Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Современный учитель – в условиях опасной санитарно-эпидемиологической ситуации. Какой он?

Дата публикации: 2020-04-22 16:16:47
Статью разместил(а):
Филипова Лидия Васильевна

Современный учитель в условиях опасной санитарно-эпидемиологической ситуации. Какой он?

Modern teacher - in a dangerous sanitary and epidemiological situation. What is it?

 

Автор: Филипова Лидия Васильевна

МОБУ "Лицей", с. Булгаково, Россия

e-mail: lidiya.filipova2011@yandex.ru

Filipova Lidiya Vasilevna

Lyceum, Bulgakovo, Russia

e-mail: lidiya.filipova2011@yandex.ru

Аннотация: Каким должен быть современный учитель?

Abstract: What should a modern teacher be like?

Ключевые слова: учитель, педагог, обучение.

Keywords: teacher, training.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

"Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика"

Конфуций

Учитель – в наши дни одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь и роста общественных возможностей.

Современный мир развивается быстрыми темпами и одной из важных задач учителя становится своевременное соответствие этому прогрессу. Причиной тому в первую очередь является то, что учитель является образцом подражания для ученика.

Каким должен быть современный учитель?

В первую очередь он должен быть воспитанным. Воспитание человека составляет предмет педагогики как науки. По моему мнению, только образованный и интеллигентный человек может привить детям стремление к данным качествам своим примером. А именно, этот человек должен быть эмоционально устойчивым, обладать способностью конструировать прямую и обратную связь, уметь слушать, взаимодействовать с людьми. Также важным является наличие способности у педагога слушать и «слышать» проблемы обучающегося, позволяющие лучше понять, сориентироваться и проникнуть в психологическую сущность затруднений школьника; уметь публично презентовать результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации. Настоящий мастер никогда не отделяет процессы обучения и воспитания, они слиты воедино, в неразрывное целое. Даже своим внешним видом (аккуратностью, ухоженностью), поведением он воспитывает учеников. Очень важны тактичность и деликатность в общении с детьми.

Во-вторых, образованным. Квалификационные требования и должностные обязанности работников общего образования разработаны в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России №216н от 5 мая 2008 года «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», зарегистрированного в Минюсте 22 мая 2008 года, № 11731. Акцент в квалификационных требованиях работников общего образования сделан на наличие ряда важных для работы в образовательных учреждениях компетентностей.

Компетентный педагог владеет современными методическими приемами, умеет понимать методическую идею и оценивать её, ознакомлен с новой литературой в области предмета и методики его преподавания, он умеет анализировать полученную из профессиональной литературы информацию; совершенствует свою педагогическую деятельность.

В-третьих, развитым. Концепция современного учителя предполагает его всестороннее развитие. Учитель является образцом поведения для ученика не только в пределах школы, но и в других сферах жизни.

Современный учитель идет в ногу со временем и техническим прогрессом: не только читает книги, а пользуется информацией из интернета, владеет всеми необходимыми приборами, техническими средствами, высокими информационными технологиями. Знание компьютера важно не только при подготовке к урокам, но и для общения.

Поэтому в своей работе педагог должен использовать новые технологии, свежую информацию. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» -  Натан Ротшильд.

В 21 веке информация занимает первое место, и современному педагогу очень важно уметь работать с информацией: находить ей, структурировать. Помимо этого, учитель должен адаптировать информацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям.

Одной из задач современного педагога является обучение детей навыкам работы с информацией. Ребята имеют доступ к большому объёму данных, но зачастую не умеют использовать инструменты анализа, отсеивать лишне. Детей увлекает все новое и неизведанное, так почему же не предложить ему не просто работу за компьютером дома, а подготовить задание, которое он сам сможет выполнить и продемонстрировать на уроке. Благодаря этому у обучающихся повышается самооценка, возрастает уровень значимости в коллективе и просто улучшается настроение от того, что не только учитель может научить, но и сам ребенок может дать что-то новое и интересное учителю.

Данные навыки помогут при формулировке учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, проектировать её решение и практические задачи.

На педагога возлагается задача воспитания будущих поколений. Иными словами, учитель – это строитель, который закладывает фундамент будущего. От него зависит не только уровень знаний ребёнка, но и формирование его мировоззрения. Возможно именно эта сторона работы и является самой важной.

Мировоззрение – целостная система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление).

Уже в начальных классах существует принципиальная возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. Пониманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. Поэтому в работе учителя основным аспектом является помощь ребёнку в поиске ответов на вопросы, которыми он задаётся, направить его на верный путь.

Школа призвана помогать семье в образовании ребенка, в воспитании доброго гражданина для нашего Отечества. Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Создание такой школы во многом зависит от педагогического состава.

Педагогика как наука необычайно сложна. Не исключено даже, что в природе не существует более сложной науки, чем педагогика, и более сложной профессии, чем учитель. И сложность нашей профессии заключается в неразрывной связи с человеком, миром его ценностей. Поэтому учитель должен быть готов к тому, что профессия требует постоянного обновления, шлифовки. Учитель должен пропускать знания «через себя», вырабатывать личностное отношение к ним. Это сложная духовная работа, в которой дорог каждый час. Но только путем накопления опыта «духовных усилий» входит человек в профессию, формируется его профессиональная позиция.

Должно быть еще призвание к педагогическому труду, умение чувствовать детскую психологию, характер, темперамент. учитель-мастер не повышает голоса, а иногда даже приглушает его, а ученики чутко ловят каждое слово. От чего же это зависит? От профессионализма! Учитель-мастер не просто объясняет, подает новые знания, а их закрепляет, упорядочивает, связывает с другими. Обязательно происходит обратная связь ученика с учителем.

Современная школа испытывает потребность в учителе, не только знающем свой предмет, но и умеющем грамотно управлять учебной деятельностью обучающихся, способном вдохновить их. Развивать у детей творческое начало можно только творческим путем. Для этого просто необходимо такое качество, как педагогический артистизм.

А интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Для меня важным показателем оценки моей педагогической деятельности было заявление моего ученика перед летними каникулами: «Уже каникулы? Вот ещё бы месяца два поучиться». А ученик – то слабенький, учеба даётся с трудом. Поэтому необходимо организовать свою работу так, чтобы у человека не пропало желание учиться, чтоб было интересно ему. Ребенку должно быть комфортно в классном коллективе и школе. Важно, чтобы система образования не подавила личность ребенка, а в основе обучения и воспитания лежала идея свободы. Свободного развития личности.

Я простой учитель, нас миллионы в стране. Все мы работаем в системе образования. Это наша работа учить и воспитывать подрастающее поколение. Мы ее выбрали сами, сознательно. Моя задача – профессионально выполнять свою работу. Чтобы, уходя с моего урока, ребенок хотел вернуться еще. Моя задача - научить своего ученика добывать знания, уважать других, высказывать собственное мнение. Мне очень приятно, когда, уходя с урока, ребенок говорит: «Спасибо за урок».

Время идет, все меняется и мы, учителя, должны соответствовать времени, в котором мы живем и детям, которых мы воспитываем и обучаем. 

Таким образом, современный учитель – это универсальный человек, который должен быть разнообразно развит, быть воспитанным и интеллигентным, образованным, информированным, а главное уметь общаться с детьми и быть для них примером при любых условиях, даже при эпидемии и пандемии. 

 

. . . . . . .