Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Критерии оценки эффективности системы управления образовательной организацией

Дата публикации: 2020-06-15 08:49:00
Статью разместил(а):
Нигматзянова Алина Марселевна

Критерии оценки эффективности системы управления образовательной организацией

Criteria for assessing the effectiveness of the educational organization management system

 

Авторы:

Хусаинова Светлана Васильевна

кандидат экономических наук, доцент, Елабужский институт Казанского федерального университета, г. Елабуга, Россия.

e-mail: Husainovasv@mail.ru

Khusainova Svetlana Vasilevna

candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Elabuga Institute of Kazan Federal University, Elabuga, Russia.

e-mail: Husainovasv@mail.ru

Нигматзянова Алина Марселевна

Елабужский институт Казанского федерального университета, г. Елабуга, Россия.

e-mail: Nigmatzyanova19Alina@yandex.ru

Nigmatzyanova Alina Marselevna

Elabuga Institute of Kazan Federal University, Elabuga, Russia.

e-mail: Nigmatzyanova19Alina@yandex.ru

 

Аннотация. В статье приводятся результаты теоретического анализа, направленного на выявление критериев эффективности системы управления образовательной организацией. По результатам проведенного исследования автором делается вывод о том, что в качестве таких критериев могут быть использованы наличие органа государственно-общественного управления, информационная открытость, наличие системы непрерывного профессионального роста педагогических работников и системы оценки эффективности их деятельности; положительная динамика роста средней начисленной заработной платы педагогов.

Abstract: The article presents the results of theoretical analysis. They are aimed at identifying criteria for the effectiveness of the educational organization management system. The author concludes that such criteria can be used as the presence of a state and public administration body, information openness, the presence of a system of continuous professional growth of teachers and a system for evaluating the effectiveness of their activities; positive dynamics of growth in the average accrued salary of teachers.

Ключевые слова: образовательная организация, система управления, критерии эффективности.

Keywords: educational organization, management system, performance criteria.

Тематическая рубрика: педагогика и образование. 

 

Современное состояние системы образования на территории нашей страны характеризуется созданием рынка образовательных услуг, что, в свою очередь, приводит к усилению конкуренции образовательных организаций, стремящихся сегодня использовать все имеющиеся в их распоряжении ресурсы для того, чтобы привлечь как можно большее число обучающихся. В такой ситуации одним из важнейших условий обеспечения конкурентоспособности образовательной организации становится эффективность сложившейся в ней системы управления.

В соответствии с этим, проблема совершенствования системы управления образовательной организацией приобретает сегодня особую актуальность и значимость, обусловленную необходимостью теоретико-методологического обоснования возможностей использования различных механизмов повышения эффективности управленческой деятельности, а также определения практических путей и средств внедрения данных механизмов в деятельность учреждения образования.

В то же время поиск механизмов совершенствования системы управления образовательной организацией невозможен без предварительного определения ключевых критериев, позволяющих оценить эффективность существующей управленческой системы. В соответствии с этим, цель данной статьи состоит в том, чтобы выявить критерии эффективности системы управления образовательной организацией. Объектом исследования является процесс управления образованием, предметом – критерии эффективности системы управления.

Теоретический анализ по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что одной из особенностей деятельности образовательной организации, которую с необходимостью нужно учитывать при построении системы управления, является то, что образование, являясь в современных условиях отдельным видом экономической деятельности, требует особого внимания со стороны государства. Состояние и развитие образовательной организации, таким образом, в значительной степени зависит от особенностей федеральной системы управления образованием, а также от управленческих решений, принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления.

Данное обстоятельство, а именно тот факт, что образовательная организация рассматривается как элемент общероссийской системы управления образованием, определяет необходимость учета при построении системы управления того, что одним из критериев ее эффективности становится наличие в образовательной организации органа государственно-общественного управления. Кроме того, управлению организацией должны подключаться обучающиеся и их родители, педагогический персонал, различные социальные партнеры.

Еще одной значимой особенностью управленческой деятельности в сфере образования в современных условиях является необходимость ориентации всех аспектов ее деятельности на инновационный характер образования, внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в управление образовательной организацией [1, с. 12 – 13]. С данной точки зрения важным критерием эффективности системы управления становится информационная открытость организации, предполагающая, в том числе, наличие и функционирование сайта образовательной организации с регулярно обновляемыми информационными материалами, касающимися различных аспектов ее деятельности, а также участие организации в процедурах независимой оценки качества образования.

Информатизация образования в качестве одного из важных своих следствий имеет повышение требований к личности педагога, владеющего рядом компетенций, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность в изменившихся условиях образовательной среды [2]. В таких условиях особое значение приобретает сформированность в образовательной организации системы непрерывного профессионального роста, повышения квалификации педагогических работников, а важным критерием оценки эффективности созданной в ней системы управления становится уровень качества профессиональной деятельности педагогов, который может быть оценен как численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку в течение определенного периода.

Данный критерий является тесно связанным также с наличием в образовательной организации системы оценки эффективности деятельности педагогических работников, основанной на модели стимулирования их к повышению уровня своего профессионального роста [4, с. 231]. Поэтому в качестве еще одного показателя оценки эффективности системы управления может быть выделено внедрение такой системы и увеличение, тем самым, численности педагогических работников в образовательной организации, профессиональная деятельность которых оценивается по системе показателей эффективности деятельности, в том числе посредством их перевода на эффективный контракт.

Наконец, важным аспектом эффективности системы управления образовательной организацией становится повышение экономических показателей качества ее деятельности, для оценки которых могут быть использованы различные критерии, например, положительная динамика роста средней начисленной заработной платы педагогических работников, выражающаяся в повышении численности педагогов образовательной организации, у которых средняя начисленная заработная плата превышает рост средней начисленной заработной платы педагогических работников в сфере общего образования в муниципальном районе за отчетный период. Достижение таких результатов достаточно отчетливо свидетельствует о том, что система управления образовательной организацией, имеет достаточный уровень эффективности.

Таким образом, в качестве основных критериев оценки эффективности системы управления образовательной организацией, мы предлагаем использовать следующие:

- наличие в организации органа государственно-общественного управления, привлечение обучающихся и их родителей, членов педагогического коллектива, социальных партнеров к осуществлению управленческой деятельности;

- наличие сайта образовательной организации с обновленными информационными материалами; уровень информационной прозрачности организации образования для потребителей образовательных услуг;

- формирование в организации системы непрерывного профессионального роста, повышения квалификации;

- наличие в образовательной организации системы оценки эффективности деятельности педагогов;

- положительная динамика роста средней начисленной заработной платы педагогических работников.

Перечисленные критерии, конечно же, не исчерпывают всех аспектов управленческой деятельности в образовании, однако, анализ системы управления образовательной организацией, проведенный в соответствии с ними, может дать достаточно полное представление о ее эффективности, определить основные проблемные моменты в области управления и выбрать соответствующие ее текущему состоянию механизмы совершенствования системы управления образовательной организацией.

 

Список литературы:

1. Александров Д.А. Специфика цифровизации в сфере образования / Д.А. Александров // Будущее российских корпораций: стратегическое развитие и эффективное управление. – 2018. – С. 12 – 13.

2. Гамаюнов В.Г. Механизмы управления образованием / В.Г. Гамаюнов, А.Д. Шемяков // Открытое образование. – 2017. - № 5. – С. 63 – 71.

3. Меньшикова Е.А. Совершенствование системы муниципального управления образовательными организациями / Е.А. Меньшикова, Е.А. Клинцова // Ученые записки ТОГУ. – 2019. - № 4. – С. 205 – 212.

4. Никитина А.П. Мотивация как условие совершенствования системы управления профессиональной образовательной организацией / А.П. Никитина // European Scientific Conference. – 2017. – С. 231 – 233.

 

. . . . . . .