Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Выявление оптической дислексии у младших школьников

Дата публикации: 2020-04-22 12:10:04
Статью разместил(а):
Сорокина Екатерина Вадимовна

Выявление оптической дислексии у младших школьников

Detection of optical dyslexia in primary school children

 

Автор: Сорокина Екатерина Вадимовна

ФГБОУВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия.

e-mail: katyasorokina99@mail.ru 

Sorokina Ekaterina Vadimovna

Vyatka State University, Kirov, Russia.

e-mail: katyasorokina99@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности логопедической работы по выявлению оптической дислексии у младших школьников; представлены результаты экспериментальной работы по диагностике нарушений процесса чтения.

Annotation. The article discusses the features of speech therapy to detect optical dyslexia in primary school children; the results of experimental work on the diagnosis of reading disorders are presented.  

Ключевые слова: младшие школьники, логопедическое обследование, оптическая дислексия, нарушение чтения.

Keywords: primary school children, speech therapy examination, optical dyslexia, reading disorders.  

Тематическая рубрика: педагогика и образование.

 

Наиболее распространённой формой речевого нарушения среди младших школьников является нарушение чтения. В современной литературе нарушения чтения обозначают термином дислексия.

Проблеме коррекции нарушения чтения у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Анализ литературы показал, что изучением коррекции оптической дислексии у младших школьников занимались Р. И. Лалаева, Л. Н. Ефименкова, А. В. Ястребова, И. Н. Садовникова, Е. А. Логинова и другие.

Исследователи отмечают, что нарушение чтения является следствием недоразвития фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, а также нарушения зрительного внимания и движения глаз при чтении.

Р.И. Лалаева [1] отмечает, что дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в специфических ошибках стойкого характера, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения букв, замены, смешения букв в процессе чтения. В основе оптической дислексии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность  представлений о формах, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.

Несмотря на то, что разработаны теоретические и теоретические основы логопедической работы по коррекции оптической дислексии, существует необходимость совершенствования традиционных приемов и путей коррекции данной патологии письменной речи. Это и определило цель исследования.

Цель работы заключалась в выявлении стойких специфических ошибок оптического характера у младших школьников. Экспериментальная работа по коррекции оптической дислексии у младших школьников общеобразовательной школы проводилась на базе Муниципальной бюджетной общеобразовательной школы «Средней общеобразовательной школы №73» города Кирова. В исследовании приняли участие 24 второклассника в возрасте 7-8 лет.

Исследование включало два этапа:

I этап – исследование речевых функций (процесс чтения);

II этап – исследование неречевых функций (уровень сформированности зрительного восприятия, пространственного восприятия, зрительного анализа и синтеза).

Констатирующий эксперимент проводился по следующим направлениям: диагностика исходного состояния процесса чтения, выявление наличия оптической дислексии, качественный и количественный анализ полученных данных.

Для исследования исходного состояния процесса чтения мы использовали материал из альбома И. А. Смирновой «Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму» [4]. Данный альбом предназначен для диагностики дислексии, дисграфии, а также определения готовности к усвоению чтения и письма.

Обследование включало следующие направления: обследование состояния зрительно-пространственных функций (ориентировка в «право-лево», ориентировка в окружающем пространстве, выполнение проб Хэда, ориентировка на плоскости); обследование состояния речезрительных функций (знание букв – печатных и рукописных, узнавание букв в усложненных условиях, узнавание букв, наложенных друг на друга, по типу Попельрейтера, узнавание сходных по начертанию букв); обследование процесса чтения (чтение слогов, слов, фраз и текста).

Проведенный эксперимент показал, что у всех детей наблюдались нарушения чтения, которые проявлялись в ошибках воспроизводства читаемого текста, что позволило сделать вывод о наличии у них дислексии. Оптическая форма дислексии была выявлена у 6 детей.

Исследование проводилось нами индивидуально с каждым ребенком. Все задания были предложены последовательно, а также в разные дни и в утреннее время.

После анализа полученных результатов мы выделили четыре уровня успешности выполнения заданий – высокий, средний, ниже среднего и низкий.

Например, уровень оценка чтения:

Низкий уровень – ребенок делает более 5 ошибок оптического характера.

Уровень ниже среднего – ребенок совершает более 3 ошибок оптического характера.

Средний уровень – не более 3 ошибок оптического характера.

Высокий уровень – работа выполнена без ошибок оптического характера.

Проводя качественный анализ полученных результатов, мы выявили, что при исследовании зрительно-пространственных функций все дети плохо ориентировались в окружающем пространстве, в усложненных условиях. В большинстве случаев действия выполнялись правильно, только после помощи логопеда.

При исследовании речезрительных функций половина детей не справлялись с узнаванием букв в усложненных условиях, путались в буквах, изображенных пунктиром, допускали грубые ошибки в заданиях на узнавание недописанных букв. Также большинство детей путали правильно и неправильно написанные буквы, не могли узнать буквы, наложенные друг на друга, допускали ошибки в заданиях на узнавания букв, сходных по начертанию.  

При исследовании процесса чтения у большинства детей встречались типичные для данного вида дислексии ошибки: ПА – ТА, МА – ЛА;  сетка - сепка, галстучек - гамстучек; осенью пожелтели листья на деревьях – осенью пожелтели листья на дверях.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети с оптической дислексии способны к чтению, но большое количество ошибок при чтении еще существенно отличает их от детей с нормой развития письменной речи.

Также школьникам с оптической дислексией было трудно долго концентрировать внимание при чтении, были выделены ошибки угадывающего чтения, ошибки в постановке ударения, несоблюдение пауз, аграмматизмы.  

Все вышесказанное определяет потребность в особом внимании к организации обучения младших школьников с оптической дислексией навыку правильного чтения и применению адекватных для данных детей приемов обучения.

 

Литература:

1. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. - СПб.: Союз, 2004. – 224 с.

2. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Союз, 2002. – 224 с.

3. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. – СПб.: Детство-пресс, 2018. – 64 с.

 

. . . . . . .