Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Социальные сети как средство контроля успеваемости студентов в условиях дистанционного обучения

Дата публикации: 2020-05-12 13:38:56
Статью разместил(а):
Масалаб Надежда Михайловна

Социальные сети как средство контроля успеваемости студентов в условиях дистанционного обучения

Social networks as a means of monitoring academic performancestudents in a distance learning environment

Автор: Масалаб Надежда Михайловна

ВИВТ – АНОО ВО, г. Воронеж, Россия.

e-mail: nadezhdamasalab@mail.ru 

Masalab Nadezhda Mikhailovna

Voronezh Institute of High Technologies, Voronezh, Russia.

e-mail: nadezhdamasalab@mail.ru 

 

Аннотация: В данной статье исследуется потенциал социальных сетей с точки зрения возможности их применения как средства контроля за успеваемостью студентов в условиях дистанционного обучения.

Abstract: this article examines the potential of social networks in terms of their use as a means of monitoring student performance in distance learning.

Ключевые слова: социальная сеть, академическая успеваемость, дистанционное обучение, информационно-образовательная среда, социально-образовательная среда.

Keywords: social network, academic performance, distance learning, information and educational environment, social and educational environment.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование

 

В настоящее время проблема дистанционного обучения является одной из актуальных и приоритетных. Применение дистанционных образовательных технологий в целостном педагогическом процессе является закономерной необходимостью, так как является отражением социального запроса. Кроме того, внедрение информационных технологий во все сферы жизни требует от системы образования применение таких технологий в процессе обучения всех уровней, и является важной частью формирования информационно-образовательной среды учебного заведения. [1]

Тем не менее, существует противоречие между внедрением дистанционного обучения в образовательный процесс и уровнем контроля знаний обучающихся. Кроме того, происходит уменьшение педагогического взаимодействия на уровне «преподаватель – студент».

Данное противоречие возможно разрешить, применив новые инструменты контроля, которые не только позволят выполнить основные задачи по формированию предметных компетенций, но и станут отличным средством развития коммуникативных и личностных качеств обучающихся, а также социализации личности студента в условиях дистанционного взаимодействия.[3]

Таким инструментом, на мой взгляд, являются социальные сети. Преимуществом социальных сетей, по сравнению с обычными средствами контроля за успеваемостью, является следующее:

1) Высокий уровень персонификации взаимодействия.

Социальные сети предоставляют возможность взаимодействовать с обучающимися лично. Такая персонификация решает проблемы, связанные с особенностями межличностного общения в офлайн режиме, позволяет взаимодействовать с конкретным человеком, помогает преподавателю направленно осуществлять педагогическое воздействие на обучающегося.

2) Расширение возможностей информационно-образовательной среды учебного заведения. Системы дистанционного обучения, применяемые образовательными учреждениями, несомненно, являются важной частью образовательного процесса. Однако взаимодействие сводится к обучению, построенному на определенном алгоритме реализации образовательных программ. Кроме того, социальные сети позволяют использовать в процессе обучения дополнительный обучающий контент, не входящий в общую программу. При этом преподаватель подбирает необходимый контент, что позволяет значительно экономить время на поиск необходимой информации в сети.

3) Социальные сети могут стать дополнительным средством контроля успеваемости, расширяя возможности информационно-образовательной среды. Взаимодействие преподавателя с контингентом обучающихся за пределами информационно-образовательной среды учебного заведения позволяет не только корректировать образовательный процесс. При помощи социальных сетей преподаватель может вести целенаправленную консультационную работу с неуспевающими обучающимися, а также решать в оперативном порядке вопросы, связанные с отсутствием технических возможностей отдельных студентов обучаться дистанционно.

4) Взаимодействие с обучающимися в рамках социально-информационного пространства. Социальные сети позволяют педагогу активно взаимодействовать со студентами, направляя процесс социализации. Такое взаимодействие в условиях дистанционного обучения крайне важно, так как у студентов часто снижается мотивация к обучению. В рамках коммуникации в социальной сети преподаватель может направлять формирование положительной мотивации, создавая ситуацию успеха [2].

5) Возможность осуществлять воспитательную работу со студентами. В процессе киберобщения педагог выступает не только в роли носителя информации, но и взаимодействует с обучающимися как личность. Это позволяет осуществлять воспитательное взаимодействие, получать адекватную и своевременную рефлексию, что также необходимо для анализа своей деятельности и совершенствования педагогического мастерства.

Наблюдения показали, что взаимодействие в социальных сетях в системе «преподаватель-студент» повышает возможности применения здоровьесберегающих технологий, так как преподаватель, оценивая учебную нагрузку, время нахождения обучающихся в сети, может корректировать процесс, направляя его в рамки оптимального использования времени и усвоения учебной информации. Социальные сети позволяют решать даже такие вопросы, как режим дня, особенности психо-эмоционального состояния студентов, и т.п.

Таким образом, произведя анализ положительных сторон возможности применения социальных сетей, мы пришли к выводу, что их применение для контроля успеваемости должно быть эффективным.

Контроль успеваемости – необходимое условие эффективного образовательного процесса. Контроль сводится не только к фиксированию выполненных работ, посещаемости, но и качеству обучения, уровню вовлеченности в процесс как преподавателя, так и обучающихся. Для осуществления контроля при очном и дистанционном обучении преподаватель использует ряд инструментов, которые позволяют ему произвести оценку знаний обучающихся. К таким средствам относятся различные виды контрольно-измерительных материалов, показатели работы на семинарских, практических и лабораторных занятиях, участие обучающихся в различного рода конференциях, конкурсах, олимпиадах.

В условиях дистанционного обучения, когда преподаватель взаимодействует со студентами в рамках информационно-образовательной среды учебного заведения, включающую систему внеаудиторного обучения, наиболее уязвимыми моментами являются следующие:

1) Контроль посещаемости. Оценить реальное присутствие обучающегося на занятии возможно только при использовании онлайн площадок видеоконференций. Вне видеоконференции преподаватель может только полагаться на добросовестность обучающихся. Социальная сеть может установить факт присутствия студента на занятии. Это возможно благодаря физической фиксации нахождения обучающегося в тематической группе в социальной сети, либо посредством применения онлайн-методов контроля, таких, как дистанционные тесты по теме занятия (например, Google формы), позволяющие быстро оценить уровень вовлеченности в процесс, и время, затраченное на выполнение. При этом необходимо оговорить дедлайн прохождения теста и критерии оценивания.

2) Контроль успеваемости. Применение систем дистанционного обучения минимизирует взаимодействие между субъектами образовательного процесса. Преподаватель может отслеживать и оценивать работы, размещенные студентами в Системе. Тем не менее, такая минимизация полноценной коммуникации не обеспечивает полноценного освоения предметных компетенций – преподаватель не может оценить в полном объеме, насколько были усвоены знания, сформированы умения и навыки, реализован творческий потенциал обучающихся.

Осуществлять дополнительный контроль за успеваемостью в социальных сетях можно посредством ведения тематических групп, а также взаимодействием в индивидуальном порядке. При этом групповая форма взаимодействия оптимальна для решения организационных вопросов, размещения контрольных и дополнительных материалов, разъяснения критериев выполнения работ и их оценивания. Коммуникация в личном аккаунте позволяет решать проблемы индивидуального плана. Это повышает эффективность взаимодействия между преподавателем и студентом, что сказывается и на качестве дистанционного обучения.

Рассматривая контроль успеваемости, как часть целостного образовательного процесса, я пришла к выводу, что осуществлять такой контроль онлайн и офлайн приходится по-разному.

Это связано с особенностями очного и дистанционного обучения, а также направленностью учебной мотивации.

Для этого было проведено исследование, в котором были проанализированы тематические группы социальной сети ВКонтакте, а также произведено исследование вовлеченности в процесс дистанционного обучения студентов 1 курса колледжа ВИВТ АНОО ВО, в количестве 101 человека.

При анализе тематических групп «Естествознание» (3), были получены следующие результаты.

1. Охват студентов с группах в социальной сети составил 79%. Время включения в группы – 2 дня. Следует отметить, что организационной работой занимались старосты групп, т.е., одним из условий была необходимость наладить коммуникацию с представителями старостата в сети.

2. Среднее время ответа всех членов групп на информацию, выложенную в сети составляет 40 минут.

3. Большая часть вопросов, заданная членами тематических групп (60%) связана с разъяснением задания, уточнениями по алгоритму их выполнения, информацией о неработающих ссылках на тесты. 23% вопросов в группах связаны с изменениями сроков выполнения. 27% вопросов имели характер, не связанный с учебной деятельностью: внеучебная деятельность, вопросы личного характера, и т.п.

4. В тематические группы включились студенты со слабой очной посещаемостью (7,9%). Причем, часть неуспевающих (62,5%) улучшили свои показатели по выполнению работ и текущему контролю учебной деятельности.

При анализе вовлеченности студентов в процесс дистанционного обучения были проанализированы результаты онлайн-тестирования. Всего было разработано 10 тематических тестов по программе дисциплины «Естествознание».

Результаты были следующие.

1 тест: «Личные действия по охране окружающей среды». Охват составил 83,3 %.

2 тест: «Наследственные закономерности». Охват составил 90%.

3 тест: «Тест текущего контроля». Охват составил 99%.

4 тест: «Режим питания». Охват составил 81%.

5 тест: «Ферменты и ферментативные реакции». Охват составил 95%.

6 тест: «Роль макромолекул в человеческом организме». Охват составил 95%.

7 тест: «Феномен зрения: оптика, фотохимические реакции, анализ информации». Охват составил 97%.

8 тест: «Защита от опасного воздействия электромагнитного излучения». Охват составил 95%.

9 тест: «Влияние электромагнитных волн и радиоактивных излучений на организм человека». Охват составил 96%.

10 тест: «Физические и химические процессы в организме человека». Охват составил 97%.

В среднем, по 10 тестам, охват составил 92,8%.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности контроля знаний посредством социальных сетей в рамках дистанционного обучения.

Помимо анализа групп в социальной сети ВКонтакте и охвата тестированием контингента исследуемых, был проведен мини-опрос среди обучающихся на предмет удовлетворенности дистанционным обучением. Опрос осуществлялся посредством социальной сети ВКонтакте.

Результаты были следующие.

На первый вопрос: «понравилась ли Вам дистанционная работа?», 53,8% респондентов ответили «да», 46, 2% - нет.

На второй вопрос: «Нужно ли Вам дистанционное обучение на постоянной основе?», 73,1% респондентов ответили «нет», 26,9 % - «да».

На третий вопрос: «Какая форма работы Вам нравится больше?», 80,8% респондентов ответили «аудиторная», 19,2% - «дистанционная».

Отдельно следует отметить, что в рамках коммуникации в социальных сетях проводилась мотивационная и воспитательная работа с контингентом обучающихся.

Кроме того, коммуникация в социальной сети показала высокую эффективность при обсуждении результатов учебной деятельности в рамках внеаудиторной и самостоятельной работы студентов, т.е., консультационная работа.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что социальные сети имеют высокий потенциал для контроля успеваемости студентов в рамках дистанционного обучения.

Социальные сети решают многие учебно-методические и дидактические задачи, помогают преподавателю поддерживать коммуникацию со студентами, формировать положительную учебную мотивацию, создавать ситуацию успеха.

 

Список литературы:

1. Мовчан И.Н. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения // ЭС и К. 2015. №3 (28).

2. Плешаков В.А. Кочнев А.О. Проблемы киберсоциализации студентов-первокурсников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. №1 (46).

3. Полякова А.В. Понятие межличностного взаимодействия в социально-образовательной среде // Проблемы педагогики. 2017. №9 (32).

 

. . . . . . .