Оценка сформированности инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров

Дата публикации: 2019-01-13 19:46:16
Статью разместил(а):
Сергеева Марина Георгиевна

Оценка сформированности инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров

Assessment of formation of innovative and enterprise competence of future managers

 

Автор: Сергеева Марина Георгиевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Sergeeva Marina Georgiyevna

Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

 

Аннотация: В статье представлен критериально-диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень сформированности инновационно-предпринимательской компетентности (ИПК) будущих менеджеров в процессе профессионального обучения. В качестве критериев и показателей сформированности ИПК будущих специалистов в области менеджмента выступают: ценностно-позиционный, когнитивный, профессионально-важные качества, субъектный и креативно-деятельностный.

Abstract: The criteria and diagnostic tools allowing to estimate the level of formation of the innovative and enterprise competence (IEC) of future managers in the course of vocational education are presented in article. As criteria and indicators of formation of IPK of future experts in the field of management act: valuable and position, cognitive, professional and important qualities, subject and creative and activity.

Ключевые слова: верификация, принципы, критерии, уровни сформированности, педагогические условия.

Keywords: verification, principles, criteria, formation levels, pedagogical conditions.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В начале эксперимента инновационно-предпринимательская компетентность (ИПК) групп студентов, задействованных в исследовании, была сформирована в одинаковой степени. Обучающиеся были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную, на основе которых осуществлялись проверка и корректировка педагогических условий.

Уточняя уровень эффективности условий, способствующих вырабатыванию ИПК, мы отталкивались от того, что студенты осваивают учебный материал (теоретический и практический) посредством инновационных методов и технологий высшего образования, стимулирующих будущих специалистов в области менеджмента к выбору своего профессионального пути, а педагогов – к созданию модели учебного  процесса. С нашей точки зрения, выполнение всех педагогических условий следует отслеживать одновременно с реализацией четвертого условия, предполагающего обогащение процесса подготовки будущих менеджеров структурно-функциональной моделью формирования ИПК.

 В экспериментальной группе № 1 (ЭГ-1) нами выполнялась проверка первого условия – внедрения специального курса «Венчурное предпринимательство»; во второй группе (ЭГ-2) уточнялось наличие второго условия – введения системы приемов рефлексивно-педагогического характера на базе доступного опыта; в третьей группе (ЭГ–3) выполнялась проверка такого условия, как формирование особой среды, мотивирующей учащихся в интеллектуальном и эмоциональном отношениях; в четвертой группе (ЭГ– 4) уделялось внимание комплексу педагогических условий формирования ИПК, являющихся необходимыми и достаточными. В контрольной группе (КГ) ИПК формировалась по стандартному принципу [5]. 

Процесс верификации включал в себя несколько этапов.

1. Констатирующий (предварительный) этап – отбор основных методов исследования, формулирование цели и задач, создание алгоритма и условий осуществления верификации, определение изначального уровня ИПК будущих специалистов в сфере менеджмента в экспериментальных и контрольной группах: знаний, умений и навыков в области инновационного предпринимательства, подготовленности и способности к использованию соответствующей информации, прогноз результатов, планирование запасных вариантов на случай развития событий в нежелательном ключе. На данном этапе в качестве ключевых методов использовались анализ научной литературы, наблюдение, беседа, тестирование и анкетирование [7].

2. Формирующий (преобразующий) этап – синтез сведений, полученных на предыдущем этапе, воплощение на практике структурно-функциональной модели формирования ИПК будущих специалистов в области менеджмента, выдвижение аргументов в пользу продуктивности данной модели. В качестве ключевых методов применялись наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, проведение интервью, а также анализ окончательных результатов деятельности [8].

3. Обобщающий (итоговый) – оценка результатов в соответствии с  показателями и критериями, осуществление структурно-функциональной модели формирования ИПК будущих специалистов в области менеджмента, обобщение полученных результатов и установление степени их корреляции с целями и задачами данного исследования, формулирование выводов. Методическую основу данного метода составили анкетирование и беседа [10].

С учетом структурно-функциональной специфики ИПК будущих специалистов в сфере менеджмента, содержательные особенности модели формирования ИПК и тех средств, в виде которых выступает система педагогических условий по формированию ИПК, мы считаем целесообразным выделить пять принципов, в соответствии с которыми организуется опытно-экспериментальная деятельность [13].

Принцип целенаправленности направлен на практическое воплощение структурно-функциональной модели наряду с педагогическими условиями, способствующими формированию ИПК будущих менеджеров, и диагностикой успешности ее функционирования. Суть данного принципа состоит в том, что учебно-воспитательный процесс в целом и каждая отдельно взятая задача в частности должны способствовать достижению общей цели – формированию ИПК будущих специалистов в области менеджмента. Принцип целенаправленности детерминирует статус каждого мероприятия образовательного характера как одного из этапов на пути к конечной цели в контексте опытно-экспериментальной работы.

Следующим принципом является принцип индивидуализации. Его теоретическая актуальность и практическая ценность для опытно-экспериментальной деятельности связано с проблематичностью устранения того фундаментального противоречия, которое существует между коллективностью выполняемой работы и подчеркнуто индивидуальным впитыванием знаний, получением навыков и умений, которые находятся в зависимости от субъективных стимулов к познанию окружающей действительности, способностей, личных свойств учащегося. Особенности мыслительных процессов, памяти, стабильность внимания, оперативность формирования навыков, уровень активности, качество образования и воспитания, черты характера, темперамент, волевые качества, интересы – все это имеет индивидуальный характер и должно учитываться при выполнении опытно–экспериментальной работы по формированию ИПК будущих менеджеров [1]. 

Указанный принцип требует уделять внимание не только врожденным задаткам и склонностям индивида, его возрастным особенностям, с опорой на которую выстраивается опытно-экспериментальная работа, но и воздействию образовательной среды на личность в целом, на совершенствование или корректирование ее свойств. В соответствии с принципом индивидуализации, подчеркивается особая роль личностного развития в ходе формирования ИПК будущих менеджеров, которая позволяет им заниматься саморазвитием и самовоспитанием с максимально высоким результатом. Кроме того, она предоставляет возможность фокусироваться на усвоении ключевых инновационно-предпринимательских компетентностей посредством внутренней мотивации, ориентироваться на сочетание мыслительной и эмоциональной составляющих в профессиональной деятельности [2]. 

Принцип индивидуализации предполагает соблюдение следующих правил:

– комплексный анализ различных сфер деятельности студентов: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной;

– избирательный подход к средствам, приемам и методам, позволяющим мотивировать студента к деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей;

– применение стимулов с учетом личностной специфики и обстоятельств;

– практическая поддержка со стороны преподавателя и консультирование по любым вопросам, относящимся к рассматриваемой теме.

Принцип научности осуществляется через логически обоснованную связь, существующую между определением содержания опытно-экспериментальной деятельности и тем, насколько она соотносится с теоретическими положениями и методами, используемыми при изучении проблемы формирования ИПК будущих специалистов в сфере менеджмента.  Описываемый принцип дает возможность верно интерпретировать исследуемые объекты, адекватно отображать стадии развития научного знания, знакомить студентов с перспективами науки и заинтересовывать их возможностью участвовать в эксперименте, нацеленном на педагогическое осмысление и решение инновационно-предпринимательских задач.

Функцией принципа активности личности является обеспечение успешной деятельности, направленной на формирование ИПК будущих специалистов в области менеджмента путем вовлечения их в работу на морально-психологическом уровне.  Деятельность воспринимается студентами не только как средство заработка или фактор престижа, но и как нечто самоценное, помогающее личностному росту. Активность учащихся выражается в интересе к получаемой профессии, стремлении к овладению инновационно-предпринимательскими навыками и умениями, в чувстве ответственности, в принятии правильных решений и так далее.

Указанный принцип создает благоприятные условия для самоактуализации учащегося в ходе опытно-экспериментальной деятельности, связанной с формированием ИПК, при следовании ряду правил – таких, как:

– осознанное и подчиненное определенной цели выстраивание познавательной деятельности студентов на базе четкого понимания результатов, которых желательно достичь по завершении работы;

– принятие во внимание индивидуальных потребностей и интересов студентов;

– разработка проблемных ситуаций, включающих в себя противоречия, которые заставляют мыслить, рассуждать, формулировать проблемы и решать их без посторонней помощи;

– выполнение контекстуальных задач, как учебных, так и воспитательных, нацеленных на формирование определенных морально-этических позиций и нравственных норм;

– стимулирование учащихся к использованию полученных инновационно-предпринимательских знаний на практике, в конкретных жизненных ситуациях;

– привлечение студентов к совместному решению теоретических и практических задач, эффективное распределение заданий внутри группы, согласование действий индивида и руководство ими, увязывание личностных поведенческих сценариев с деятельностью всего коллектива [12]. 

В контексте опытно-экспериментальной работы по формированию ИПК принцип активности должен способствовать успешному приобретению студентами знаний, умений и опыта, накопленного поколениями профессионалов, а также повышать самооценку будущих специалистов, делать их более оптимистичными, уверенными в успехе.

Принцип создания положительного эмоционального фона в процессе верификации является итоговым, обобщающим. Подобный фон следует создавать, руководствуясь следующими правилами:

– создание наиболее благоприятных условий для организации успешной многоаспектной деятельности всей группы и каждого студента в отдельности;

– открытое и терпимое отношение учащихся друг к другу в процессе межличностного взаимодействия.

При реализации всех перечисленных принципов будет создан положительный эмоциональный фон: такое выстраивание опытно-экспериментальной деятельности, благодаря которому совместные задания доставляют студентам удовольствие, вызывают у них искренний интерес.

Изложенная система принципов представляет совокупность базовых требований к верификационному этапу нашего исследования. Все перечисленные принципы являются тесно взаимосвязанными и демонстрируют специфику формирования ИПК будущих менеджеров.

Проанализировав научные работы, посвященные методам педагогического исследования, мы установили критерии его эффективности и определились с методикой.

Критерий (мерило чего-либо) – средство проверки утверждения, теоретического построения, практической деятельности [11]. 

Между критериями существует определенная взаимосвязь диагностического характера, постижение которой позволит создать наиболее продуктивную критериальную систему (В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.М. Полонский и др.).

Таким образом, под критериями ИПК будущих специалистов в области менеджмента, следует понимать важные показатели (значимые признаки), которые указывают на определенный результат, достижение определенной степени воспроизведения и осуществления рассматриваемой компетентности.

В контексте данного исследования инновационно-предпринимательская компетентность трактуется нами как комплексное понятие, включающее в себя комплекс профессионально-значимых свойств, свидетельствующих о подготовленности к инновационной предпринимательской деятельности, что выражается в качестве восприимчивости к открытиям или инновациям как таковым; умение разглядеть признаки нового в чем-то относительно стабильном, привычном; умение предложить решение проблемы, отличающееся принципиальной новизной; умение обосновывать запланированные и совершённые действия. 

Основываясь на данном определении, мы выделяем следующие уровни сформированности ИПК будущих специалистов в сфере менеджмента: высокий, средний и низкий. Следует отметить, что низкий уровень сформированности ИПК является неудовлетворительным, средний – репродуктивным (то есть воспроизводящим, не инновационным по существу), высокий же уровень согласуется с созидательно-творческой направленностью ИПК по всем необходимым признакам.

Таким образом, мы можем утверждать, что эмпирически верифицируемыми критериями и показателями сформированности ИПК будущих специалистов в области менеджмента являются: ценностно-позиционный (стимулирование будущего менеджера к развитию инновационно-предпринимательской позиции), когнитивный (наличие необходимых знаний в сфере собственной профессиональной деятельности), профессионально-важные качества (профессиональное чутье, срабатывающее в критических ситуациях), субъектный (уровень самооценки, степень критичность в оценке результатов своей деятельности, уверенность в успехе, в собственных силах, умение подвергать анализу свое поведение в случае конфликта) и креативно-деятельностный (манера поведения при поиске выхода из затруднительных инновационно–предпринимательских ситуаций, переосмысление стиля управления своими действиями в инновационно-предпринимательском контексте).

Диагностируя уровень сформированности ИПК, мы опирались на психолого-педагогические методики, разработанные Э.Ф. Зеером, Г.А. Карповой, Л.А. Марычевой, В.М. Мельниковым, В.М. Пушкиной, Л.М. Фридманом и Л.Т. Ямпольским.

При выявлении намерений и позиции, которой студент собирается придерживаться в профессиональной деятельности, использовался подход И.Я. Каплунович, Т.А. Пушкиной и Л.М. Фридмана, адаптированный для проводимого нами эксперимента. Мониторинг профессиональной направленности (вектора) проводился на базе тестов В.М. Мельникова и Л.Т. Ямпольского [9]. При изучении способности находить выход из сложных инновационно-предпринимательских ситуаций мы отдали предпочтение методике Л.Р. Кабардаевой [4]. Для выявления специфики мотивационной сферы личности применялся подход, предложенный Г.А. Карповой [6]. Уровень самооценки определялся с помощью системы, описанной в  работе «Методика диагностики в менеджменте» [15], а способность к управлению своим состоянием и поведением посредством методики Ю.А. Миславского [3]. Всесторонний анализ поведения, демонстрируемого студентами в разных инновационно–предпринимательских ситуациях, проводился на основе методической системы «Поведенческий портрет по данным наблюдения» [14].

 

Список литературы:

1. Бахтигулова Л.Б. Профессионально-педагогическая деятельность в системном развитии обучающихся вуза.  Монография. - М. ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2014. - 440 с.

2. Бахтигулова Л.Б., Калашников П.Ф. Инновационные технологии организации практикоориентированного обучения в системе высшего образования // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS. Сборник статей победителей VII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 224-226.

3. Назарова Л.П., Скворцов В.Н. Региональный кластер как инновационная образовательная модель/Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. № 2. С. 135-141. 

4. Неусыпин К.А., Цибизова Т.Ю. Некоторые аспекты реструктуризации системы управления современными учебно-научными центрами // Автоматизация и современные технологии. 2012. № 1. С. 30-34.

5. Никитина Е. Е. А. М. Новиков и проблемы развития российского профессионального образования (историко-педагогический контекст) / Е. Е. Никитина // Методология профессионального образования: сборник материалов международной научно-практической конференции. – Москва: Институт стратегии развития образования РАО, 2016. – С 121–125.

6. Скворцов В.Н. Непрерывное образование как основа современного научного знания/Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 2. С. 157-161.

7. Скворцов В.Н. Университеты как образовательные и культурологические центры подготовки специалистов XXI века// РОССИЯ И КАЗАХСТАН НА ПУТИ К ВСЕОБЩЕМУ НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: монография. Санкт-Петербург, 2016. С. 137-165.

8. Скворцов В.Н. Материальный фактор и предпринимательство в истории Российской повседневности-актуальное и востребованное научное направление//Материальный фактор и предпринимательство в повседневной жизни населения России: история и современность: Материалы международной научной конференции. Под общей редакцией В.Н. Скворцова, ответственный редактор В.А. Веременко. 2016. С. 15-16.

9. Скворцов В.Н. Особенности развития научного менеджмента и теории управления в переходный период//Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: Сборник статей. Под общей редакцией В.Н. Скворцова, ответственный редактор Н.М. Космачева. 2016. С. 47-50.

10. Суходимцева А. П. К проблеме конкурентоспособности педагогов на российском рынке труда [Текст] / А. П. Суходимцева // Профессиональное образование и рынок труда. – 2015. – № 5/6 – С. 24– 26.

11. Суходимцева А. П. Обновление методов обучения в аспекте методологии учебной деятельности / А. П. Суходимцева // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2017. – № 6. – С. 39–43.

12. Суходимцева А. П. Проблема метапредметности в образовании в условиях сохранения предметного обучения / А. П. Суходимцева // Материалы международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в образовательной и научной среде» (17 сентября 2016 г., г. Сургут). – Стерлитамак: Агентство международных исследований, 2016. – 190 с. – С. 127–135.

13. Цибизова Т.Ю. Довузовская подготовка как форма преемственности исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе «школа-вуз» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 3 (6). С. 48-55.

14. Цибизова Т.Ю. Профильное обучение как компонент системы непрерывного профессионального образования // Профильная школа. 2012. № 4. С. 9-13.

15. Цибизова Т.Ю., Терехова Н.Ю. Использование дистанционных технологий в процессе подготовки и повышения квалификации специалистов // Интеллектуальные системы: Труды Десятого международного симпозиума / Под ред. К.А.Пупкова. М.: РУСАКИ, 2012. С. 584-586.