Роль учёных в воспитании современной молодёжи

Дата публикации: 2020-04-29 21:14:34
Статью разместил(а):
Абдулаев Газимагомед Махачевич

Роль учёных в воспитании современной молодёжи

The role of scientists in the education of modern youth

 

Автор: Абдулаев Газимагомед Махачевич

Мусульманская религиозная организация духовной образовательной организации высшего образовании «Болгарская исламская академия» Болгар, Россия.

e-mail: gazikmaali@gmail.com 

Abdulaev Gazimagomed Makhachevich

Muslim religious organization of the spiritual educational organization of higher education "Bulgarian Islamic Academy" Bulgarian, Russia.

e-mail: gazikmaali@gmail.com

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме воспитания современной молодежи. Актуальность проблемы связана с кризисом отечественной воспитательной системы. Многие науки обращаются и уделяют большое внимание вопросам воспитания подрастающего поколения – педагогика, психология, социология, конфликтология и т.д. Представители этих наук предлагают свою трактовку, методы и формы преобразования молодежи через воспитание. Большую роль при этом играют именно ученые. Роль ученых в воспитании современной молодежи оценивается с нескольких позиций.

Abstract: The article is devoted to the problem of education of modern youth. The urgency of the problem is associated with the crisis of the domestic educational system. Many sciences are turning and paying great attention to the issues of educating the younger generation - pedagogy, psychology, sociology, conflict ology, etc. Representatives of these sciences offer their interpretation, methods and forms of youth transformation through education. In this case, scientists play an important role. The role of scientists in the education of modern youth is evaluated from several positions.

Ключевые слова: воспитание молодёжи, научный подход.

Keywords: youth education, scientific approach.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

Введение.

В условиях современности – эпоху нового тысячелетия, эпоху глобализации и технического прогресса, эпоху Интернета очень сложно подрастающему поколению, молодежи избежать негативных влияний и воздействий. И очень сложно становится управлять воспитанием молодежи, их мыслями и идеями, их нравственностью и моралью.

Большое влияние оказывает и общая обстановка в России и мировом сообществе. Здесь следует сказать о сложных международных политических отношениях, экономическом развитии.

В нашей стране 21 столетие ознаменовалось сменой системы воспитания, сменой мировоззрения и приоритетов – ушло в прошлое коммунистическое воспитание и идеи коммунизма. Но на смену прежней системы, к сожалению, не пришла новая. С годами воспитательная составляющая образовательного процесса школ, среднего профессионального образования и ВУЗов отошла на второй план. Мало стало уделяться внимания программам воспитания, формированию новых концепций, форм и методов. Лишь в последние годы система образования вновь стала акцентировать внимание на воспитании молодежи как основе формирования личности не только подрастающего поколения, но и как профессионала, специалиста.

Особую тревогу вызывает деформация духовно-нравственного облика подрастающего поколения. О проблемах молодежи говорят печальные результаты исследования, проведенного при поддержке Министерства образования, Министерства здравоохранения и Института социологии РАН. За последние 15 лет интерес детей к чтению резко упал, а процент постоянных читателей снизился с 50% до 18%. В стране зарегистрированы десятки тысяч несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом. более 80% молодежи и около 40% школьников употребляют алкогольные напитки. За последние 15 лет доля подростков, которые курят, выросла втрое. Более 80% потребителей наркотиков - это дети и молодежь. Возраст первого испытания препарата снизился с 17 до 14 лет.

Ситуация усугубляется сложной социокультурной средой и агрессивной средой, где ведущие места занимают СМИ, шоу-культура и сама молодежная субкультура с многочисленными неформальными объединениями и увлечениями, граничащими с психическими расстройствами. К последним относятся массовое курение, употребление пива, азартные игры, фанатизм различного рода и т. д. Семейное образование также находится в кризисе и часто не может противостоять наступлению антикультуры.

В значительной степени возросли кризисные показатели, которые не поддаются измерению, но очень заметны среди молодежи, такие как падение нравственности, обесценивание отношений и беспорядочный всплеск видов сексуальных отношений, жестокость, бесчеловечность, агрессия, зависимое поведение, асоциальное поведение и др.

Мышление и идеологию современной молодежи формирует СМИ и Интернет. Негативное влияние информации, впитывающейся молодежью, неоспоримо. Здесь встает вопрос об информационной культуре и необходимости ее формирования. Чтобы сформировать информационную культуру, необходимо наполнять жизнь молодежи нужной и важной информацией. Умение «фильтровать» низкопробную и достойную информацию является важным качеством современного человека.

Такие "герои" часто становятся образцами для подражания для подростков. Каждый день СМИ обрушивают на нас лавину негативной информации, что способствует развитию пессимизма, нигилизма, апатии и безразличия среди молодежи.

Учитывая сложность и комплексность рассматриваемой проблемы, целесообразным является участие именно учёных в воспитании молодежи.

Современному поколению необходима программа воспитания, рассчитанная на все поколения и долгосрочную перспективу. Эта программа должна являться стратегий, синтезирующей в себе все структурные составляющие процесса воспитания и развития личности. Подобную концепцию должны разработать ученые, представители разных наук и научных школ. Только в этом случае она охватит все сферы развития общества.

Новая идеология образования должна базироваться на идее гуманизации образования (и общества в целом), задаче личностного развития и возрождения всех сторон общественной жизни молодежи. Согласно современной теории образования, одной из важнейших задач образования как процесса становления и развития личности является ее возвращение в контекст культуры. Необходимо интегрировать образование в культуру. Это означает ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманизацию образовательного процесса, гуманизацию содержания образования. Гуманизация образования означает, что каждое учебное заведение, преподавание каждой учебной дисциплины должно повернуться лицом к человеку (студенту, студенту), его природе, здоровью, духовным потребностям и интересам, нравственной сфере, эмоциям, стремлениям. Такой подход в силе осуществить именно ученые, представители разных наук. Так как данная концепция – это синтез многих идей и стратегий. Представители наук могут создать концепцию, опирающуюся на исторический контекст, философию и т.д.

Воспитывать человека - значит помогать ему стать субъектом культуры, исторического процесса, своей собственной жизни, то есть своей собственной жизни, учить жизни и творчеству. В образовании должны преобладать гуманитарные науки, а не технократия. Рассмотрим роль ученых в воспитании молодежи на примере студенческой молодежи. Именно при обучении в профессиональном образовательном учреждении, в организации высшего образования, молодые люди непосредственно соприкасаются с наукой.

Изучаемые в учебном заведении предметы оказывают влияние на формирование и развитие не только научных взглядов, но и нравственных идеалов. Гуманитарная составляющая содержания образования включает в себя систему изучаемых студентами гуманитарных дисциплин; социальную значимость знаний и профессиональной деятельности специалистов; историю развития научного знания; сведения из биографий выдающихся ученых той или иной отрасли науки; идеологические, аксиологические и методологические аспекты изучаемых дисциплин. Анализ существующей системы образования с точки зрения личностно-ориентированного подхода позволяет выявить имеющиеся недостатки и наметить пути их устранения. Личность студента развивается более интенсивно не путем прослушивания и конспектирования учебного материала, а в процессе активной деятельности субъекта образования, причем эта деятельность должна быть разнообразной (не только учебно-познавательной, но и трудовой, нравственной, культурно-эстетической, коммуникативной, учебно-исследовательской и др.).

Следовательно, основной проблемой профессорско-преподавательского состава является организация различных видов деятельности студентов. Следует подчеркнуть воспитательное воздействие всего образовательного процесса, начиная с личности каждого педагога, его отношения к учащимся; воспитания и развития учебной среды, благополучия и отдыха учащихся, а также методов и средств воспитания.

В традиционной педагогической технологии основной деятельностью студентов является преподавание, в котором преобладают прослушивание и конспектирование лекций, решение типовых задач, выполнение заранее подготовленных лабораторных работ, пересказ лекционного материала и др. Эта учебно-познавательная деятельность носит репродуктивный, нетворческий характер. Его результатом являются знания, а не способы их получения, умение решать типичные, не проблемные задачи, развитие памяти, а не мышления.

Если мы хотим воспитать творчески мыслящего специалиста, то нам необходимо изменить характер учебно-познавательной деятельности студентов за счет использования проблемных, игровых и дискуссионных методов, методов группового решения учебных и научных задач, моделирования профессиональной, организационной, коммуникативной и других видов деятельности. Смысл педагогики сотрудничества заключается в том, что, преодолев официальные, возрастные и психологические барьеры, преподаватели и студенты становятся равноправными партнерами в различных видах деятельности. Одним из существенных недостатков современной системы образования является обезличивание обучающихся, отсутствие индивидуального подхода. Индивидуальный подход к студенту предполагает систему математическое изучение его личностных качеств и организация обучения с их учетом. в погоне за знаниями мы забываем о духовной сфере личности, о культуре и нравственности.

Есть нарушения академической дисциплины, ненормативная лексика, тяга к алкогольным напиткам и т.д. Но речь идет о будущих специалистах с образованием, менеджерах и родителях. Анализируя образовательный процесс, нельзя не заметить его однобокость, однообразие, ущербность для духовного и физического развития личности студента. Для многих студентов учеба - это единственное занятие (кроме решения повседневных проблем). Одной из главных задач обучения и воспитания является вовлечение студентов в различные виды деятельности. Вот почему расширение цикла гуманитарных дисциплин, какими бы интересными и значимыми они ни были, недостаточно для воспитания умного специалиста.

Одной из важнейших задач является формирование у учащихся общечеловеческих норм и ценностей. Всё многообразие человеческой деятельности и межличностных отношений оценивается с точки зрения добра и зла, правды и лжи, красоты и уродства, справедливого и несправедливого. Развитые ценностные ориентации - это признак личностной зрелости. Каждый молодой человек должен осознать, отличить, усвоить, научиться защищать и развивать такие общечеловеческие ценности, как Отечество, мир, свобода, здоровье, семья, дети, культура, знания, профессия, труд, природа, красота, а также строить отношения между людьми на принципах честности, справедливости и уважения к личности.

Сегодня организаторы научной работы часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие преемственности в научных школах, низкая инициативность молодежи, отсутствие мотивации к проведению научных исследований. События 90-х годов прошлого века привели к потере целого поколения научной деятельности университета. Современное поколение, пришедшее на смену советским ученым, также имеет ряд особенностей. Значительное число молодых людей инертны, и они не склонны проявлять инициативу. При организации различных научных мероприятий нам часто приходится сталкиваться с нежеланием современной молодежи участвовать в них.

Еще одной глобальной проблемой современной молодежи является падение чувства патриотизма. Причем патриотизма во всех его проявлениях: исчезают семейные ценности, обесценивается понятия Родина, а также отсутствует профессиональный патриотизм. Патриотизм в процессии проявляется в том, что молодежь стремиться найти работу более высокооплачиваемую, не по призвания и не соответствующую полученном диплому.

Необходимо использовать моральные, материальные и организационные формы. Из моральных методов стимулирования благодарности используются в заказах на поступление в вуз, грамотах, дипломах, рекомендациях по поступлению в докторантуру. К применяемым материальным видам поощрений относятся именные стипендии, премии, надбавки, командировки на иногородние мероприятия и за рубеж, включение в проект "Кадровый резерв  ВУЗа (колледжа)". Как организационные формы поощрения, такие как включение наиболее активных студентов и молодых ученых в состав оргкомитетов конференций и конкурсов, назначение их заведующими кафедрами, заместителями заведующих кафедрами и др. Целенаправленное стимулирование субъектов исследования способствует творческому подходу и их карьерному росту.

Такие стимулы особенно необходимы в свете того, что одним из наиболее значимых направлений деятельности организация СПО и ВПО являются научные исследования и разработки. Высокий уровень научных достижений позволяет нам реализовывать их через коммерческие соглашения с предприятиями, повышает престиж образовательной организации, его позиции в общем рейтинге. Недавние реформы системы образования и организации учреждений профессионального образования также требуют повышения качества и количества научных исследований.

Заключение.

Таким образом, роль учёных в воспитании современной молодежи неоспорима. Важен научный взгляд на всю систему образования и возможности ее реформирования, важно привлечь научное сообщество к созданию стратегии и концепции системы воспитания подрастающего поколения. Но следует отметить, что необходимы не разработки теоретических положений, а именно практические решения проблемы кризиса воспитательной системы современности.

 

Литература:

Гвоздева Е.С. Лидерство молодежи и развитие: взгляд молодых ученых / Е.С.Гвоздева, А.С. Жданов, А.Н.Нуртдинов.