Век живи - век учись
Век живи - век учись
Live and learn
Автор: Шафеева Элина Ильдаровна
ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы», г. Уфа, Россия.
e-mail: shafeyeva.elina@yandex.ru
Shafeeva Elina Ildarovna
Bashkir State Teachers' University, Ufa, Russia
e-mail: shafeyeva.elina@yandex.ru
Аннотация: В данной статье рассмотрены различные подходы к парадигме образования «Через всю жизнь», исходя из зарубежного опыта, сравнены и проанализированы подходы к профессиональному образованию.
Abstract: This article discusses various approaches to the paradigm of education «life-long learning», based on foreign experience, compared and analyzed approaches to the professional education.
Ключевые слова: Образование через всю жизнь, практикоориентированность.
Key words: life-long learning, practical orientation.
Тематическая рубрика: «Педагогика и образование».
Сейчас в мире принято говорить о лидирующей позиции экономики знаний, в обширном смысле –это экономика, в которой инновации и знания играют решающую роль в экономическом развитии.
Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день сформировались и занимают нишу определенные стереотипы в области профессионального образования, «life-long learning» является одним из наиболее популярных стратегий развития студента. В 20 веке была популярна «модель образования на всю жизнь», но, к сожалению, в связи с влиянием множества факторов она практически утратила свою силу.
Формирование и развитие экономики реализуется за счет доминирования роли знаний как фактора производства для совершенствования–IT, научно-технического прогресса, научно-исследовательской деятельности, распространению инноваций, применения оригинальных идей в «ноу-хау» для конкурентоспособности организации, сориентированной на знания и роль высококвалифицированного персонала (knowledge-driven).
Исходя из вышеуказанных тенденций, применение интенсивных методов и технологий в производстве позволяет совершенствоваться вопреки изменениям условий «создания будущего высококвалифицированного специалиста».
Реформирование европейского высшего образования в рамках Болонского процесса в трехуровневую, разделенную на бакалавриат, магистратуру и аспирантуру, призвано для гармонизации системы образования и организации единого образовательного пространства, расширения мобильности преподавателей и студентов, а также практикоориентированности деятельности обучаемого для дальнейшего трудоустройства. С точки зрения экономики знаний, наличие диплома бакалавра не завершает обучение человека, лишь свидетельствуя об аттестации по определенному уровню набора компетенций и знаний, поэтому индивиду либо необходимо самосовершенствоваться в выбранной области знаний, либо обучаться на производстве «learning by doing», развивать неявные умения и навыки для приобретения новых «skill-ов».
К концепции «life-long learning» стоит отнести добровольное, смотивированное личностью добровольное стремление в погружение процессу обучения через всю жизнь человека.
Формы непрерывности образования удивляют многообразием методов, наиболее популярны из которых следующие:
- массовые онлайн-курсы для повышения квалификации или профессиональной переподготовки;
- дистанционное обучение;
- корпоративное обучение;
- посещение мастер-классов;
- прохождение тренингов;
- самообразование.
Для наглядности и доступности можно ознакомиться с зарубежным опытом.
В Японии «life-long learning» осуществляется обязательно и за счет организации, предусматривается постоянная, заранее запланированная модель и график прохождения курсов и оттачивания мастерства специалиста, что позволяет узкоспециализированному персоналу постепенно трансформировать накопленные «ЗУН» для перехода к многопрофильной деятельности и дальнейшего профессионального становления.
В социальной политике таких государств, как Португалия, Бельгия, Финляндия и Норвегия имеются элементы, позволяющие не прерывать профессиональное обучение, организовывать практики для выпускников колледжей, возможную с последующим приемом на работу, на вакантные должности, где опыт деятельности не имеет значения, также продолжается активная профориентационная деятельность для выпускников различных образовательных учреждений.
В англоговорящих странах, таких как США и Великобритания есть «курсы кооперированного обучения», позволяющие студентам получать профессиональное образование в течение нескольких семестров, совмещать работу и обучение, то есть выпускник образовательного учреждения не станет работать в отрасли отличной от его профиля полученного диплома, сводится к минимуму трудоустройство «не по профессии», а главное - со студенческой скамьи появляется опыт профессиональной деятельности, который так необходим каждому молодому специалисту.
Отмеченные тренды отчетливо сказываются и на уровне подготовки преподавателя, ему должны быть присущи такие качества и свойства, как :
- широкий и расширяемый кругозор;
- трансляция новых знаний;
- генерация идей;
- поддержание имиджа конкурентоспособного педагога.
Таким образом, тенденции развития системы образования «по зарубежной схеме», совмещающей и практическую, и учебную деятельность позволяют легче адаптироваться к трудовой деятельности. «life-long learning «требует от каждого человека постоянного обновления устаревших знаний, позволяют всесторонне развить духовный потенциал, устремляют взоры к самообразованию. Народная мудрость «Век живи-век учись наиболее подходит в качестве жизненного кредо современного человека».
Список литературы:
1) Бейлина А.Ф. Менеджмент в образовании: учебно-методическое пособие / А. Ф. Бейлина, Н. И. Кузьменко. — Воронеж : ВГПУ, 2017. — 52 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система.
2) Bohm J. Life long learning and the recognition of informally acquired skills / J. Bohm // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. — 2015. — № 4 (146). — С. 100-108. — ISSN 2227-2291. — Текст : электронный // Лань: электронно-библиотечная система.
3) Годунов И.В. Синергия образования: Философия. Право. Управление. Экономика : монография / И. В. Годунов, И. К. Ларионов. — Москва : Дашков и К, 2017. — 292 с. — ISBN 978-5-7856-0806-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система.
4) Педагогика профессионального образования: словарь. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2017. — 104 с. — ISBN 978-5-906958-09-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система.
5) Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта по формированию и реализации государственных программ в сфере развития образования : монография / А. В. Карпов, Д. Ю. Гужеля, М. Г. Елисеева, Ю. В. Петрова. — Москва : Дашков и К, 2015. — 456 с. — ISBN 978-5-394-02594-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система.