Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Теоретико-методологические основы подготовки, переподготовки и повышения квалификации

Дата публикации: 2020-06-10 18:55:25
Статью разместил(а):
Сюнина Дарья Сергеевна

Теоретико-методологические основы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров образовательного учреждения

Theoretical and methodological basis of training, retraining and advanced training of management and pedagogical personnel of educational institution

Авторы:

Устюжина Ольга Николаевна

кандидат экономических наук, доцент, Елабужский институт Казанского федерального университета, г. Елабуга, Россия.

e-mail: tsrs-com@mail.ru

Ustyuzhina Olga Nikolaevna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Elabuga Institute of Kazan Federal University, Elabuga, Russia.

e-mail: tsrs-com@mail.ru

Сюнина Дарья Сергеевна

Елабужский институт Казанского федерального университета, г. Елабуга, Россия.

e-mail: dr.sergeevna2406@gmail.com

Syunina Daria Sergeevna

Elabuga Institute of Kazan Federal University, Elabuga, Russia.

e-mail: dr.sergeevna2406@gmail.com

Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования, направленного на определение теоретико-методологического основания подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров образовательного учреждения. На основе анализа современных научных источников, автором делается вывод о том, что процесс формирования и развития компетенций управленческих и педагогических кадров должен быть построен на основе принципов и положений личностного и компетентностного подходов.

Abstract: this article presents the results of a study aimed at determining the theoretical and methodological basis for training, retraining and advanced training of managerial and pedagogical personnel of an educational institution. Based on the analysis of modern scientific sources, the author concludes that the process of forming and developing the competencies of managerial and pedagogical personnel should be based on the principles and provisions of personal and competence approaches.

Ключевые слова: повышение квалификации, система образования, управленческие кадры, педагогические кадры, образовательное учреждение.

Keywords: training, education system, management staff, teaching staff, educational institution.

Тематическая рубрика: педагогика и образование.

В современных условиях формирования в нашей стране рынка образовательных услуг одной из важнейших функций управления персоналом образовательного учреждения становится подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих и педагогических кадров. Общепринятым в научной литературе является сегодня положение о том, что именно кадровый потенциал образовательного учреждения во многом определяет качество его деятельности и уровень конкурентоспособности среди других организаций системы образования. От уровня профессиональной подготовленности административного и педагогического персонала учреждения зависят результативность образовательно-воспитательного процесса, поэтому он становится в настоящее время одним из ключевых показателей качества системы управления.

Вместе с тем, проблема подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров в учреждении образования все еще не привлекает к себе широкого внимания со стороны отечественных исследователей. Российскими авторами последних лет изучается отдельные аспекты обозначенной проблематики, однако большинство из них описывают, преимущественно, нормативные требования к организации этой деятельности, основанные на действующем в нашем стране законодательстве и происходящих в систем образования изменениях (А.Ю. Белогуров, И.Р. Лазаренко, С.А. Мацкевич, Е.А. Сердюк, Ф.В. Шарипов и другие). В то же время, вопросы теоретико-методологического обоснования организации процессов обучения персонала в образовательных учреждениях, практически не затрагиваются современными исследователями.

В соответствии с этим, изучение процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров образовательного учреждения представляется нам особенно значимым и актуальным. Научная разработка данной проблематики позволит осуществлять формирование и развитие компетенций управленческих и педагогических кадров системы образования на основе учета принципов практической направленности, интегративности, универсальности и вариативности этой деятельности.

Целью данной статьи является определение теоретико-методологического основания процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров образовательного учреждения. Объект исследования – процесс формирования и развития компетенций управленческих и педагогических кадров; предмет – личностный и компетентностный подходы как теоретико-методологические основания подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров образовательного учреждения.

Анализ научных источников по проблеме исследования позволил заключить, что основой использования любых технологий в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров системы образования должен в качестве своего базиса опираться на положения личностного и компетентностного подходов, так как только они, на наш взгляд, обеспечивают формирование у педагогов и руководителей образовательных учреждений необходимых компетенций в полном объеме.

Ключевым положением данных подходов является ориентация на личность субъекта в процессе повышения уровня профессионального мастерства, а также направленность не на формирование у него некой совокупности знаний, умений и навыков, а на развитие компетенций, то есть, способностей, отражающих необходимые стандарты поведения субъекта в сфере профессиональной деятельности. Результатом же процесса формирования компетенций становится компетентность личности, которая представляет собой умение мобилизовать и актуализировать имеющиеся у нее компетенции для решения реальных задач, возникающих перед ним в процессе осуществления профессиональной деятельности, а также для получения необходимых результатов в процессе ее выполнения [1, с. 134].

Профессиональная компетентность как новообразование субъекта профессиональной деятельности в системе образования формируется в процессе его профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации и представляет собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, которые позволяют успешно решать функциональные задачи в данной деятельности. Являясь активным проявлением личности в процессе осуществления профессиональной деятельности, компетентность педагогов и управленцев системы образования характеризуется мобилизационной готовностью личности, понимаемой как возможность реализации освоенных ею компетенций в любой требующей этого ситуации [3, с. 180].

В соответствии с сущностью личностного и компетентностного подходов к организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров в образовательном учреждении, ведущая роль в повышении профессионального уровня отводится самому субъекту (педагогу или руководителю), а его мотивационная ценностная сфера и профессиональный потенциал личности рассматриваются в данном случае как имеющие индивидуальный характер. Процессы развития профессиональных компетенций педагогов и руководителей образовательных учреждений в таком случае направлены, преимущественно, на оказание помощи в построении индивидуальной образовательной траектории и программ (мероприятий) профессионального роста с учетом личностных потребностей субъекта образования.

Наконец, использование теоретико-методологических основ названных подходов предполагает, что в период повышения профессионального уровня научно-методическое сопровождение процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации будет направлено на создание условий для формирования у педагогов и руководителей образовательных учреждений необходимых профессиональных компетенций, осуществляющегося в условиях активной практической деятельности, самообразования и саморазвития [4, с. 69].

При опоре системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в образовательных учреждениях на положения и принципы компетентностного и личностного подходов происходит, прежде всего, изменение образовательных приоритетов [2, с. 96]:

- стратегическую роль приобретают вопросы управления информацией и организации эффективных коммуникаций в профессиональной среде образовательного учреждения;

- опора системы управления персоналом учреждения на современные теории в организации менеджмента, активизация инновационной деятельности в системе образование;

- расширение познавательной деятельности членов педагогического и административного персонала в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации, активизация их мышления, социокультурных ценностей и духовно-нравственных норм поведения;

- становление личности современного педагога и руководителя образовательного учреждения, формирование у них внутреннего стремление к профессионально-личностному росту.

Литература:

  1. Лингевич О.В. Исследование развития компетентностей в процессе подготовки будущих учителей в педагогическом вузе // Вестник ТГПУ. – 2016. – № 1. – С. 133 – 137.
  2. Некрасов А.М. Профессиональная переподготовка управленческих кадров в сфере образования / А.М. Некрасов // Вестник Тамбовского университета. – 2019. - № 11. – С. 95 – 97.
  3. Плотникова Г.Г. Культура речи и коммуникативная компетентность: содержательный аспект // Язык и культура. – 2014. - № 6. – С. 174 – 188.
  4. Сопин В.И. Управление повышением профессионального уровня педагогических работников профессиональных образовательных организаций / В.И. Сопин // Управление образованием: теория и практика. – 2017. - № 2. – С. 65 – 82.

 

. . . . . . .