Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Задержка психического развития: понятие и основные разновидности. Особенности диагностики

Дата публикации: 2020-04-27 08:45:48
Статью разместил(а):
Коршуневская Нина Ильинична

Задержка психического развития: понятие и основные разновидности. Особенности диагностики

Mental retardation: concept and basic varieties. Diagnostic Features

Автор: Коршуневская Нина Ильинична

ФГБОУ ВПО «ВятГУ», г. Киров, Россия.

e-mail: korshunevskiy@mail.ru

Korshunevskaya Nina Ilinichna

Vyatka State University, Kirov, Russia. 

e-mail: korshunevskiy@mail.ru

 

Аннотация. В статье раскрывается понятие задержки психического развития и основные виды данной патологии. Отмечается, что, несмотря на наличие общепринятой классификации, исследователи нередко выделяют иные виды ЗПР, классифицируя отдельный вид на подвиды. Формулируется и обосновывается вывод о том, что диагностика ЗПР на современном этапе развития требует комплексного подхода, ибо в противном случае может возникать неверное определение конкретного вида задержки психического развития.

Annotation. The article reveals the concept of delayed mental development and the main types of this pathology. It is noted that, despite the presence of the generally accepted classification, researchers often distinguish other types of mental retardation, classifying a separate species into subspecies. The conclusion is formulated and substantiated that the diagnosis of mental retardation at the current stage of development requires a comprehensive approach, otherwise there may be a incorrect definition of a particular type of mental development delay.

Ключевые слова. Задержка психического развития, психическое развитие.

Keywords: mental retardation, mental development.

Тематическая рубрика: педагогика и образование. 

 

Проблема задержки психического развития начинает активно разрабатываться в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия, однако первые исследования в данной области были проведены намного раньше [4]. Традиционно под задержкой психического развития понимают нарушение оптимального темпа психического развития, при котором отдельные психические функции отстают от нормы, характерной для того или иного возраста. Одновременно с этим нельзя не согласиться с тем, что задержка психического развития является скорее собирательным понятием, зависящим от широкой совокупности факторов, чем понятием точным и строго определенным. Например, как справедливо отмечается Г.Е. Сухарева, понятие «задержка психического развития» подразумевает различные случаи с разной симптоматикой, течением и прогнозами [1]. В связи с этим, каждый конкретный случай стоит рассматривать индивидуально. Полагаем, что не согласиться с данной точкой зрения весьма затруднительно также в связи с тем, что задержка психического развития нередко носит временный характер, либо имеет симптомы с иными нарушениями речи или умственной отсталостью.

Вопрос относительно причин и механизмов появления задержки психического развития и ее дальнейшей трансформации в конституционный инфантилизм является достаточно дискуссионным. Особое внимание данной проблеме уделяла М.С. Певзнер, которая выделяла основные клинические механизмы возникновения рассматриваемой патологии и дифференцировала их на виды. Так, автор указывала, что в качестве причины возникновения ЗПР может выступать недоразвитие определенных мозговых систем, а также поражение мозговых систем, порождающих фундаментальные расстройства психической деятельности [2].  

Рассматривая виды задержки психического развития и конституционного инфантилизма в более поздних случаях, стоит выделить следующие виды. Во-первых, это так называемый гармонический инфантилизм, который является наиболее легкой формой ЗПР. В данном случае имеет место общая гармоничность психосоматического облика, а интеллект в целом сохранен. Как следствие, ребенок проявляет яркость и живость эмоций, а также наивность и непосредственность. Основные трудности в обучении связаны с отсутствием мотивации. Второй вид ЗПР представлен осложненным инфантилизмом, в рамках которого у ребенка диагностируется общее недоразвитие эмоционально-волевой сферы, а также познавательной деятельности, что является весьма неблагоприятной тенденцией.

Стоит отметить, что данный инфантилизм также дифференцируется на виды, среди которых выделяют психоорганический инфантилизм, а также церебрально-эндокринный. Как следует из названия, во втором случае незрелость эмоционально-волевой сферы непосредственно связана с нарушениями эндокринной системы. Кроме того, выделяют органический инфантилизм, в рамках которого наблюдается не только церебральная недостаточность, но и недоразвитие эмоционально-волевой сферы и стойкое недоразвитие познавательной деятельности [3].

Одновременно с этим, в юридической и научной литературе нередко выделяли и иные виды ЗПР, например, в зависимости от фактора, который был положен в основу анализируемой патологии. В качестве примера такой классификации можно выделить ЗПР конституционного происхождения, ЗПР соматогенного происхождения, а также ЗПР психогенного происхождения и ЗПР церебрально-органического генеза. Стоит отметить, что каждый вид ЗПР нередко дифференцируется на подвиды, что существенно осложняет составление общей картины разновидностей патологии, но в то же время облегчает диагностику в том или ином случае. Ярким примером является дифференциация ЗПР церебрально-органического генеза, который делится на ЗПР с функциональными нарушениями познавательной деятельности и органический инфантилизм [5]. Полагаю, что дифференциация церебрально-органического генеза на отдельные подвиды во многом обусловлена тема, что данный вид ЗПР является наиболее сложным и одновременно с этим наиболее часто диагностируемым.

В завершении необходимо акцентировать внимание на том, что понимание сути и наличие классификации задержки психического развития является объективной необходимостью, а создание методов помощи таким детям  также требует знание причин и механизмов появления патологии. В рамках диагностики ЗПР стоит обращать внимание на такие ее проявления, как недостаточная познавательная деятельность, неустойчивость эмоциональной сферы, общее отставание в развитии от сверстников на 2-3 года. Стоит отметить, что при задержке психического развития ребенок может не иметь нарушений анализаторных систем или грубых повреждений мозговых систем, однако их наличие может выступать в качестве катализатора развития ЗПР. Отсюда следует, что диагностика ЗПР требует комплексного анализа деятельности ребенка и его общего состояния, в том числе, ряда медицинских показаний. В противном случае определить наличие, а также конкретный вид ЗПР весьма затруднительно.

 

Список литературы:

1. Бенилова С.Ю., Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы, книга. – М.: Издательство В. Секачев, 2016-64 с.

2. Елецкая О.В., Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития, учебно-методическое пособие. – М.: Форум, 2019-160 с.

3. Емелина Д.А., Задержки психического развития резидуально-органического генеза: клинические варианты, динамика, прогноз: дисс. … канд. юрид. наук: 14.01.06 / Емелина Д.А., Москва, 2018-189 с.

4. Кожокарь И.П., Основы теории цивилистической дефектологии, монография. – М.: Проспект, 2017-392 с.

5. Морозова В.В., Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития, учебно-методическое пособие. – М.: Инфра-М, 2020-48 с.

 

. . . . . . .