Сетевое взаимодействие экспериментальных площадок при формировании социальной компетентности обучающихся

Дата публикации: 2019-01-13 19:49:11
Статью разместил(а):
Сергеева Марина Георгиевна

Сетевое взаимодействие экспериментальных площадок при формировании социальной компетентности обучающихся

Network interaction of experimental platforms when forming social competence of students

 

Автор: Сергеева Марина Георгиевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Sergeeva Marina Georgiyevna

Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

 

Аннотация: В статье описана структура трехуровневой сети экспериментальных площадок, предназначенная для формирования социальной компетентности выпускника профессиональной образовательной организации. 

Abstract: In article the structure of three-level network of experimental platforms intended for formation of social competence of the graduate of the professional educational organization is described. 

Ключевые слова: выпускник, социальная компетентность, специалист, социальный опыт, компоненты социальной компетентности.

Keywords: graduate, social competence, expert, social experience, components of social competence.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Требования, предъявляемые к современному выпускнику профессиональной образовательной организации, в первую очередь связаны с необходимостью формирования у него социальной компетентности. Будущему специалисту необходимо в условиях образовательного процесса готовиться к тому, чтобы стать социально активным членом общества, компетентным в различных сферах жизнедеятельности, получить опыт эффективного общения и уметь гибко строить отношения с социальными партнерами. Уметь адекватно реагировать на изменения жизненной ситуации, быть эмоционально восприимчивым и отзывчивым [1, 6, 9].

Несмотря на многочисленные исследования в педагогической науке до сих пор нет единого мнения по формулировке понятия «социальная компетентность» [3, 5, 7, 8]. В нашем исследовании [2] мы придерживаемся определения социальной компетентности как личностного образования, которое интегрирует социальный опыт личности на определенном  возрастном этапе; когнитивные, нравственно-ценностные, личностные качества, позволяющие человеку реализовать активную жизненную позицию, принимая на себя ответственность за свою деятельность и поведение. Уточняя содержательные составляющие социальной компетентности обучающихся, мы выделили следующие компоненты социальной компетентности: личностный компонент, социальный компонент, когнитивный компонент, ценностно-смысловой компонент [4, 10] .

Личностный компонент включает умение добывать знания о мире и себе, заботиться о себе и других, выстраивать свои отношения с социумом и окружающими людьми.

Социальный компонент включает в себя социальный опыт, накопленный в течение жизни при разрешении различных конфликтных ситуаций.

Когнитивный компонент – это социальные знания; социальные умения; социальные навыки.

Ценностно-смысловой компонент представлен ценностными ориентирами личности, ее способностью видеть и понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

На базе кафедры социальной педагогики Института иностранных языков Российского университета дружбы народов создана трехуровневая сеть экспериментальных площадок Института стратегии развития образования Российской академии образования:

1 уровень – система общего образования – тема исследования «Формирование социальной компетентности обучающихся».

2 уровень – система среднего профессионального образования – тема исследования «Педагогическое обеспечение развития социальной компетентности обучающихся».

3 уровень – система высшего образования –  тема исследования «Система критериев оценивания уровней социальной компетентности обучающихся».

В первый кластер входят:

- государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 2115 города Москвы;

- государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования № 1296 города Москвы;

- государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение города Москвы «Гимназия № 1409»;

- муниципальное общеобразовательное учреждение «Тверская гимназия № 8» города Твери.

Во второй кластер входят:

- государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23»;

- юридический колледж образовательного частного учреждения высшего образования «Международный юридический институт»;

- государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тверской колледж транспорта и сервиса».

В третий кластер входят:

- кафедра социальной педагогики Института иностранных языков Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов»;

- кафедра психологии негосударственного частного образовательного учреждения высшего образования «Московский институт экономики, политики и права»;

- кафедра менеджмента Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тверской государственный университет».

Руководство и корректировка инновационной деятельности кластерной сети экспериментальных площадок осуществляется кафедрой социальной педагогики Института иностранных языков Российского университета дружбы народов, для этого для каждого уровня спланирована экспериментальная деятельность по теме исследования на 2 года:

1 полугодие:

1 уровень: уточнить сущностные характеристики и содержательные составляющие социальной компетентности обучающихся в системе общего образования; изучить и проанализировать имеющийся уровень сформированности социальной компетентности обучающихся.

2 уровень: выявить сущностные характеристики и содержательные составляющие социальной компетентности обучающихся в системе профессионального образования; выявить педагогический потенциал обеспечения развития социальной компетентности средствами экономического образования. 

3 уровень: разработать и обосновать диагностический инструментарий определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся; разработать и обосновать критерии сформированности социальной компетентности обучающихся. 

2 полугодие:

1 уровень: апробировать условия педагогического обеспечения  формирования социальной компетентности обучающихся, реализующиеся через педагогические формы, методы и средства обучения. 

2 уровень: определить функции педагогического обеспечения развития социальной компетентности; разработать типологию личностно ориентированных ситуаций как механизма развития социальной компетентности обучающихся. 

3 уровень: разработать и обосновать уровни и показатели сформированности социальной компетентности обучающихся. 

 

Список литературы:

1. Бахтигулова Л.Б. Профессионально-педагогическая деятельность в системном развитии обучающихся вуза.  Монография. - М. ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2014. - 440 с.

2. Бахтигулова Л.Б., Калашников П.Ф. Инновационные технологии организации практикоориентированного обучения в системе высшего образования // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS. Сборник статей победителей VII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 224-226.

3. Назарова Л.П., Скворцов В.Н. Региональный кластер как инновационная образовательная модель/Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. № 2. С. 135-141. 

4. Скворцов В.Н. Непрерывное образование как основа современного научного знания/Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 2. С. 157-161.

5. Скворцов В.Н. Университеты как образовательные и культурологические центры подготовки специалистов XXI века// РОССИЯ И КАЗАХСТАН НА ПУТИ К ВСЕОБЩЕМУ НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: монография. Санкт-Петербург, 2016. С. 137-165.

6. Скворцов В.Н. Материальный фактор и предпринимательство в истории Российской повседневности-актуальное и востребованное научное направление//Материальный фактор и предпринимательство в повседневной жизни населения России: история и современность: Материалы международной научной конференции. Под общей редакцией В.Н. Скворцова, ответственный редактор В.А. Веременко. 2016. С. 15-16.

7. Скворцов В.Н. Особенности развития научного менеджмента и теории управления в переходный период//Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: Сборник статей. Под общей редакцией В.Н. Скворцова, ответственный редактор Н.М. Космачева. 2016. С. 47-50.

8. Суходимцева А. П. К проблеме конкурентоспособности педагогов на российском рынке труда [Текст] / А. П. Суходимцева // Профессиональное образование и рынок труда. – 2015. – № 5/6 – С. 24– 26.

9. Суходимцева А. П. Обновление методов обучения в аспекте методологии учебной деятельности / А. П. Суходимцева // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2017. – № 6. – С. 39–43.

10. Суходимцева А. П. Проблема метапредметности в образовании в условиях сохранения предметного обучения / А. П. Суходимцева // Материалы международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в образовательной и научной среде» (17 сентября 2016 г., г. Сургут). – Стерлитамак: Агентство международных исследований, 2016. – 190 с. – С. 127–135.