Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе использования развивающих игр
Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе использования развивающих игр
Intellectual development of preschoolers in the process of using developing games
Автор: Морозова Оксана Евгеньевна
ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», г. Гжель, Россия
e-mail: morozovaokcana79@mail.ru
Morozova Oxana Evgenievna
Gzhel State University, Gjel, Russia
e-mail: morozovaokcana79@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются интеллектуальное развитие детей и влияние игры на интеллект. Развивающая игра – эффективное средство формирования таких процессов как: память, внимание, мышление.
Abstract: the article deals with the intellectual development of children, the influence of play on intelligence. A developing game is an effective means of forming such processes as memory, attention, and thinking.
Ключевые слова: развивающая игра, дошкольник.
Keywords: developing game, preschooler.
Тематическая рубрика: педагогика и образование.
Игра – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо разжечь.
Всестороннее развитие детей дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируется воображение, и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию игр, процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме.
У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Именно в ней конкретным образом изменяется мышление ребенка, его воображение, а любопытство и любознательность превращаются в познавательную потребность, которая ищет своего удовлетворения. В игре рождаются мотивы новой деятельности – учения, которое будет целенаправленно способствовать интеллектуальному развитию ребенка.
Понятие «интеллект» определяется достаточно разнообразно, но в общем, это индивидуальные способности, относимые к познавательной сфере. Под интеллектом подразумевается все познавательные процессы человека: ощущение, внимание, восприятие, памяти, представления, мышления, воображения.
В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большое желание познавать что-то новое.
Использование развивающих игр наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
- организация поэтапного применения игр с последовательным усложнением дидактических и развивающих задач;
- систематизация и классификация игры по предложенным задачам;
- включение развивающих игр с проблемно-поисковыми задачами и осуществление взаимодействия педагога с ребенком.
Основные принципы развивающих игр:
- совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачки к учебно-познавательной деятельности;
- постепенное усложнение обучающихся задач и условий игры;
- повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности;
- единство развивающих и воспитательных воздействий.
Существует разнообразные развивающие и дидактические игры, которые используют педагоги для развития интеллекта детей.
Игра Воскобовича – это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.
Блоки Дьеныша способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.
Игры Никитина развивают любознательность, творческий склад ума.
Игры-головоломки развивают пространственные представления, воображение, мышление, смекалку, находчивость.
Настольно-печатные игры развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление.
В ходе игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком и детей между собой, их общение в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, кубиками. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как продолжение его игровой деятельности. И это способствует интеллектуальному развитию ребенка в игре.