Учет антропологических факторов в педагогической работе со студентами – жителями Республики Дагестан

Дата публикации: 2019-04-03 12:33:51
Статью разместил(а):
Ларионов Евгений Анатольевич

Учет антропологических факторов в педагогической работе со студентами – жителями Республики Дагестан

Consideration of anthropological factors in pedagogical work with students – residents of the Republic of Dagestan

 

Автор: Ларионов Евгений Анатольевич

кандидат политических наук, ФГБОУ ВО «МГУ им. М.В. Ломоносова», Москва, Россия/

e-mail: Larionow1978@yandex.ru

Larionov Evgeny Anatolyevich

candidate of political sciences, Moscow State University, Moscow, Russia/

e-mail: Larionow1978@yandex.ru

 

Аннотация: Дифференцированный подход в педагогической системе является наиболее важным. Педагогический эффект будет максимальным, когда учтены национальные, религиозные и этнические особенности обучающихся. В статье приводится описание таких особенностей, присущих жителям Республики Дагестан.

Abstract: a differentiated approach in the teaching system is the most important. Pedagogical effect will be maximized when taken into consideration national, religious and ethnic characteristics of the learners. This article contains a description of such characteristics of the inhabitants of the Republic of Dagestan.

Ключевые слова: антропологические факторы, национальные особенности, студенты, Республика Дагестан.

Keywords: anthropological factors, national characteristics, students, Republic of Dagestan.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Россия является многонациональным и мультикультурным государством. Однако система стереотипов и порой отрицательных ореолов, сложившихся вокруг того или иного народа, при низкой осведомленности о них, дают возможность не совсем корректной оценки. В том числе как объекта педагогической деятельности. Автором предлагается краткое описание народов Республики Дагестан для развития компетентности педагогов, работающих с указанной аудиторией.

По языковому признаку народы Дагестана делятся на 3 группы: 

1.Аваро-андо-цезская группа – аварцы  андийцы, ахвахи, ботлихцы, багулалы, годоберинцы, дидойцы (цезы), капучины, каратины, тиндалы, хваршины, хунзалы, чамалалы.

2.Лакско-даргинская группа – даргинцы, лакцы, кайтаги, кубачинцы, к ним близки арчинцы.

3.Лезгинская группа-лезгины, агулы, рутульцы, табасараны, цахуры,близкие к ним по языку будугцы. крызы, удины. Часть лезгин, цахуров про­живают в Азербайджане. 

Кумыки, ногайцы относятся к тюркской группе, таты – к иранской. 

Население Дагестана следует рассматривать как потомков древних племён Восточного Кавказа, каспиев и более поздних – албанов. В прошлом народы Восточного Кавказа называли "'горцами" или "лезгинами". 

В Дагестане заметно слияние культур Кавказа, Ирана, Юга России. 

Отличия и особенности некоторых народов.

Аварцы - (самоназвание — «маарулал») — самый многочисленный этнос на территории Дагестана и один из крупнейших среди титульных народов Кавказа. Область их традиционного расселения — регионы западного горного Дагестана. По дан­ным местной переписи среди аварцев сельские жители состав­ляют 68%, они расселены в 22 районах республики. При этом в Ахвахском, Ботлихском, Гегебильском, Гумбетовском, Гунибском, Казбековском, Тляратинском, Унцукульском, Хунзахском, Цумадинском, Цунтинском, Чародинском и Шамильском районах аварца составляют от 98 до 100% населения. В Кизилюртовском районе доля аварцев составляет почти 80%, в Хасавюртовском, Кизлярском, Буйнакском и Кумтуркалин-ском — 33%, в Тарумовском, Бабаюртовском, Левашинском и Новолакском — до 25%. В городах и поселках городского типа проживает 32% аварского населения. В Махачкале — 21%, в Кизилюрте, Южно-Сухокумске и Буйнакске — 43—52%, в Ха­савюрте, Кизляре и Каспийске — 12—22%. Аварцы составляют значительную часть населения поселков городского типа Бавтугай, Новый Сулак, Шамилькала, Дубки, Шамхал. 

Язык аварцев образует самостоятельную подгруппу аварско-андоцезской группы нахско-дагестакской языковой се­мьи. Имеет два наречия: северное и южное. 

В основу литературного языка лег так называемый войско­вой язык (болмац), на котором обсуждались и решались обще­этнические вопросы и происходило общение людей, владею­щих разными диалектами аварского языка. Аварцы издавна имели письменность на основе арабского алфавита. В 1928 г. был введен алфавит на латинской основе, в 1938 г. — на русской. Аварцы - типичные горцы, чаще рослые, светловолосые, опрятные. Верны своему слову.

Лакцы (самоназвание — «лак»). Русским в XVIIIXIX вв. они были известны под названием «казикумухцы». Аварцы на­зывали лакцев «тумал», даргинцы — «вулугуни», лезгины — «яхулва». Говорят на лакском языке, который образует отдель­ную подгруппу в составе нахско-дагестанской группы иберо-кавказской языковой семьи. Из всех дагестанских языков лак­ский язык наиболее близок к даргинскому. Он подразделяется на ряд диалектов: кумухский, вицхимский, шаднинский, вихлинский, аракульский, барткинский и др. Лакцы расселены в центральной части горного Дагестана, в основном на террито­рии Лакского и Кулинского районов, составляя соответствен­но 94% и 99% населения. Сельские лакцы проживают также в равнинном Новолакском районе (48% населения), Акушинском (5%), Рутульском (5%) и Кизлярском (3%). Лакцы явля­ются одним из наиболее урбанизированных народов Северно­го Кавказа (64% — доля городского населения). Из них 50% проживает в Махачкале, что составляет 12% населения столи­цы. В Каспийске их доля составляет 14% населения города, в Буйнакске и Кизилюрте — около 8%. В ряде поселков город­ского типа: Сулак, Ачису, Кяхулай, Манаскент лакцы составля­ют от 3% до 9% жителей. 

Письменность существует с XV века на основе арабской графики. С 1928 г. — на латинской, с 1938 г. — на русской. 

Лакцы - предприимчивы, хорошие ремесленники. Семейные отношения проще и демократичнее, т. к. знали жизнь других народов.

Лезгины (самоназвание — «лезгияр») говорят на лезгинском языке лезгинской подгруппы нахско-дагестанской языковой семьи. Лезгинский язык отличается большим количеством тюркских заимствований и наличием множества диалектов, которые можно классифицировать по группам. Кюринская диалектная группа включает понейский, яркинский и курахский диалекты, а также гилиярский и челхенский говоры; самурская группа — дакузпаринский и ахтынский диалекты; к отдельной группе относят фийский и курушский говоры; кубанская группа представлена кубанским диалектом. Литературный язык основан на гюнейском диалекте. 

Лезгины проживают в основном на юго-востоке Дагеста­на. Сельское население (около 64%) расселено в 9 районах. В Ахтынском, Докуспаринском, Курахском, Магарамкентском и Сулейман-Стальском районах они составляют от 93% до 100%, в Хивском — 37,3%, Дербентском — 15%, Рутульском — 8% и Хасавюртовском — 6%. Лезгины-горожане главным образом сосредоточены в Дербенте — 26%, Дагестанских Огнях — 22%, Каспийске —• 16%, Махачкале — 9,5%, Избербаше — 8%. Они составляют большинство населения поселка городского типа Белиджи и 10% Мамедкала. 

Часть лезгин проживает на территории прилегающих рай­онов Азербайджана, что в связи с распадом СССР создает проблему разделенного народа. 

Лезгины являются потомками племен, которые издревле проживали на Северном Кавказе. В средние века территория расселения лезгин частью входила в союзы сельских «вольных обществ», частью в феодальные образования: Кубинское, Кю­ринское, Дербентское ханства. В XVIII веке этот район был вре­менно захвачен казикумухскими (лакскими) ханами. В 1812 г. в долине реки Курахчай и низовьях реки Самур образовалось Кюринское ханство с центром в селе Кюрах, которое вошло в состав России. Также добровольно приняли русское подданст­во «вольные общества» лезгин Ахты-Пара, Алты-Пара, Докуз-Пара. С 1828 г. территория проживания лезгин окончательно отошла к Российской империи. На момент революции админи­стративно она входила в Самурский и Кюринский округа Даге­станской области и Кубинский уезд Бакинской губернии. 

Сегодня лезгины являются одним из самых урбанизиро­ванных народов Дагестана — доля горожан среди них около 50%. Достаточно высокий уровень естественного прироста населения. По сравнению с другими коренными народами Даге­стана среди лезгин, как и среди кумыков, высокая доля лиц с высшим образованием и занятых умственным трудом. 

Лезгины - проживают от берегов Каспия до высоты 2500 м над уровнем моря (аул Куруш - самое высокогорное селение на Кавказе). Трудолюбивы. Заметно влияние культуры Востока. Основное занятие—ковроделие. Много ашугов. 

Кубачинцы – златокузнецы. Изделия которых славились повсеместно. У въезда в аул Кубачи плиты умершим на чужбине. Запрет кровной мести и воровства. В каждом доме музей посуды и оружия. 

Даргинцы (самоназвание — «дарг», т.е. внутренний) — вто­рой по численности дагестанский этнос. Язык принадлежит к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи. Включа­ет множество диалектов. Литературный язык создан на основе акушинского диалекта. Даргинцы населяют горную и предгор­ную зону центрального Дагестана. Более 2/3 из них расселены в 16 сельских районах. В Акушинском, Дахадаевском, Кайтаг-ском, Левашинском и Сергокалинском районах даргинцы со­ставляют от 75% до 100% населения. Значительна их доля в Ка-якентском (43%) и Карабудахкентском (36%) районах. Даргин­цы проживают также в Тарумовском (19%), Кизлярском (15%) и Буйнакском (14%) районах. В Дербентском, Ногайском, Агульском, Бабаюртовском, Хасавюртовском и Кумторкалин-ском районах их доля составляет от 4% до 9%. В городской ме­стности даргинцев больше всего в Избербаше (57% населения города), в Махачкале (12,4%), Дагестанских Огнях (9%), Кизляре (7,3%), Буйнакске (6,6%), и Хасавюрте (4,2%). 

Наиболее ранние сведения о даргинцах встречаются в арабских источниках IX века. В XV веке даргинцы приняли ис­лам суннитского толка. Территория расселения даргинцев до 1860 г. входила в Кайтагское уцмийство (феодальное образова­ние) и союзы «вольных» обществ. В 1812 г. регион вошел в со­став России. В 30—50-е гг. XIX века центральный Дагестан был ареной кровопролитных сражений между русскими войсками и силами Шамиля. Здесь находилась одна из резиденций Шамиля — аул Дарго. В 1860 г. Кайтагское уцмийство было ликвидировано, и район вошел в состав Дагестанского округа. Ударгинцев сохранились большие (тухумы) и малые (джине) родст­венные группы, управляемые старейшинами. К началу XX ве­ка в Даргинском округе на 80 тысяч человек было 2 сельские школы. Первые произведения на даргинском языке, записан­ные арабской графикой, относятся к XVвеку. Первый крупный письменный источник — «Свод заповедей Кайтаг-Дарго» (XVII век) — представлял собой кодекс обычного права. В 1928 г. была создана даргинская письменность на основе ла­тинского, а в 1938 г. — русского алфавита. У даргинцев одна из самых низких доля городского населения не только на Северном Кавказе, но и в России. Высокий уровень естественного прироста населения. 

Даргинцы — (по словам генерала Ермолова) порядочны, кротки, трудолю­бивы, несмотря на воинственность и гордость. Существовали женские собрания. 

Удины - одно из албанских племён. Большая часть ассимилировалась сре­ди азербайджанцев. Фамилии армянские, т.к. приняли от них в V в. христиан­ство. Пережитки огнепоклонничества: огонь в доме не гасят. В семье умерше­го женщины решали, кто должен заменить его (или её), и приглашали этого человека обмыть покойника, отдавали его одежду, и он (она) на правах хозяина входил в дом. 

Табасараны (самоназвание — «табасаран») говорят на таба­саранском языке нахско-дагестанской группы иберо-кавказской семьи, имеющем северный и южный диалекты. Литера­турный язык создан на основе южного диалекта. Основной территорией их расселения является юго-восточный Дагестан. Большая часть (64%) табасаранов проживает в сельской мест­ности. Из них в Табасаранском районе (80%), Хивском (62%) и Дербентском (15%). Горожане сосредоточены главным обра­зом в Дербенте и Дагестанских Огнях, составляя до трети насе­ления этих городов. 

Предки табасаран издревле населяют этот регион. До XIX века в северной его части существовало феодальное образова­ние во главе с кадиями (центр — село Зиль), а на юге возглав­ляемое майсумами (центр — село Джерах). С присоединением к России был образован Кайтаго-Табасаранский округ. Табасаранцы исповедуют ислам суннитского толка. 

Основу хозяйствования табасаранцев составляло земледе­лие, прежде всего зерноводство. Было развито производство ковров. 

Среди малочисленных народов Дагестана можно еще выделить рутульцев, 15 тысяч которых проживает в Рутульском и Ахтынском районах. Язык относится к нахско-дагестанской группе, письменность — на основе русской графики. Испове­дуют ислам суннитского толка. В непосредственной близости от рутульцев в труднодоступных долинах Курахского и Агульского районов проживают агулы, численность которых состав­ляет 14 тысяч человек. В горных районах Рутульского района, в верховьях реки Самур живут цахуры. Их численность на терри­тории Дагестана чуть более 5 тысяч человек. Агулы и цахуры исповедуют ислам суннитского толка, очень сильно влияние азербайджанской культуры. На территории Дагестана прожи­вает около 13 тысяч татов, которые исповедуют иудаизм. Гово­рят на татском языке. Среди них распространен также азербай­джанский язык. Таты — один из самых урбанизированных эт­носов республики. 

Коренными для Дагестана являются также андо-цезские народы (андийские — андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы; цезские — цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы, бежтинфцы, хваршины). Общая их численность составляет около 60 тысяч человек. По языку они близки к аварцам, по вероисповеданию — мусульмане-сунниты. Проживают в горных ущельях республики

А. Гольдштейн: "Чабан из глухого горного аула умеет соблюдать прили­чия и держаться, уважая себя и других, лучше горожан, включая москвичей. Доброжелательность, но без азиатской слащавости, прямота и простота. Таков характер горцев, и таково их искусство". 

Дагестан служит образцом содружества наций. Здесь приучили себя находить друг в друге лучшие качества, а на худшие мягко намекать в форме шутки. Действовал закон: мир, взаимопомощь, понимание. 

 

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологий // Вопр. психол. 1999 № 1

2. Б.М. Бим-Бад «Педагогическая антропология» М., УРАО, 1998

3. Гусельцева М.С. культурно-историческая психология и «вызовы» постмодернизма // Вопр. психол. 2002, № 3

4. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр. ИП РАН, 1997

5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2005.

6. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. – Изд. 2-е, доп. – М: Политиздат, 1974.