Основы преодоления дизорфографии у учащихся начальной школы

Дата публикации: 2020-04-24 13:00:11
Статью разместил(а):
Белышева Елена Анатольевна

Основы преодоления дизорфографии у учащихся начальной школы

Basics of overcoming dysspelling in primary school students

 

Автор: Белышева Елена Анатольевна

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

e-mail: zelana22@yandex.ru

Belysheva Elena Anatolievna

Vyatka State University, Kirov, Russia

e-mail: zelana22@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена основам преодоления дизорфографии учащимися начальной школы. Дано определение дизорфографии и её симптоматика. Представлены основные этапы преодоления дизорфографии.

Abstract: The article focuses on the basics of overcoming dysspelling by elementary school students. The definition of dysspelling and its symptoms is given. The main stages of overcoming dysspelling are presented.

Ключевые слова: дизорфография, орфографическая зоркость, орфографический навык, языковой анализ.

Keywords: dysspelling, spelling, spelling, spelling, language analysis.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В последнее десятилетие учителя и логопеды отмечают увеличение количества учащихся начальной школы, письменная речь которых характеризуется наличием большого числа орфографических ошибок. Раньше считалось, что появление таких ошибок - это результат неуспеваемости детей, а также результат некачественного обучения. В настоящее время принято считать дизорфографию недостатком языковой компетентности детей, своеобразным нарушением речи, которое требует применения специального логопедического коррекционного воздействия.

В большинстве научных работ дизорфография рассматривается как языковое расстройство, как специфическое и стойкое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций [1].

О.В. Елецкая указывает на то, что понимание дизорфографии как специфического расстройства подтверждает необходимость применения специальных методов ее преодоления и технологий коррекционно-развивающего обучения школьников, не предусмотренных возможностями общеобразовательной программы [2].

Учащиеся с дизорфографией имеют бедный словарный запас и недостаточно точное понимание значений слов, не улавливают смысловой связи между родственными словами. Они не владеют грамматическими нормами языка [3].

В силу этих причин у таких детей не развита или недостаточно развита орфографическая зоркость. Учащийся просто не видит место в слове, где необходимо применить правило. Следовательно, главной задачей стоит развитие орфографической зоркости и формирование у детей навыка самоконтроля. Суть подхода заключается в том, чтобы научить детей видеть «опасное» место в слове, ориентироваться в сильных и слабых позициях гласных и согласных звуков, ставить сомнительный звук (фонему) в сильную позицию. Звук (фонема) в сильной позиции отражается буквой на письме. Повышению орфографической зоркости способствуют следующие задания: определение слабых и сильных позиций в словах, выделение звуков и букв, морфем при чтении, выполнение упражнений на орфоэпическое и орфографическое проговаривание.

Следующим этапом обучения должна быть тренировка орфографического навыка. Особенность орфографического действия заключается в том, что это действие речевое.  Соответственно, для тренировки орфографического навыка необходимо работать над развитием у детей фонематического слуха. Нужно обучать детей самоконтролю, это приведет к повышению орфографической зоркости.

Для преодоления дизорфографии у младших школьников, по мнению И.В. Прищеповой [4], следует обращать внимание на формирование у них различных звеньев функциональной речевой системы, их взаимосвязь и взаимодействие: развитие языкового анализа, синтеза представлений, коррекция нарушений письменной речи, а также обогащение и развитие лексики, работа над связной речью.

Коррекция дизорфографического нарушения письма у школьников должна иметь комплексный и системный характер. С учетом индивидуальных особенностей учащихся с различными вариантами структуры дизорфографии, можно разработать и различные подходы к организации коррекционно-обучающего воздействия и определению его содержания [2]. А вот отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптомов дизорфографии.

 

Литература:

1. Азова, О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / О.И. Азова. - Москва, 2006.

2. Елецкая О.В. Диагностика и коррекция дизорфографии у школьников / Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5.

3. Парамонова, Л.Г. Правописание шаг за шагом / Л.Г. Парамонова. - СПб: Дельта, 1998.

4. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова. - СПб.: КАРО, 2006.