Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Коррекция нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников

Дата публикации: 2020-04-23 21:14:26
Статью разместил(а):
Смирнова Галина Сергеевна

Коррекция нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи

Correction of violations of semantic perception of speech utterance in younger students with General speech underdevelopment

Автор: Смирнова Галина Сергеевна

ФБГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

e-mail: g-s-smirnova.ru@yandex.ru

Smirnova Galina Sergeevna

Vyatka state University, Kirov, Russia

e-mail: g-s-smirnova.ru@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается необходимость коррекции речевых недостатков у детей. Однако с учетом усложнения речевого дефекта младших школьников, изменения их психологического статуса в целом на первый план выходит необходимость определения возможных путей совершенствования методов диагностики и коррекционно-развивающего сопровождения таких учащихся. Вследствие происходящих в настоящее время кардинальных изменений в образовательной среде, когда большинство учащихся начальных классов, имеющих речевой дефект, интегрируются в общеобразовательные учебные заведения, возникает острая необходимость повышения уровня их образовательных способностей за счет инновационного инструментария психолого-педагогической поддержки, оказываемой им в условиях массовой школы.

Abstract: Practical experience of collaboration between specialists in related specialties - speech therapist, defectologist, psychologist - proves the effectiveness of correction of speech defects in children. However, taking into account the complication of the speech defect of younger schoolchildren, changes in their psychological status as a whole, the need to identify possible ways to improve diagnostic methods and corrective developmental support for such students comes to the forefront. Due to the dramatic changes in the educational environment, when the majority of primary school students with a speech impairment are integrated into general educational institutions, there is an urgent need to increase the level of their educational abilities due to the innovative tools of psychological and pedagogical support provided to them in a mass school.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, младший школьник, восприятие, смысловое высказывание.

Keywords: general underdevelopment of speech, primary school student, perception, semantic statement.

Тематическая рубрика: педагогика и образование. 

 

Проведя анализ современных исследований среди детей младшего школьного возраста, наблюдается тенденция роста речевых патологий. К часто встречаемым и распространенным речевым расстройствам относится общее недоразвитие речи. Под общим недоразвитием речи понимается сложная система речевого нарушения, при которой страдают все компоненты речевой системы, относящиеся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Смысловая сторона речи представляет собой наиболее сложный компонент речевой функции человека, поскольку требует от него активной мыслительной работы. Проходя несколько этапов обработки на сенсорном, перцептивном и смысловом уровнях восприятия, речевое сообщение в итоге переводится в сферу интеллектуальной деятельности, благодаря чему слушатель понимает смысл высказывания.

Основу смыслового восприятия как базисного процесса речемыслительной деятельности представляет речеязыковой механизм, который включает операциональнотехническое и смыслообразующее (когнитивно-семантическое) звенья. Данное устройство помогает человеку расшифровывать сначала лингвистическую информацию сообщения, которая заложена в языковых кодах, а затем извлекать смысл с помощью анализа глубинных (семантических) его слоев, в котором приоритетное значение имеет взаимодействие языковых (языковая дифференциация, комбинирование, верификация) и когнитивных (семантический анализ-синтез, смысловая интерпретация, семантическая категоризация) операций.

По мнению исследователей Т.А. Алтуховой, С.Ю. Горбуновой, Г.В. Бабиной, В.К. Воробьевой, В.В. Воронковой, Т.М. Дридзе в основе смыслового компонента высказывания речи находится максимальная точность понимания содержания текста, и практическое осмысление информации [2].

Рассмотрение речи как комплексной функции, включающей внешнюю (звучащую) и внутреннюю (смысловую) составляющие, предполагает применение разнообразных подходов к ее развитию и совершенствованию.

В младшем школьном возрасте текстовая информация и смысловое восприятие речевого высказывания имеют взаимосвязь, а также дополняют друг друга. К минимальной единице смыслового восприятия относится слово. В процессе осмысления и осознания школьник может понимать или не понимать смысловое содержание текстовой информации. Главным затруднением учащихся младших классов является частое отсутствие в их лексиконе нужных слов.

Наряду с проблемами, которые возникают в младшем школьном возрасте у детей с общим недоразвитием речи в период обучения, важным и главным вопросом является ранняя диагностика и предупреждение нарушений их смыслового восприятия в дошкольном детстве. Указания на это содержатся в работах Т.П. Бессоновой, Н.А. Никашиной, Е.Н. Российской, М.Н. Русецкой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой. В отличие от недостатков формирования лексико-грамматического строя языка, обнаруживаемых в речи детей при непосредственном общении, нарушения понятийной сферы, как правило, проявляются немного отсроченно и требуют более тщательного исследования.

Коррекционная работа по преодолению нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи должна проходить в несколько этапов. Работа по коррекции строится сначала над пониманием отдельным слов, фраз и предложений, а уже потом текста.

Для преодоления нарушений смыслового восприятия речевого высказывания в процессе обучения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи необходимы следующие педагогические условия: во-первых, это осуществление системного подхода при формировании всех сторон речевого развития (фонетической, лексической, грамматической, семантической); во-вторых, ознакомление с разнообразными текстами разных жанров; в-третьих, учёт принципа поэтапности и последовательности изучения смыслового материала по программе учебного заведения; отбор специальных упражнений, игр, заданий [3].

Таким образом, коррекция нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи является необходимым. 

 

Литература:

1. Безруких М.М. Трудности обучения младших школьников, имеющих нарушение психического здоровья [Текст] / М. М. Безруких, С. Т. Ефимова, Е. Л. Юркевич // Мир психологии. – М., 2003. – №4 – С. 211-219.

2. Гермаковская А.А. Связь нарушений чтения и письма с ОНР [Текст] /
А. А. Гермаковская, Н. Д. Голев // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конф. Российской ассоциации дислексии. – М., 2004. – С. 59-64.

3. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у дошкольников [Текст]: Методическое пособие / Г. Г. Голубева. СПб.: Издательство РГПУ им. А К Герцена, 2000. – 353 с.

4. Халилова Л.Б. Стратегии смыслового восприятия текста младшими школьниками в условиях нормы и речевой патологии [Текст] / Л. Б. Халилова, А. С. Володина // Народное образование. Педагогика. М.: Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 1 – С. 90-95.

 

. . . . . . .