Влияние современных технологий на формирование профессиональных компетенций педагога ДО
Влияние современных технологий на формирование профессиональных компетенций педагога дошкольного образования
The influence of modern technology on the formation of professional competencies of a preschool teacher
Авторы:
Мосалова Ольга Сергеевна
ГОУ ВО МО ГГТУ "Гуманитарно-педагогический колледж", Московская область, г. Орехово-Зуево, Россия.
Mosalova Olga Sergeevna
Humanitarian and Pedagogical College, Moscow region Orekhovo-Zuevo, Russia
e-mail: panevina_olga@mail.ru
Трофимова Юлия Александровна
ГОУ ВО МО ГГТУ "Гуманитарно-педагогический колледж", Московская область, г. Орехово-Зуево, Россия.
Trofimova Julia Alexandrovna
Humanitarian and Pedagogical College, Moscow region Orekhovo-Zuevo, Russia
e-mail: g-yulia@mail.ru
Аннотация: В статье рассмотрены аспекты формирования профессиональной культуры современного педагога дошкольного образования и взаимосвязи образования и современных компьютерных технологий.
Abstract: The article discusses aspects of the formation of a professional culture of a modern teacher of preschool education and the relationship of education and modern computer technology.
Ключевые слова: информационные технологии, компетенция педагога, педагог дошкольного образования, профессиональная культура.
Keywords: information technology, the competence of the teacher, the teacher of preschool education, professional culture.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Современное общество нуждается в высококвалифицированных и конкурентоспособных профессионалах, готовых к быстрой адаптации в окружающей среде, творческих и критически мыслящих, готовых к саморазвитию и самосовершенствованию, способных ставить и добиваться поставленных целей.
Формирование личности с вышеперечисленными качествами становится основной задачей системы образования. Решать данную задачу должны педагоги с высоким уровнем профессиональной культуры.
Проблема формирования профессиональной культуры педагога признается важной, значимой, так же, как и вопрос применения современных компьютерных технологий в образовательном процессе.
Необходимость информатизации дошкольного образования требует от будущих специалистов возможность в совершенстве владеть современными технологиями.
В связи с чем проблема подготовки будущего специалиста дошкольного образования и формирования у него информационно-коммуникативной компетентности актуальна как никогда.
Будущим специалистам необходимо обучение, которое основано как на фундаментальных знаниях, так и на общей культуре, включая и информационную. В связи с чем современному педагогу в наши дни просто необходима качественная подготовка в сфере новейших информационных технологий.
Информационно-коммуникативная компетентность воспитателя – компонент его педагогической ценности, показатель профессионального мастерства, высокой квалификации и соответствия сфере дошкольного образования.
Одним из наиболее популярных направлений в педагогике является компетентностный подход, который направлен на получение профессиональных знаний, способности ориентироваться в информационном пространстве, взаимодействовать в коллективе, повышать квалификацию, развивать самостоятельность и активность.
Компетентность определяется как новообразования субъекта деятельности, формируется в процессе профессиональной подготовки, включая систематизированные знания, умения, навыки и личностные качества, позволяющие успешно решать функциональные задачи, касающиеся профессиональной деятельности.
ИКТ-компетентность проявляется в способности усваивать знания, умения и навыки решения задач в профессиональной деятельности с помощью компьютера.
Приоритетная задача дошкольной педагогики – формирование ИКТ-компетентности педагогов, способных понимать проблемы в профессиональной деятельности и находить их решения.
Развитие информационного общества предполагает широкое применение информационных технологий в области дошкольного образования и определяется такими факторами, как:
· внедрение компьютерных технологий в образование дошкольного учреждения с целью ускорения передачи знаний, умений, навыков и опыта человечества;
· повышение качества обучения и образования посредством современных компьютерных технологий, позволяющих комфортно адаптироваться к окружающей среде и общественным реалиям;
· создание современной системы образования путем внедрения компьютерных технологий в дошкольное образование, с целью соответствия требованиям общества и процессу модернизации системы образования.
ИКТ-компетентность воспитателя характеризует мотивированное желание, готовность и способность эффективно использовать возможности информационных и коммуникационных технологий в условиях педагогического процесса при обучении, воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста, ориентироваться в ИКТ-среде, осуществлять поиск и использование информации в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Обстоятельства, стимулирующие деятельность будущего педагога дошкольного образовательного учреждения к формированию ИКТ-компетентности: регулярное наращивание компьютерной базы дошкольного образовательного учреждения; стабильно растущая динамика процесса компьютеризации и информатизации семьи.
Решение проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих специалистов дошкольного образования в условиях информатизации общества заключается в качественном уровне подготовки педагогических кадров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных технологий в образовательный процесс.
формирование профессиональной компетентности будущего педагога в образовательном процессе, основанное на реализации педагогических условий (ориентации на субъектность личности, способной к самоидентификации и самоактуализации; создания креативной среды; побуждение к рефлексивной деятельности; диалогизации образовательного процесса) представляет собой постепенное усложнение основных задач обучения, а также расширение арсенала используемых методов и форм активной организации обучения.
Необходимо также отметить, что понятие «профессиональная компетентность учителя» стало нормой для студентов. Другими словами, можно сделать вывод, что профессиональные требования к педагогу определяют ориентиры успешного овладения педагогической профессией, указывают на внешнюю и внутреннюю логику восхождения к ней, предоставляют возможность проверки в самом себе гармоничного сочетания общечеловеческих, профессиональных и специальных способностей человека.
Список литературы:
1. Семчук С.И. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов в сфере дошкольного образования// Концепт. 2015. 2 № 12 (декабрь).
2. Розина И.И. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация. Теория и практика. – М.: Логос, 2005. – С.25.
3. Лебедева М.В., Шилова А.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать // Информатика и образование.–2004.–№ 3.–С.96–100.
4. Пилюгина Е.И., Бережнова О.В. Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 617-620.