Педагогический такт в работе с детьми
Педагогический такт в работе с детьми
Pedagogical tact in working with children
Автор: Усачева Елена Николаевна
Детский сад № 245 ОАО «РЖД», г. Облучье, Россия.
e-mail: elena31.12.73@mail.ru
Usacheva Elena Nikolaevna
kindergarten 245, Obluchye, Russia.
e-mail: elena31.12.73@mail.ru
Аннотация: В статье раскрывается проблема педагогического такта. Педагогический такт рассматривается, как показатель моральных качеств и профессионального мастерства педагога.
Abstract: The article reveals the problem of pedagogical tact. Pedagogical tact is considered as an indicator of moral qualities and professional skill of the teacher.
Ключевые слова: педагогический такт, дошкольник, воспитатель.
Keywords: pedagogical tact, preschooler, educator.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Изменение в образовании Российской Федерации диктует применение в работе педагогов креативных идей и технологий. Композиционным элементом педагогического процесса становится личностно–ориентированное сотрудничество педагога с воспитанниками. Оно предусматривает, что основой педагогического процесса выступает оказание содействия дошкольнику в осмыслении себя как личность, открытии и проявлении собственных ресурсов, формировании понятий о самом себе, проявление внешней актуализации внутреннего состояния, в самоутверждении.
Как показывает практический опыт, обладание педагогическим тактом способствует воспитателю созидать коммуникативное взаимодействие с дошкольниками на позитивных чувствах, содействовать развитию и корректировки психологической связи с детьми.
Слово "такт" (от латинского tactus) – это модель взаимоотношений между людьми. Такт – непременное требование, которое делает общение между людьми успешным.
Такт, в действительности, означает - прикосновение, влияние.
Педагогический такт – это основа педагогического таланта и значимая составляющая педагогического профессионализма. Это способность педагога отыскать путь к ребёнку, найти ключик к его сердцу и ориентировать его действия по определенному пути.
Вопросы теории и практики педагогического такта рассматривали педагоги дореволюционной России и советского периода. Теоретические основы педагогического такта нашли освещение в трудах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили и других видных педагогов.
К.Д. Ушинский трактовал понятие педагогического такта, как «чувство меры, необходимое для успеха в осуществлении воспитательного воздействия».
В своих работах К.Ф. Каптерев описывает педагогический такт, как «действенный фактор повышения эффективности педагогического процесса вообще и как средство повышения уровня мастерства индивидуального подхода, в частности».
Некоторые аспекты этого вопроса рассматриваемой проблемы в 90-е годы XX - начале XXI столетия толковали в трудах Г.Н. Волков, В.А. Караковский, A.B. Мудрик, И.П. Подласый, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, В.К. Шаповалов.
Воспитатель для дошкольника – самый важный человек после родителей, который знакомит с правилами жизни в социуме, формирует представления о целостной картине мира, развивает умения взаимодействовать в обществе. На плечи педагога возлагаются большие обязательства за нынешнюю и дальнейшую жизнь малыша, требующие высокого профессионализма и педагогического такта.
Педагогический такт обнаруживается с первой минуты контакта с детьми: в процессе дня, будь это занятие, прогулка, подготовка ко сну или иной режимный момент. Педагогический такт порождает микроклимат между педагогом и детьми, оказывает содействие в воспитательном влиянии. Отличается последовательностью и эластичностью использования методов, форм и приемов педагогического влияния. Он не допускает стандарта и формального отношения. Источником педагогического такта выступает понимание психологии ребенка, уважение его личности, отзывчивость, восприимчивость психического состояния ребенка, спокойное поведение по отношению к детям.
У внимательного, любящего детей воспитателя в запасе целый ряд приемов, которые способствуют для расположения к себе дошколят. От вашего образа в глазах детей, обусловлено следующее: поверят ли в вас, в ваш престиж, смогут ли перенять лучшие качества? На примере своего наставника дети усваивают понятия о доброте, вежливости, внимательности и чуткости. Видя сострадание у воспитателя, если кто-то поранился или ударился; подлинную радость, когда они достигают результатов; печаль при неудачах. Замечают ваше отношение, когда вы спокойно объясняете что-то младшему воспитателю, добродушно приветствуете их родителей …
Пребывая в детском учреждении в течение дня, дети усматривают в нас стандарт поведения. Педагог, помнящий о том, что ему вверено самое ценное – дети, обязательно задаст вопрос, каким он предстает перед воспитанниками:
Он – старший товарищ: побеседует, даст совет, выдумает новое, невероятное.
Он – посредник: справедливо и правильно рассудит.
Он – заступник: защитит от обидчика.
Он – создатель детской радости: с ним увлекательно, не скучно.
Он – ученый: про все ведает, обладает многими навыками.
Он – родной человек, заменяющий маму в ее отсутствие.
Около него по-домашнему душевно и спокойно, и благодаря этому ребенок раскрывается, распускается, несет ему самое дорогое, заповедное. Именно этот педагог, жизнерадостно и деятельно относящийся к любимому делу, способен обеспечить ребенку комфортные условия.
Исходя из вышесказанного, ощущается потребность освежить в памяти нам всем правила кодекса педагогической этики в отношении детей:
· Никогда не наказывать детей;
· Не сравнивать детей друг с другом, не ставить др. друга в пример;
· Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить прощения);
· Не укорять детей;
· Не жаловаться на них родителям;
· Не оскорблять;
· Не приказывать, не требовать жёстко;
· Обеспечить успех во всех делах, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;
· Хвалить от души;
· Верить и доверять безоговорочно;
· Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;
· Прощать искренне.
Список используемой литературы:
1. И.П. Подласый Педагогика. Книга 1: Общие основы: учебник в 3 книгах/ 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Владос, 2008. — 527 с.
2. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. — М.: Педагогика 1990. — 288 с.
3. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: пед. соч.: в 6 т. / Сост. С. Ф. Егоров. — М.: Просвещение, 1990. — Т.