Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Организация восстановительного обучения у взрослых с нарушениями речи

Дата публикации: 2020-04-22 20:18:41
Статью разместил(а):
Курта Светлана Ивановна

Организация восстановительного обучения у взрослых с нарушениями речи в условиях центров дополнительного образования

Restorative education for adults with speech impairments in centers of additional education

 

Автор: Курта Светлана Ивановна 

ФГБОУВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия 

e-mail: svetlana_2673@mail.ru 

Kyrta Svetlana Ivanovna

Vyatsky State University, Kirov, Russia

e-mail: svetlana_2673@mail.ru 

 

Аннотация: В статье описываются возможные пути применения логопедической работы по восстановлению речевой функции у больных с афазией в условиях центров дополнительного образования.

Abstract: The article describes possible ways of applying speech therapy work to restore speech function in patients with aphasia in the conditions of additional education centers.

Ключевые слова: логопедическая работа, восстановление речевой функции, афазия, центр дополнительного образования.

Keywords: speech therapy, restoration of speech function, aphasia, center of additional education. 

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Сосудистые заболевания головного мозга остаются важной проблемой, являясь одной из основных причин смертности и длительной инвалидизации населения [1].

Наиболее частыми последствиями инсульта, требующими проведения активных реабилитационных мероприятий, являются: двигательные нарушения и связанные с ними нарушения функции ходьбы и самообслуживания, когнитивные расстройства (загруженность сознания, снижение памяти, внимания, замедленность протекания психических процессов, в тяжелых случаях - снижение интеллекта), ослабление эмоционально-волевых процессов (депрессия, тревожность, аспонтанность). Не менее значимы и расстройства нейропсихологического спектра: различных видов, гнозиса, праксиса, речевые расстройства, в частности (афазия), а также связанные с ней нарушения письма и чтения. К концу острого периода инсульта, афазия, по данным A.C. Кадыкова, наблюдается у 35,9% больных; по данным В.М. Шкловского, - более чем у 50 % больных [2].

Из этого следует, что проблема комплексной реабилитации пациентов с последствиями перенесенного инсульта, становится все более значимой, так как показатель инвалидизации вследствие цереброваскулярных заболеваний не снижается.

В силу этого восстановительное обучение проводится со взрослыми больными, имеющими нарушения высших психических функций, и прежде всего речи. К настоящему времени определены методология, принципы восстановительного обучения, создан достаточно большой арсенал научно обоснованных методов работы.

Однако, в центрах дополнительного образования, где осуществляется на постоянной основе обучение взрослых, не проводятся восстановительные мероприятия для людей с нарушениями речи и в частности с афазией. На современном этапе развития нашего общества центры дополнительного обучения являются непременным местом для общения, для создания атмосферы творчества и выражения себя для всех слоев населения, в том числе и инвалидов.

В результате локальных поражений мозга возникают тяжелые расстройства речи. Наиболее распространенными из них являются афазии [3]. При афазиях проявляются системные нарушения речевой функции, охватывающие все языковые уровни фонологии, включая фонетику, лексику и грамматику. Клинические картины афазий неоднородны. Различия между ними обусловлены, прежде всего, локализацией очага поражения. Существуют так называемые речевые зоны мозга: задние отделы нижней лобной извилины, височные извилины, нижняя теменная область, а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого доминантного полушария головного мозга.

В тоже время, в отечественной и зарубежной афазиологии существуют различные классификационные системы афазических расстройств [4].

Отметим, что наиболее распространенной среди них является классификация А. Р. Лурия. Согласно этой классификации существуют следующие формы афазий:

1. Моторная афазия афферентного типа.

2. Моторная афазия эфферентного типа.

3. Динамическая афазия.

4. Сенсорная (акустико-гностическая) афазия.

5. Акустико-мнестическая афазия.

6. Семантическая афазия.

При этом в клинической практике принято также выделять амнестическую и проводниковую афазии, входящие в классическую неврологическую классификацию.

В настоящее время, помимо локализации очага поражения и его размеров, специфику нарушения речи при каждой из форм афазии определяет степень тяжести и этап заболевания. Важную роль играют также патогенетические механизмы. Так, например, при сосудистых поражениях головного мозга большое значение имеет характер нарушения мозгового кровообращения, степень выраженности нейродинамического компонента, состояние непострадавших участков мозга и т.д. При афазиях же, имеющих травматическую или опухолевую этиологию, наиболее значимы тяжесть деструктивного дефекта, а также сроки и характер оперативного вмешательства. Определенное значение имеют и преморбидные интеллектуально-характерологические черты личности больного [5].

Наряду с этим для понимания специфики речевого расстройства при той или иной форме афазии, а, следовательно, и для обеспечения дифференцированного подхода к их преодолению, чрезвычайно важно выявить механизм, или иначе, нарушенную предпосылку, обусловливающую характер афазиологического синдрома.

На данном этапе методология и содержание восстановительного обучения больных с афазией основаны на фундаментальных работах Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, И.П. Павлова, П. Брока, К. Вернике, А.Р. Лурия, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, Т.Г. Визель, Э.С. Бейн, Л.С. Цветковой, В.М. Шкловского и других. Ими были разработаны и описаны основные принципы структурно-функциональной организации психических процессов, механизмы и факторы, лежащие в основе их построения, речевые синдромы, возникающие при поражении головного мозга, методы и способы преодоления расстройств речевой и других высших психических функций [6].

Таким образом, основополагающий вклад в эти разработки внес А.Р. Лурия, заложивший фундамент новой науки в виде теории высших психических функций, их мозговой организации, описания этиологии, клиники, патогенеза и диагностики нарушений высших психических функций. На этой базе осуществлены многочисленные исследования, обобщающие научно-исследовательский и практический опыт работы с больными.

Прежде всего, положение о том, что возвращение больному утерянной функции в принципе возможно, основано на одном из самых важных свойств головного мозга - способности к компенсации [7].

В связи с тем, что наиболее частыми последствиями инсульта, требующими проведения активных реабилитационных мероприятий, являются: двигательные нарушения, восстановление функций ходьбы и самообслуживания осуществляется, прежде всего, в реабилитационных центрах, стационарах поликлиник. Для менее сложных, но не менее значимых нарушений, таких как, расстройства нейропсихологического спектра: различных видов, гнозиса, праксиса, речевые расстройства, в частности (афазия), а также связанные с ней нарушения письма и чтения, возможно в центрах дополнительного образования взрослых.

Между тем, согласно анализу современной литературы по данному вопросу, в центрах дополнительного образования взрослых такая работа не ведется. Что указывает на необходимость всестороннего освещения данной темы в последующих научных работах.

 

Литература:

1. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности [Текст] / Ж. М. Глозман. – М.: Изд-во Юрайт, 2018. – 193 с.

2. Белопасова А.В. Постинсультная афазия: факторы, влияющие на восстановление [Текст] / А. В. Белопасова, А. С. Кадыков, Н. В. Шахпаронова, Е. М. Кашина, Е. С. Бердникович // Материалы конгресса, посвященного 110-летию со дня рождения А. Р. Лурия. – М., 2012. – 14 с.

3. Визель Т.Г. Вопросы прогноза речевого развития и восстановления речи при афазии [Текст] / Т. Г. Визель // Вестник угроведения, № 4, 2015. – С. 124-130.

4. Шкловский В.М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии [Текст] / В. М. Шкловский, Т. Г. Визель. – М.: Изд-во В. Секачев, 2016. – 96 с.

5. Кучумова Т.А. Подкорковая афазия и основные направления коррекционно-педагогической реабилитации [Текст]: автореферат дис. … канд. пед. наук. / Т. А. Кучумова. – М., 2000. – 16 с.

6. Клемешева Ю.Н. Особенности медико–социальной реабилитации инвалидов вследствие инсульта среди сельского населения [Текст]: дис. ... канд. мед. наук / Ю. Н. Клемешева. – Саратов, 2010. – 221 с.

7. Ларина О.Д. Социально-коммуникативный потенциал пациентов с речевыми нарушениями, обусловленными органическим поражением головного мозга различного генеза / О. Д. Ларина, Е. Е. Шевцова // Специальное образование. – 2015. – № 1 (37). – С. 25–36.

 

. . . . . . .