Вокально–хоровая деятельность как здоровьесбрегающая технология в дополнительном образовании дошкольников

Дата публикации: 2020-05-20 13:55:36
Статью разместил(а):
Ярмишко Светлана Геннадьевна

Вокально–хоровая деятельность как здоровьесбрегающая технология в дополнительном образовании дошкольников

Vocal and choral activity as a health-saving technology in additional education of preschool children

 

Авторы:

Ярмишко Светлана Геннадьевна

НВГУ «Нижневартовский Государственный Университет», г. Нижневартовск, ХМАО –ЮГРА, Россия

E-mail: kisha 2008@mail.ru

Yarmishko Svetlana Gennadievna

Nizhnevartovsk State University Nizhnevartovsk, KHMAO-YUGRA, Russia

E-mail: kisha 2008@mail.ru

Благинин А.А.  ORCID iD 0000-0002-8375-921X

Профессор, Заслуженный деятель науки РФ, доктор психол. наук, доктор мед. наук, профессор кафедры ПОиР, Санкт-Петербург, ВМедА им. С.М. Кирова.

Blaginin A.A.

Professor Honored scientist of the Russian Federation, doctor of psychology, doctor of medicine, Professor of Poir Department  Saint Petersburg, Vmeda named after S. M. Kirov.

 

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы формирования певческих умений у детей с болезнями органов дыхания. Особое внимание автор уделяет технологии здоровьесбережения, Инновационная программа позволит облегчить формирование певческих умений детям дошкольного возраста с болезнями органов дыхания.

Abstract: The article deals with the problems of formation of singing skills in children with respiratory diseases. The author pays special attention to health-saving technologies. the Innovative program will facilitate the formation of singing skills for preschool children with respiratory diseases.

Ключевые слова: вокально-хоровая деятельность, певческие навыки, дошкольный возраст, музыкальное воспитание, музыкальные способности музыкальный слух, здоровьесберегающие технологии.

Keywords: vocal and choral activity, singing skills, preschool age, musical education, musical abilities, musical hearing, health-saving technologies.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, формирование духовной личности, от которой во многом будет зависеть будущее нашей страны. С введением ФГОС дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Идея здоровьесбережения воспитанников является одной из важнейших задач, стоящих перед современным обществом. В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы ...»

«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни».

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Именно дошкольный возраст является сензетивным периодом развития ребенка. По мнению  Б.Г. Ана­ньева, сен­зи­тив­ные пе­ри­о­ды раз­ви­тия — это пе­ри­о­ды «по­вы­шен­ной вос­при­им­чи­во­с­ти ре­бен­ка к внеш­ним воз­дей­ст­ви­ям, осо­бен­но к воздействи­ям про­цес­са обу­че­ния и вос­пи­та­ния, т. е. со­ци­аль­но­го фор­ми­ро­ва­ния ин­тел­лек­та и лич­но­с­ти» [1,с.162].

Поэтому очевидным является поиск путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, имеющим отклонения внедрение здоровьесберегающих технологий, помогающих детям осваивать образовательный процесс при этом укрепляя и сохраняя свое здоровье. «… Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Я. Корчак.

Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребёнка. 

Ведь воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Кроме того, планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, пение не только доставляет поющему удовольствие, но также развивает его слух, укрепляет дыхательную систему, так как хоровое пение является самым доступным видом дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.  Несмотря на имеющиеся теоретические исследования, а также наличие интересного практического опыта в данном направлении, накопленного за последние годы целым рядом музыкантами-педагогами, некоторые аспекты влияния вокально-хоровой деятельности на формирования здоровья у детей дошкольного возраста с болезнями органов дыхания изучены недостаточно.  

С одной стороны в условиях дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ разработаны и применяются адаптированные программы и здоровье сберегающие технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны, дети, не имеющие статус ОВЗ, но нуждающиеся в инклюзивном образовании, страдающие такими заболеваниями как бронхиальная астма, хронический бронхит, и другими болезнями органов дыхания испытывающие трудности в освоении образовательной программы из-за частых и длительных пропусков по причине болезни не обеспечены в полной мере здоровье сберегающими технологиями помогающими сохранить и укрепить здоровье данной группы детей. Это замедляет усвоение основной общеобразовательной программы и противоречит требованиям ФГОС ДО.  

Кроме того, наблюдается недостаточность разработки дополнительных образовательных программ в дошкольных образовательных учреждениях. Наличие огромного теоретического и интересного практического опыта в данном направлении, накопленного за многие годы музыкантами - педагогами, педагогами - психологами, проведен ряд медицинских исследований в этой области. Научные открытия подтверждают, что пение представляет собой психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем организма (дыхание, кровообращение, эндокринная и нервная системы), оно в целом положительно влияет на формирование здоровья у детей.  Улучшение кровообращения благотворно влияет на голосовые связки, миндалины, лимфоузлы, что повышает иммунитет организма.

Таким образом, регулярные занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их. «Пение — это психофизиологический процесс, связанный с различным эмоциональным состоянием ребенка и значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр». Г.П. Стулова.

Пение очень хорошо действует на психоэмоциональное состояние человека. Оно помогает расслабиться, справится со стрессом и нервным напряжением. Песня снижает нервозность, придает бодрость, энергию, возвращает душевные силы. Именно поэтому специалисты рекомендуют петь хотя бы пять минут в сутки, приравнивая пение к физическим упражнениям. Ученые обнаружили, что во время пения в мозгу вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым, человек ощущает покой и радость. Научно доказано, что вокалом лечатся неврозы, заболевания дыхательных путей, бронхиальная астма и даже заикание. Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции. Таким образом, обучение пению детей является мощным средством их воспитания и развития.

Однако, до сих пор наблюдается недостаточность разработанности образовательных программ с использованием этой технологии в в условиях ДОУ.  

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что формирование музыкальных способностей детей с болезнями органов дыхания, внедрение и апробация здоровьесберегающих технологий в процесс дошкольного образования – это актуальная психолого-педагогическая проблема. В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска детский сад №90 «Айболит» было проведено экспериментальное исследование с целью выявления уровня сформированности специфических музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Данные представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.  Результаты исследования сенсорных музыкальных способностей, музыкального мышления и музыкальной памяти (методика «Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

 (авторы - К.В. Тарасова Т. В.Нестеренко, Т, Г, Рубан)

Уровень

Сенсорные музыкальные способности

Музыкальное мышление

Музыкальная память

Высокий

0

0

0

Средний

9 чел.

8 чел.

7 чел.

Низкий

1 чел.

2 чел.

3 чел.

 

Таблица 2. Результаты исследования сенсорных музыкальных способностей, музыкального мышления и музыкальной памяти (методика «Исследование слухового гнозиса», «Исследование движений и действий»

(автор А.Р. Лурия)

Уровень

Слуховой

 гнозис

Чувство темпа и метроритма

Высокий

0

0

Высоко–средний

1чел.

0

Средний

7 чел.

6 чел..

Средне –низкий

0

2 чел.

Низкий

3 чел.

2 чел.

 

Таким образом, становится очевидным, что необходима разработка специальной программы «Домисолька». Направленность будущей программы – художественно –эстетическая. Целью программы является формирование музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с болезнями органов дыхания средствами вокально-хоровой деятельности. Следовательно, программа будет решать задачи:

· Формировать компоненты сенсорных музыкальных способностей-слуховой гнозис, чувство ритма и метроритма;

· Формировать музыкальную память;

· Формировать музыкальное мышление;

· Адаптировать дыхательную функцию детей старшего дошкольного возраста с болезнями органов дыхания к вокально-хоровой исполнительской деятельности;

Реализация данной программы позволит дошкольной образовательной организации удовлетворить потребности дошкольников, в том числе, отдельных категорий детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, в развитии их способностей, творческого потенциала и сохранности здоровья.

 

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1980.

2 Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П. Стулова. - М., 1992. 

3. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике: Технологии здоровьесберегающего образования: Метод. пособие для педагогов [Текст]. — М.: АРКТИ, 2008.

4. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Минск: Нар. а света, 1981. - 288 с.

5. Корчак Януш. Педагогическое наследие. Жанр: Научная литература: прочее. Издательский дом: Педагогика. Год издания: 1991.

6. Программа М.Л. Лазарева «Здравствуй1» Учебно—методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — М.: Мнемозина, 2004. — 248 с. 

7. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей К.В. Тарасова. М: 2018. – 143 с.