педагогические работники, стимулирующая функция оплаты труда.

Keywords: education system, remuneration system, teaching staff, incentive function of remuneration.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Актуальность изучения различных аспектов проблемы организации и стимулирования труда педагогических работников определяется существующей в современном обществе необходимостью формирования эффективной системы мотивации работников педагогов и ее обоснования на теоретико-методологическом уровне. Вместе с тем, несмотря на наличие социального запроса, в экономической науке и в теории управления образовательными организациями данная проблематика все еще остается недостаточно разработанной. В частности, в научной литературе до сих пор отсутствует решение вопроса о том, каковы функции системы оплаты и стимулирования труда педагогических работников в их влиянии на процесс управления образовательной организацией: вплоть до последнего времени в отечественной науке практически отсутствовали специальные исследования заработной платы и мотиваций педагогического труда.

Целью данной статьи выявление специфики реализации функций системы оплаты труда и мотивации педагогических работников в образовательных учреждениях. Объектом исследования является процесс мотивации педагогов к осуществлению профессиональной деятельности, предметом – функции системы оплаты труда и мотивации педагогов.

В последние годы в системе оплаты труда педагогических работников в нашей стране происходят существенные изменения, связанные с переходом на Новую систему оплаты труда (НСОТ), введенную постановлением Правительства РФ №583 от 05.05.2008 года и вступившую в силу с 01.12.2008 года. В отличие от системы, действовавшей до ее внедрения, согласно которой расчет оплаты труда педагога производился на базе ставки, установленной в соответствие с Единой тарифной сеткой, НСОТ ставит в качестве своей цели повышение мотивационной составляющей оплаты труда педагогических работников посредством введения системы следующих надбавок, доплат и компенсаций, добавляющихся к окладу (постоянной составляющей) имеющих переменное значение и зависящих от показателей качества деятельности педагога [4]:

- надбавки к заработной плате за стаж, квалификацию и уровень образования;

- компенсации, выплачиваемые в связи с выполнением педагогом дополнительной работы, совмещением должностей; обучением детей с ограниченными возможностями; ведением профессиональной деятельности в условиях сельской местности;

- надбавки, связанные с достижением педагогом определенного уровня результативности деятельности.

С переходом на новую систему оплаты труда и стимулирования педагогических работников происходит и изменение в реализации функций этой системы. Основной ее функцией становится в современных условиях мотивация педагогов к повышению уровня своего профессионально-личностного роста, выражающегося в определенных показателях трудовой деятельности. В этом, в частности, выражается ее отличие от предшествующей системы, в которой значение основной функции системы оплаты труда имела социальная функция, предполагающая удовлетворение посредством заработной платы основных потребностей и нужд педагога.

Что же касается других функций, реализуемых системой оплаты труда и стимулирования деятельности педагогических работников, необходимо сказать о том, что в новых условиях они по-прежнему сохраняют свое значение. В частности, речь идет о таких функциях как:

- воспроизводственная, обеспечивающая возможности воспроизводства педагогических кадров в образовательном учреждении;

- учетно-производственная, характеризующаяся меру участия живого труда в процессе формирования цены представляемых учреждением образовательных услуг.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в развитии системы оплаты труда и стимулирования педагогических работников на территории нашей страны ключевое значение приобретает в настоящее время усиление роли стимулирующей ее функции. Возможность достижения высокого уровня стимулирующей роли заработной платы обосновывается, в первую очередь, тем, что в структуре доходов педагогов она начинает составлять преобладающую часть доходов по сравнению с другими их источниками.

Стимулирующая функция системы оплаты труда педагогов отражает общие тенденции в данной сфере отношений между работником и работодателем и воплощает в себе ее свойство направлять интересы членов трудового коллектива образовательной организации на достижение необходимых результатов труда, обеспечивающих достижение высокого качества образовательной деятельности посредством обеспечения взаимосвязи размеров вознаграждения и трудового вклада. Стимулирующая роль системы оплаты труда педагогов проявляется во взаимосвязи оплаты труда с конкретными результатами их профессиональной деятельности.

Необходимость усиления данной функции определяется тем, что в отсутствии стимулирующего компонента в качестве основного составляющего элемента заработной платы педагогов, она (заработная плата) теряет свое значение как важного фактора мотивации профессиональной деятельности и становится, в сущности, просто социальным пособием, не имеющим никакой связи с результативностью трудовой деятельности. Поэтому в современных условиях, для того, чтобы обеспечить высокую эффективность деятельности образовательного учреждения, в организации системы оплаты труда педагогов необходимо, в первую очередь, стремиться к усилению значения стимулирующей ее функции.

Результатом достижения такой роли рассматриваемой нами функции становится, наряду с количественным повышением показателей деятельности педагога, рост качественного его уровня, выражающегося в потребности педагогических работников в саморазвитии и самореализации. Действительно, удовлетворение базовых потребностей педагога достигается, во многом, посредством реализации социальной функции системы оплаты труда. Отсутствие необходимости заботиться о сохранении определенного качества жизни, мотивирует членов педагогического коллектива образовательных учреждений на осуществление деятельности, направленной на удовлетворение потребностей более высокого уровня – в частности, потребностей в общественном признании и самоактуализации личности педагога на основе сформированных у него систем ценностей. На практике это выражается в том, что педагоги начинают стремиться к выполнению работы по распространению передового опыта, к участию в научно-практических мероприятиях, семинарах, в инновационной деятельности, осуществляющейся в образовательном учреждении.

Таким образом, на современном этапе модернизации системы образования в нашей стране ключевое значение в организации оплаты труда педагогических работников приобретает стимулирующий компонент заработной платы, обеспечивающий достижение высокого уровня качества деятельности не только отдельного педагога, но и образовательного учреждения в целом.

 

Список литературы:

1. Балынская Н.Р. Изменение в системе оплаты труда как фактор управления мотивацией трудового поведения работников образовательных учреждений / Балынская Н.Р., Кузнецова Н.В., Синицына О.Н. // Вопросы управления. – 2015. - № 4. – С. 96 – 104.

2. Битюкова С.С. Мотивация и стимулирование персонала образовательных учреждений / Битюкова С.С.  // Молодой ученый. – 2019. - №32. – С. 20 – 23.

3. Гусятникова А.Г. Система оплаты труда работников школьного образования: региональная практика, проблемы и пути их решения / Гусятникова А.Г., Медушевская И.Е. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. – 2014. - № 2. – С. 89 – 105.

4. Феклин С.И. Общие вопросы оплаты труда педагогических работников / Феклин С.И.  // Эксперимент и инновации в школе. – 2008. - № 2. – С. 56 – 61.

 

. . . . . . .