Учет антропологических факторов в педагогической работе со студентами – жителями Республики Дагестан
Учет антропологических факторов в педагогической работе со студентами – жителями Республики Дагестан
Consideration of anthropological factors in pedagogical work with students – residents of the Republic of Dagestan
Автор: Ларионов Евгений Анатольевич
кандидат политических наук, ФГБОУ ВО «МГУ им. М.В. Ломоносова», Москва, Россия/
e-mail: Larionow1978@yandex.ru
Larionov Evgeny Anatolyevich
candidate of political sciences, Moscow State University, Moscow, Russia/
e-mail: Larionow1978@yandex.ru
Аннотация: Дифференцированный подход в педагогической системе является наиболее важным. Педагогический эффект будет максимальным, когда учтены национальные, религиозные и этнические особенности обучающихся. В статье приводится описание таких особенностей, присущих жителям Республики Дагестан.
Abstract: a differentiated approach in the teaching system is the most important. Pedagogical effect will be maximized when taken into consideration national, religious and ethnic characteristics of the learners. This article contains a description of such characteristics of the inhabitants of the Republic of Dagestan.
Ключевые слова: антропологические факторы, национальные особенности, студенты, Республика Дагестан.
Keywords: anthropological factors, national characteristics, students, Republic of Dagestan.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Россия является многонациональным и мультикультурным государством. Однако система стереотипов и порой отрицательных ореолов, сложившихся вокруг того или иного народа, при низкой осведомленности о них, дают возможность не совсем корректной оценки. В том числе как объекта педагогической деятельности. Автором предлагается краткое описание народов Республики Дагестан для развития компетентности педагогов, работающих с указанной аудиторией.
По языковому признаку народы Дагестана делятся на 3 группы:
1.Аваро-андо-цезская группа – аварцы андийцы, ахвахи, ботлихцы, багулалы, годоберинцы, дидойцы (цезы), капучины, каратины, тиндалы, хваршины, хунзалы, чамалалы.
2.Лакско-даргинская группа – даргинцы, лакцы, кайтаги, кубачинцы, к ним близки арчинцы.
3.Лезгинская группа-лезгины, агулы, рутульцы, табасараны, цахуры,близкие к ним по языку будугцы. крызы, удины. Часть лезгин, цахуров проживают в Азербайджане.
Кумыки, ногайцы относятся к тюркской группе, таты – к иранской.
Население Дагестана следует рассматривать как потомков древних племён Восточного Кавказа, каспиев и более поздних – албанов. В прошлом народы Восточного Кавказа называли "'горцами" или "лезгинами".
В Дагестане заметно слияние культур Кавказа, Ирана, Юга России.
Отличия и особенности некоторых народов.
Аварцы - (самоназвание — «маарулал») — самый многочисленный этнос на территории Дагестана и один из крупнейших среди титульных народов Кавказа. Область их традиционного расселения — регионы западного горного Дагестана. По данным местной переписи среди аварцев сельские жители составляют 68%, они расселены в 22 районах республики. При этом в Ахвахском, Ботлихском, Гегебильском, Гумбетовском, Гунибском, Казбековском, Тляратинском, Унцукульском, Хунзахском, Цумадинском, Цунтинском, Чародинском и Шамильском районах аварца составляют от 98 до 100% населения. В Кизилюртовском районе доля аварцев составляет почти 80%, в Хасавюртовском, Кизлярском, Буйнакском и Кумтуркалин-ском — 33%, в Тарумовском, Бабаюртовском, Левашинском и Новолакском — до 25%. В городах и поселках городского типа проживает 32% аварского населения. В Махачкале — 21%, в Кизилюрте, Южно-Сухокумске и Буйнакске — 43—52%, в Хасавюрте, Кизляре и Каспийске — 12—22%. Аварцы составляют значительную часть населения поселков городского типа Бавтугай, Новый Сулак, Шамилькала, Дубки, Шамхал.
Язык аварцев образует самостоятельную подгруппу аварско-андоцезской группы нахско-дагестакской языковой семьи. Имеет два наречия: северное и южное.
В основу литературного языка лег так называемый войсковой язык (болмац), на котором обсуждались и решались общеэтнические вопросы и происходило общение людей, владеющих разными диалектами аварского языка. Аварцы издавна имели письменность на основе арабского алфавита. В 1928 г. был введен алфавит на латинской основе, в 1938 г. — на русской. Аварцы - типичные горцы, чаще рослые, светловолосые, опрятные. Верны своему слову.
Лакцы (самоназвание — «лак»). Русским в XVIII—XIX вв. они были известны под названием «казикумухцы». Аварцы называли лакцев «тумал», даргинцы — «вулугуни», лезгины — «яхулва». Говорят на лакском языке, который образует отдельную подгруппу в составе нахско-дагестанской группы иберо-кавказской языковой семьи. Из всех дагестанских языков лакский язык наиболее близок к даргинскому. Он подразделяется на ряд диалектов: кумухский, вицхимский, шаднинский, вихлинский, аракульский, барткинский и др. Лакцы расселены в центральной части горного Дагестана, в основном на территории Лакского и Кулинского районов, составляя соответственно 94% и 99% населения. Сельские лакцы проживают также в равнинном Новолакском районе (48% населения), Акушинском (5%), Рутульском (5%) и Кизлярском (3%). Лакцы являются одним из наиболее урбанизированных народов Северного Кавказа (64% — доля городского населения). Из них 50% проживает в Махачкале, что составляет 12% населения столицы. В Каспийске их доля составляет 14% населения города, в Буйнакске и Кизилюрте — около 8%. В ряде поселков городского типа: Сулак, Ачису, Кяхулай, Манаскент лакцы составляют от 3% до 9% жителей.
Письменность существует с XV века на основе арабской графики. С 1928 г. — на латинской, с 1938 г. — на русской.
Лакцы - предприимчивы, хорошие ремесленники. Семейные отношения проще и демократичнее, т. к. знали жизнь других народов.
Лезгины (самоназвание — «лезгияр») говорят на лезгинском языке лезгинской подгруппы нахско-дагестанской языковой семьи. Лезгинский язык отличается большим количеством тюркских заимствований и наличием множества диалектов, которые можно классифицировать по группам. Кюринская диалектная группа включает понейский, яркинский и курахский диалекты, а также гилиярский и челхенский говоры; самурская группа — дакузпаринский и ахтынский диалекты; к отдельной группе относят фийский и курушский говоры; кубанская группа представлена кубанским диалектом. Литературный язык основан на гюнейском диалекте.
Лезгины проживают в основном на юго-востоке Дагестана. Сельское население (около 64%) расселено в 9 районах. В Ахтынском, Докуспаринском, Курахском, Магарамкентском и Сулейман-Стальском районах они составляют от 93% до 100%, в Хивском — 37,3%, Дербентском — 15%, Рутульском — 8% и Хасавюртовском — 6%. Лезгины-горожане главным образом сосредоточены в Дербенте — 26%, Дагестанских Огнях — 22%, Каспийске —• 16%, Махачкале — 9,5%, Избербаше — 8%. Они составляют большинство населения поселка городского типа Белиджи и 10% Мамедкала.
Часть лезгин проживает на территории прилегающих районов Азербайджана, что в связи с распадом СССР создает проблему разделенного народа.
Лезгины являются потомками племен, которые издревле проживали на Северном Кавказе. В средние века территория расселения лезгин частью входила в союзы сельских «вольных обществ», частью в феодальные образования: Кубинское, Кюринское, Дербентское ханства. В XVIII веке этот район был временно захвачен казикумухскими (лакскими) ханами. В 1812 г. в долине реки Курахчай и низовьях реки Самур образовалось Кюринское ханство с центром в селе Кюрах, которое вошло в состав России. Также добровольно приняли русское подданство «вольные общества» лезгин Ахты-Пара, Алты-Пара, Докуз-Пара. С 1828 г. территория проживания лезгин окончательно отошла к Российской империи. На момент революции административно она входила в Самурский и Кюринский округа Дагестанской области и Кубинский уезд Бакинской губернии.
Сегодня лезгины являются одним из самых урбанизированных народов Дагестана — доля горожан среди них около 50%. Достаточно высокий уровень естественного прироста населения. По сравнению с другими коренными народами Дагестана среди лезгин, как и среди кумыков, высокая доля лиц с высшим образованием и занятых умственным трудом.
Лезгины - проживают от берегов Каспия до высоты 2500 м над уровнем моря (аул Куруш - самое высокогорное селение на Кавказе). Трудолюбивы. Заметно влияние культуры Востока. Основное занятие—ковроделие. Много ашугов.
Кубачинцы – златокузнецы. Изделия которых славились повсеместно. У въезда в аул Кубачи плиты умершим на чужбине. Запрет кровной мести и воровства. В каждом доме музей посуды и оружия.
Даргинцы (самоназвание — «дарг», т.е. внутренний) — второй по численности дагестанский этнос. Язык принадлежит к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи. Включает множество диалектов. Литературный язык создан на основе акушинского диалекта. Даргинцы населяют горную и предгорную зону центрального Дагестана. Более 2/3 из них расселены в 16 сельских районах. В Акушинском, Дахадаевском, Кайтаг-ском, Левашинском и Сергокалинском районах даргинцы составляют от 75% до 100% населения. Значительна их доля в Ка-якентском (43%) и Карабудахкентском (36%) районах. Даргинцы проживают также в Тарумовском (19%), Кизлярском (15%) и Буйнакском (14%) районах. В Дербентском, Ногайском, Агульском, Бабаюртовском, Хасавюртовском и Кумторкалин-ском районах их доля составляет от 4% до 9%. В городской местности даргинцев больше всего в Избербаше (57% населения города), в Махачкале (12,4%), Дагестанских Огнях (9%), Кизляре (7,3%), Буйнакске (6,6%), и Хасавюрте (4,2%).
Наиболее ранние сведения о даргинцах встречаются в арабских источниках IX века. В XV веке даргинцы приняли ислам суннитского толка. Территория расселения даргинцев до 1860 г. входила в Кайтагское уцмийство (феодальное образование) и союзы «вольных» обществ. В 1812 г. регион вошел в состав России. В 30—50-е гг. XIX века центральный Дагестан был ареной кровопролитных сражений между русскими войсками и силами Шамиля. Здесь находилась одна из резиденций Шамиля — аул Дарго. В 1860 г. Кайтагское уцмийство было ликвидировано, и район вошел в состав Дагестанского округа. Ударгинцев сохранились большие (тухумы) и малые (джине) родственные группы, управляемые старейшинами. К началу XX века в Даргинском округе на 80 тысяч человек было 2 сельские школы. Первые произведения на даргинском языке, записанные арабской графикой, относятся к XVвеку. Первый крупный письменный источник — «Свод заповедей Кайтаг-Дарго» (XVII век) — представлял собой кодекс обычного права. В 1928 г. была создана даргинская письменность на основе латинского, а в 1938 г. — русского алфавита. У даргинцев одна из самых низких доля городского населения не только на Северном Кавказе, но и в России. Высокий уровень естественного прироста населения.
Даргинцы — (по словам генерала Ермолова) порядочны, кротки, трудолюбивы, несмотря на воинственность и гордость. Существовали женские собрания.
Удины - одно из албанских племён. Большая часть ассимилировалась среди азербайджанцев. Фамилии армянские, т.к. приняли от них в V в. христианство. Пережитки огнепоклонничества: огонь в доме не гасят. В семье умершего женщины решали, кто должен заменить его (или её), и приглашали этого человека обмыть покойника, отдавали его одежду, и он (она) на правах хозяина входил в дом.
Табасараны (самоназвание — «табасаран») говорят на табасаранском языке нахско-дагестанской группы иберо-кавказской семьи, имеющем северный и южный диалекты. Литературный язык создан на основе южного диалекта. Основной территорией их расселения является юго-восточный Дагестан. Большая часть (64%) табасаранов проживает в сельской местности. Из них в Табасаранском районе (80%), Хивском (62%) и Дербентском (15%). Горожане сосредоточены главным образом в Дербенте и Дагестанских Огнях, составляя до трети населения этих городов.
Предки табасаран издревле населяют этот регион. До XIX века в северной его части существовало феодальное образование во главе с кадиями (центр — село Зиль), а на юге возглавляемое майсумами (центр — село Джерах). С присоединением к России был образован Кайтаго-Табасаранский округ. Табасаранцы исповедуют ислам суннитского толка.
Основу хозяйствования табасаранцев составляло земледелие, прежде всего зерноводство. Было развито производство ковров.
Среди малочисленных народов Дагестана можно еще выделить рутульцев, 15 тысяч которых проживает в Рутульском и Ахтынском районах. Язык относится к нахско-дагестанской группе, письменность — на основе русской графики. Исповедуют ислам суннитского толка. В непосредственной близости от рутульцев в труднодоступных долинах Курахского и Агульского районов проживают агулы, численность которых составляет 14 тысяч человек. В горных районах Рутульского района, в верховьях реки Самур живут цахуры. Их численность на территории Дагестана чуть более 5 тысяч человек. Агулы и цахуры исповедуют ислам суннитского толка, очень сильно влияние азербайджанской культуры. На территории Дагестана проживает около 13 тысяч татов, которые исповедуют иудаизм. Говорят на татском языке. Среди них распространен также азербайджанский язык. Таты — один из самых урбанизированных этносов республики.
Коренными для Дагестана являются также андо-цезские народы (андийские — андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы; цезские — цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы, бежтинфцы, хваршины). Общая их численность составляет около 60 тысяч человек. По языку они близки к аварцам, по вероисповеданию — мусульмане-сунниты. Проживают в горных ущельях республики
А. Гольдштейн: "Чабан из глухого горного аула умеет соблюдать приличия и держаться, уважая себя и других, лучше горожан, включая москвичей. Доброжелательность, но без азиатской слащавости, прямота и простота. Таков характер горцев, и таково их искусство".
Дагестан служит образцом содружества наций. Здесь приучили себя находить друг в друге лучшие качества, а на худшие мягко намекать в форме шутки. Действовал закон: мир, взаимопомощь, понимание.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологий // Вопр. психол. 1999 № 1
2. Б.М. Бим-Бад «Педагогическая антропология» М., УРАО, 1998
3. Гусельцева М.С. культурно-историческая психология и «вызовы» постмодернизма // Вопр. психол. 2002, № 3
4. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр. ИП РАН, 1997
5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2005.
6. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. – Изд. 2-е, доп. – М: Политиздат, 1974.