Психолого-педагогическое сопровождение в развитии креативности детей младшего школьного возраста
Психолого-педагогическое сопровождение в развитии креативности детей младшего школьного возраста
Psychological and pedagogical support in the development of creativity of primary school children
Авторы:
Михалькова Ольга Анатольевна
доцент кафедры педагогического и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «СГУ», г. Сочи, Россия.
e-mail: mihalkova_olga67@mail.ru
Mikhalkova Olga Anatolievna
associate Professor of the Department of pedagogical and psychological education SSU, Sochi, Russia.
e-mail: mihalkova_olga67@mail.ru
Минасян Эстела Петросовна
ФГБОУ ВО «СГУ», г. Сочи, Россия.
e-mail: estela_minasyan@mail.ru
Minasyan Estela Petrosovna
SSU, Sochi, Russia
e-mail: estela_minasyan@mail.ru
Аннотация. В статье представлены результаты исследования психолого-педагогического сопровождения в развитии креативности детей младшего школьного возраста по специальной программе. Констатирующий эксперимент проведён с помощью надёжных диагностических методик на достаточной по количеству выборке испытуемых на базе общеобразовательной школы. Итоги исследования позволяют сделать выводы о результативности программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников. Программа представляет собой уроки творчества, состоящие из комплекса творческих заданий.
Abstract. The article presents the results of a study of psychological and pedagogical support in the development of creativity of primary school children under a special program. The ascertaining experiment was conducted using reliable diagnostic techniques on a sufficient sample of subjects on the basis of a comprehensive school. The results of the study allow us to draw conclusions about the effectiveness of the program of psychological and pedagogical support for younger schoolchildren. The program consists of creative lessons consisting of a set of creative tasks.
Ключевые слова: Креативность, младший школьный возраст, развивающая программа.
Keyword: Creativity, primary school age, development program.
Тематическа рубрика: педагогика и образование.
Школа на сегодняшний день не оказывает специального комплексного воздействия на учащихся с целью повышения их уровня креативности. Нынешняя система образования не ориентирована на воспитание творчески активного человека с богатым и продуктивным воображением. Обучение состоит в основном из решения шаблонных задач и запоминания текста. В результате вырастает стереотипно мыслящий человек, не способный к творческому подходу ни в жизни, ни в работе. Поэтому так важно своевременно обратить внимание на эту проблему и предложить меры по её решению.
С поступлением ребёнка в школу увеличивается количество, окружающих его правил и стандартов, при этом работа его головного мозга и нервной системы усложняется, совершенствуется.[1] Таким образом, чтобы спасти креативный потенциал младшего школьника, следует ввести психолого-педагогическое сопровождение развития креативности в начальной школе.
В связи с этим актуальным становится поиск путей развития креативности учащихся в условиях начальной общеобразовательной школы.
Целью исследования является разработка и научное обоснование системы психолого-педагогического сопровождения развития креативности младших школьников.
На данный момент известно немного технологий и методов развития креативности и при этом соответствие их влияния заявленным целям недостаточно изучено. Все их объединяет понимание креативности как общей способности, раскрывающейся при определенных условиях.
Педагог-наватор И.П. Волков предложил технологию творческого развивающего обучения, в процессе внеурочной деятельности стимулирующей ребёнка к созданию конкретного творческого продукта.[2] В рамках этого подхода единая базовая программа обучения не противопоставляется творческой деятельности, а оба направления признаются равноценными. Автор теории решения изобретательских задач Альтшуллер полагает, что недостаточно организовать творческую деятельность. Согласно ТРИЗ-педагогике основным катализатором креативных идей выступает освоение приёмов устранения противоречий.[3]
Советский педагог И.П. Иванов в своей методике коллективных творческих дел придал творческой активности социальную направленность. В разработке и реализации КТД выделяют следующие этапы: поиск, целеполагание и организация, прогнозирование и планирование, реализация, аналитико-рефлексивная деятельность. Доступный метод стимулирования креативности в группе под названием «Мозговой штурм» предложил основатель рекламного агенства Алекс Осборн.[4] В его основе лежит перебор всех идей, выдвигаемых группой, и выбор наилучших. Данный метод пользуется популярностью не только в образовании, но и во многих других областях, так как позволяет создать благоприятные условия для совместного генерирования идей.
Анализ концепций, инновационных технологий, новых методик привёл нас к разработке развивающей программы уроков творчества, включающих разносторонние формы организации творческой активности: ассоциативно-образные упражнения, мозговой штурм, свободное фантазирование, игры-упражнения. Низкая структурированность данных заданий открывает простор для новаторских решений и стимулирует дивергентное мышление.[5]
Из ассоциативно-образных упражнений можно выделить несколько своеобразных форм: незаконченный рисунок, разгадывание друддлов, монотипия, суть которых в общем сводится к завершению фрагментов изображения или абстрактных фигур и продумыванию их значения.
Мозговой штурм, применяемый по всем правилам, активизирует творческое мышление в группе, тем что вызывает большое количество ответов, увеличивая вероятность возникновения оригинальных.
Свободное фантазирование ещё одна форма решения задач по определённой тематике без правил и границ, позволяющая максимально раскрепостить и заинтересовать детей.
Игровые упражнения задействуют образное восприятие детей, внося в обыденные задания элементы игры. Вспомогательными формами для преподнесения и лучшего усвоения теоретического материала были мини-лекция и диалог. Каждое занятие представляло собой комплекс из творческих заданий по развитию вербальной и невербальной креативности. Выполнение каждого задания неизменно сопровождалось обратной связью. Все занятия оканчивались рефлексией.
В качестве экспериментальной и контрольной групп мы выбрали учеников 3-его класса. Количество учащихся в каждой группе равно тридцати.
С целью исследования уровня креативности у испытуемых был использован комплекс методик:
1. Тест креативности П. Торранса (краткий тест, фигурная форма).
2. Тест «Круги» Э. Вартега.
3. Методика «Предложения» Н. Фетискина.
В рамках данной работы представляет интерес динамика проявления креативности за период между предварительной и заключительной диагностиками. В целом можно судить о повышении уровня креативности по каждому тесту у экспериментальной группы. Так, резко возросло число учеников, достигших очень высокого уровня по тесту Торренса – на 41,9%. Количество, занимавших средний уровень наоборот сократилось с 41,9 % до 3,2%. Тенденция увеличения тестовых показателей наблюдается и по остальным методикам. В сопоставлении итогов по тесту «Круги» Вартегга примечательно, что на втором срезе 38,7% перешло на уровень «высокий» и 3, 22% - на «очень высокий», и полностью исчез низкий уровень. По результатам методики «Предложения» также можно отметить значительное повышение уровня «очень высокий» - на 35,4 % и заметное уменьшение уровня «ниже среднего» – на 19,28%.
Как видно, результаты исследования креативности учащихся, полученные при проведении второго среза, значительно различаются с количественными результатами первого среза.
Учащиеся из контрольной группы, как и полагалось, не показали серьёзных изменений на втором тестировании: рост креативности отметился, но заметно ниже, чем в экспериментальной группе. Так, по первой методике количество учащихся, перешедших на очень высокий уровень, выросло лишь на 10%.
В ходе экспериментального этапа исследования было выявлено существенное различие в динамике уровня креативности: в экспериментальной группе оно обозначилось большим ростом.
Таким образом, реализация программы по развитию креативности учащихся в рамках формирующего эксперимента привела к развитию креативности.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента показывает кардинальные сдвиги уровня креативности младших школьников при использовании специальной программы уроков творчества. Испытуемые, регулярно проходившие ассоциативно-образные упражнения, мозговой штурм, игры-упражнения, свободное фантазирование и учившиеся понимать и употреблять приёмы воображения, заметно улучшили свои результаты. Изменения проявились в повышении уровня детализации, расширении ассоциативного поля при соединении компонентов идеи и в увеличении оригинальных ответов, что отметилось при повторном тестировании испытуемых. На прогресс экспериментальной группы непосредственно повлияло развитие умения видеть проблему и ситуацию детально и подробно, с разных точек зрения и связывать элементы из отдалённых зон смыслового пространства. В итоге повысилась способность испытуемых подходить к решению любых вопросов и заданий творчески. это говорит о том, что проделанная нами работа способствовала развитию креативности, гипотеза нашего исследования доказана.
Таким образом, проведённое нами исследование демонстрирует эффективность проведённой нами программы развития креативности.
Список литературы:
1. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. - М.: Флинта: Наука, 2016. 146 с.
2. Николаева Е.И. Психология детского творчества. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. 240 с.
3. Волгуснова Е.А. Развитие творческого воображения у младших школьников в зависимости от условий обучения. - Шадринск: Шадринский дом печати, 2014. 99 с.
4. Алдер Г. CQ, или Мускулы творческого интеллекта.. - М., 2004. 201 с.
5. Иванова Т.В. Развитие воображения младших школьников. - Курск: Региональный открытый социальный ин-т, 2015. 157 с.