Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Век живи - век учись

Дата публикации: 2020-06-12 23:26:12
Статью разместил(а):
Шафеева Элина Ильдаровна

Век живи - век учись

Live and learn

 

Автор: Шафеева Элина Ильдаровна

ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы», г. Уфа, Россия.

e-mail: shafeyeva.elina@yandex.ru

Shafeeva Elina Ildarovna

Bashkir State Teachers' University, Ufa, Russia

e-mail: shafeyeva.elina@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассмотрены различные подходы к парадигме образования «Через всю жизнь», исходя из зарубежного опыта, сравнены  и проанализированы подходы к профессиональному образованию.

Abstract: This article discusses various approaches to the paradigm of education «life-long learning», based on foreign experience, compared  and  analyzed approaches to the professional education.

Ключевые слова: Образование через всю жизнь, практикоориентированность.

Key words: life-long learning, practical orientation. 

Тематическая рубрика: «Педагогика и образование».

 

Сейчас в мире принято говорить о лидирующей позиции экономики знаний, в обширном смысле –это экономика, в которой инновации и знания играют решающую роль в экономическом развитии.

Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день сформировались и занимают  нишу определенные стереотипы в области  профессионального образования, «life-long learning» является одним из наиболее популярных стратегий развития студента. В 20 веке была популярна «модель образования на всю жизнь», но, к сожалению, в связи с влиянием множества факторов она практически утратила свою силу.

Формирование и развитие экономики реализуется за счет доминирования роли знаний как фактора производства для совершенствования–IT, научно-технического прогресса, научно-исследовательской деятельности, распространению инноваций, применения оригинальных идей в «ноу-хау» для конкурентоспособности организации, сориентированной на знания и роль высококвалифицированного персонала (knowledge-driven).

Исходя из вышеуказанных тенденций, применение интенсивных методов и технологий в производстве позволяет совершенствоваться вопреки изменениям условий «создания будущего высококвалифицированного специалиста».

Реформирование европейского  высшего  образования в рамках Болонского процесса  в трехуровневую, разделенную на бакалавриат, магистратуру и аспирантуру, призвано для гармонизации системы  образования и организации единого образовательного пространства, расширения мобильности преподавателей и студентов, а также практикоориентированности деятельности обучаемого для дальнейшего трудоустройства. С точки зрения экономики знаний, наличие диплома бакалавра не завершает обучение человека, лишь свидетельствуя об аттестации по определенному уровню набора компетенций и знаний, поэтому индивиду либо необходимо самосовершенствоваться в выбранной области знаний, либо обучаться на производстве «learning by doing», развивать неявные умения и навыки для приобретения новых «skill-ов».

К концепции «life-long learning» стоит отнести добровольное, смотивированное личностью добровольное стремление в погружение процессу обучения через всю жизнь человека.

Формы непрерывности образования удивляют многообразием методов, наиболее популярны из которых следующие:

- массовые онлайн-курсы для повышения квалификации или профессиональной переподготовки;

- дистанционное обучение;

- корпоративное обучение;

- посещение мастер-классов;

- прохождение тренингов;

- самообразование.

Для наглядности и доступности можно ознакомиться с зарубежным опытом.

В Японии «life-long learning» осуществляется обязательно и за счет организации, предусматривается постоянная, заранее запланированная модель и график  прохождения курсов и оттачивания мастерства специалиста, что позволяет узкоспециализированному персоналу постепенно трансформировать накопленные «ЗУН» для перехода к многопрофильной деятельности и дальнейшего профессионального становления.

В социальной политике таких государств, как Португалия, Бельгия, Финляндия и Норвегия имеются элементы, позволяющие не прерывать профессиональное обучение, организовывать практики для выпускников колледжей, возможную с последующим приемом на работу, на вакантные должности, где опыт деятельности не имеет значения, также продолжается активная  профориентационная деятельность для выпускников различных образовательных учреждений.

В англоговорящих странах, таких как США и Великобритания есть «курсы кооперированного обучения», позволяющие студентам получать профессиональное образование в течение нескольких семестров, совмещать работу и обучение, то есть выпускник образовательного учреждения не станет работать в отрасли отличной от его профиля полученного диплома, сводится к минимуму трудоустройство «не по профессии», а главное - со студенческой скамьи появляется опыт профессиональной деятельности, который так необходим каждому молодому специалисту.

Отмеченные тренды отчетливо сказываются и на уровне подготовки преподавателя, ему должны быть присущи такие качества и свойства, как :

- широкий и расширяемый кругозор;

- трансляция новых знаний;

- генерация идей;

- поддержание имиджа конкурентоспособного педагога.

Таким образом, тенденции развития системы образования «по зарубежной схеме», совмещающей и практическую, и учебную деятельность позволяют легче адаптироваться к трудовой деятельности. «life-long learning «требует от каждого человека постоянного обновления устаревших знаний, позволяют всесторонне развить духовный потенциал, устремляют взоры к самообразованию. Народная мудрость «Век живи-век учись наиболее подходит в качестве жизненного кредо современного человека».  

 

Список литературы:

1) Бейлина А.Ф. Менеджмент в образовании: учебно-методическое пособие / А. Ф. Бейлина, Н. И. Кузьменко. — Воронеж : ВГПУ, 2017. — 52 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система.

2) Bohm J. Life long learning and the recognition of informally acquired skills / J. Bohm // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. — 2015. — № 4 (146). — С. 100-108. — ISSN 2227-2291. — Текст : электронный // Лань: электронно-библиотечная система.

3) Годунов И.В. Синергия образования: Философия. Право. Управление. Экономика : монография / И. В. Годунов, И. К. Ларионов. — Москва : Дашков и К, 2017. — 292 с. — ISBN 978-5-7856-0806-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система.

4) Педагогика профессионального образования: словарь. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2017. — 104 с. — ISBN 978-5-906958-09-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система.

5) Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта по формированию и реализации государственных программ в сфере развития образования : монография / А. В. Карпов, Д. Ю. Гужеля, М. Г. Елисеева, Ю. В. Петрова. — Москва : Дашков и К, 2015. — 456 с. — ISBN 978-5-394-02594-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. 

 

. . . . . . .