Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Методы повышения познавательной активности студентов на занятиях естествознания

Дата публикации: 2020-06-12 16:21:40
Статью разместил(а):
Рудакова Валентина Юрьевна

Методы повышения познавательной активности студентов на занятиях естествознания

Methods of increasing students' cognitive activity in natural science classes

 

Автор: Рудакова Валентна Юрьевна 

ГОУ ВО МО ГГТУ "Гуманитарно-педагогический колледж", г. Орехово-Зуево, Россия.

e-mail: rudakova28@mail.ru

Rudakova Valentina Yurievna,

Humanitarian and pedagogical College, Orekhovo-Zuyevo, Russia.

e-mail: rudakova28@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассмотрены основные методы повышения познавательной активности студентов на занятиях естествознания.

Abstract: the article considers the main methods of increasing students' cognitive activity in natural science classes.

Ключевые слова: познавательная активность, студенты, занятия естествознания.

Keywords: cognitive activity, students, natural science classes. 

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед нами задачу: в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить студента такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учёбе, самостоятельности и творчества.

Воспитание у наших выпускников самостоятельности, инициативы, активности – требование наших дней. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных заданий, решения задач.

В учебном процессе, не получая все знания в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок преподавателя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность.

Повышение активности обучающихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.

Активные формы и методы обучения способствуют формированию у студента информационной базы, творческого мышления, практических навыков. Методы активного обучения подразделяются на не имитационные и имитационные. Имитационные методы подразделяются на неигровые и игровые. Более подробно я расскажу об игровых методах.
Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Хотя ещё классики русской педагогики (Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Рубинштейн) в своих теоретических трудах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников. «Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов» - писал К.Д. Ушинский.

Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогики. Ведь основная функция учителя – это не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.

Практика свидетельствует о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.

Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны – это средство моделирования окружающей действительности, а с другой – методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей, которых в большинство. Проводились специальные исследования, в результате которых выяснилось, что в процессе игры такой студент способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Когда же нужна игра? Исследования психологов показывают, что если у обучающегося сформирован устойчивый и глубокий интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться. Если же такого интереса нет и преподаватель стремится создать его, то здесь игра может стать добрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст: чем они младше курс, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, – это интерес к игре, а не к самому учебному процессу.

Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Психолог Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребёнка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребёнка». «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов.

В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным для ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом.

Требования к игре. 

1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности обучающихся.

2. Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным.

3. Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

Работой над данной проблемой я занимаюсь два года. Я попробовала применить в своей практике большое количество разнообразных дидактических игр. Мной разработаны не только уроки, где фрагментарно применяются игровые моменты, но и уроки, где игра – ведущий метод (уроки – ролевые игры, уроки – конкурсы, уроки – смотры знаний, уроки – викторины, урок – расследование, урок – экспертиза и другие).

1. Урок – смотр знаний «Кровь. Кровеносная система».

Это занятие проводится на 2 курсе по учебной дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»  как урок – контроль знаний. Этот урок позволяет в игровой нетрадиционной форме проверить знания и умения обучающихся, полученные при изучении темы «Кровь. Кровеносная система». Весь опрос и контроль знаний проводится в виде нескольких конкурсов, для этого группа делится на две команды.

Первый конкурс «Термины» или устный биологический диктант, преподаватель читает определения, студенты должны дать названия.

Второй конкурс «Найди ошибку». Преподаватель зачитывает рассказ, в котором допущено 8 ошибок. Команда должна эти ошибки найти и исправить. Внимательны обе команды, так как можно дополнить ответ соперников и заработать дополнительные баллы.

Третий конкурс «Приём в травмпункте». Командам предлагается ситуация – описание, они должны определить, каков характер травмы и оказать первую помощь.

Четвёртый конкурс «С точностью до….». Обучающимся предлагаются цифры, их задача определить, что эти цифры обозначают.

Пятый конкурс «Решение биологических задач». Учащимся предлагаются по две биологических задачи, на которые нужно ответить.

Шестой конкурс «Имена». Командам по очереди называется имя учёного, сделавшего какое- то открытие в области изучения крови или кровеносной системы, задача команды – определить, что же за открытие этим учёным совершено.

Седьмой конкурс «Сообщения». Это домашнее задание – команды по жребию вытянули тему для своего сообщения, и в течение 2 – 3 минут выступают по своей теме.

Восьмой конкурс «Ребусы», проводится как дополнительный (если позволяет время) – каждая команда должна решить по четыре ребуса, кто быстрее. Затем подводятся итоги урока.

Данная форма урока позволяет опросить большое количество студентов, проконтролировать усвоение большого объёма материала. На этом уроке очень важны дисциплина и внимание, чтобы иметь возможность ответить.

2. Урок – путешествие «Клетка – единица живого».

Этот урок  проводится на 1-х курсах по учебной дисциплине «Естествознание»  как повторно-обобщающий урок. Весь повторяемый материал разбит на несколько станций, находясь на которых, студенты выполняют определённые задания.

1. Станция «Историческая». На столе лежат визитные карточки учёных, внёсших свой вклад в развитие цитологии. Студенты вытягивают визитки и рассказывают об учёном, чьё имя написано на визитке.

2. Станция «Блиц на знание биологических терминов». Студенты  называют термины по их определениям.

3. Станция «Сравнительно-анатомическая». На карточках написаны некоторые характерные особенности строения клеток того или иного организма. Задача ребят – определить, о каком организме идёт речь.

4. Станция «Строение клетки». У студентов на парте таблички с названиями органоидов клетки. Преподаватель зачитывает функции, выполняемые этим органоидом. Студенты должны поднять карточку с нужным органоидом.

5. Станция. «Физиологическая». На карточках даны названия веществ, входящих в состав клетки. Какие функции эти вещества выполняют.

6. Станция. «Генетическая». Задание на биосинтез белка. Приведены две нуклеотидных последовательности ДНК, написать процесс транскрипции и трансляции с этой последовательности.

3. Урок – ролевая игра. «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение».

Проводится на 3 и 4 курсе при изучении учебной дисциплины «Детская невропатология».

При проведении этого урока между студентами  распределяются роли (генетик, врач – инфекционист, нарколог, социолог, эколог, невропатолог, лаборант). Ребята готовят выступления, в которых отображено вредное воздействие алкоголя, никотина, наркотиков, стресса на нервную систему. Обучающиеся  углубляют понятие здорового образа жизни, причины заболеваний нервной системы, их предупреждение. Иллюстрацией к изучаемым вопросам является демонстрация лабораторных опытов; тестирование студентов колледжа; таблицы и графики.

4. Урок «Глобальные проблемы загрязнения атмосферы»

Проводится на 2-м курсе при изучении учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» как один из завершающих. Студенты  распределяются на группы-секции, каждая секция готовит информацию по определенной проблеме загрязнения. Обучающиеся в секции сами распределяют задания: кто будет готовить сообщение, решать задачу или проводить эксперимент. Это способствует укреплению коллективизма, взаимовыручки в группе.

5. Урок – игра «Слабое звено» по теме «Углеводороды».

Проводится на 1-х курсах при изучении учебной дисциплины «Естествознание»  как урок контроля знаний. Данная форма позволяет за сравнительно небольшое время проверить качество усвоения довольно большой темы. Студенты имеют возможность продемонстрировать свои знания по таким вопросам, как: ученые-химики, внесшие свой вклад в изучение углеводородов; особенности строения молекул углеводородов; физические и химические свойства; качественные реакции; области применения.

Кроме уроков – игр, можно использовать игру как фрагмент занятия.

Такие уроки способствуют более успешной  реализации учебных целей  при обучении и всестороннему развитию личности студента, чтобы он мог использовать знания и умения, полученные на занятиях в реальной  жизни, жил в ладу с окружающей природой, людьми и собой.

 

. . . . . . .