Выявление оптической дислексии у младших школьников
Выявление оптической дислексии у младших школьников
Detection of optical dyslexia in primary school children
Автор: Сорокина Екатерина Вадимовна
ФГБОУВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия.
e-mail: katyasorokina99@mail.ru
Sorokina Ekaterina Vadimovna
Vyatka State University, Kirov, Russia.
e-mail: katyasorokina99@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются особенности логопедической работы по выявлению оптической дислексии у младших школьников; представлены результаты экспериментальной работы по диагностике нарушений процесса чтения.
Annotation. The article discusses the features of speech therapy to detect optical dyslexia in primary school children; the results of experimental work on the diagnosis of reading disorders are presented.
Ключевые слова: младшие школьники, логопедическое обследование, оптическая дислексия, нарушение чтения.
Keywords: primary school children, speech therapy examination, optical dyslexia, reading disorders.
Тематическая рубрика: педагогика и образование.
Наиболее распространённой формой речевого нарушения среди младших школьников является нарушение чтения. В современной литературе нарушения чтения обозначают термином дислексия.
Проблеме коррекции нарушения чтения у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Анализ литературы показал, что изучением коррекции оптической дислексии у младших школьников занимались Р. И. Лалаева, Л. Н. Ефименкова, А. В. Ястребова, И. Н. Садовникова, Е. А. Логинова и другие.
Исследователи отмечают, что нарушение чтения является следствием недоразвития фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, а также нарушения зрительного внимания и движения глаз при чтении.
Р.И. Лалаева [1] отмечает, что дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в специфических ошибках стойкого характера, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения букв, замены, смешения букв в процессе чтения. В основе оптической дислексии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность представлений о формах, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
Несмотря на то, что разработаны теоретические и теоретические основы логопедической работы по коррекции оптической дислексии, существует необходимость совершенствования традиционных приемов и путей коррекции данной патологии письменной речи. Это и определило цель исследования.
Цель работы заключалась в выявлении стойких специфических ошибок оптического характера у младших школьников. Экспериментальная работа по коррекции оптической дислексии у младших школьников общеобразовательной школы проводилась на базе Муниципальной бюджетной общеобразовательной школы «Средней общеобразовательной школы №73» города Кирова. В исследовании приняли участие 24 второклассника в возрасте 7-8 лет.
Исследование включало два этапа:
I этап – исследование речевых функций (процесс чтения);
II этап – исследование неречевых функций (уровень сформированности зрительного восприятия, пространственного восприятия, зрительного анализа и синтеза).
Констатирующий эксперимент проводился по следующим направлениям: диагностика исходного состояния процесса чтения, выявление наличия оптической дислексии, качественный и количественный анализ полученных данных.
Для исследования исходного состояния процесса чтения мы использовали материал из альбома И. А. Смирновой «Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму» [4]. Данный альбом предназначен для диагностики дислексии, дисграфии, а также определения готовности к усвоению чтения и письма.
Обследование включало следующие направления: обследование состояния зрительно-пространственных функций (ориентировка в «право-лево», ориентировка в окружающем пространстве, выполнение проб Хэда, ориентировка на плоскости); обследование состояния речезрительных функций (знание букв – печатных и рукописных, узнавание букв в усложненных условиях, узнавание букв, наложенных друг на друга, по типу Попельрейтера, узнавание сходных по начертанию букв); обследование процесса чтения (чтение слогов, слов, фраз и текста).
Проведенный эксперимент показал, что у всех детей наблюдались нарушения чтения, которые проявлялись в ошибках воспроизводства читаемого текста, что позволило сделать вывод о наличии у них дислексии. Оптическая форма дислексии была выявлена у 6 детей.
Исследование проводилось нами индивидуально с каждым ребенком. Все задания были предложены последовательно, а также в разные дни и в утреннее время.
После анализа полученных результатов мы выделили четыре уровня успешности выполнения заданий – высокий, средний, ниже среднего и низкий.
Например, уровень оценка чтения:
Низкий уровень – ребенок делает более 5 ошибок оптического характера.
Уровень ниже среднего – ребенок совершает более 3 ошибок оптического характера.
Средний уровень – не более 3 ошибок оптического характера.
Высокий уровень – работа выполнена без ошибок оптического характера.
Проводя качественный анализ полученных результатов, мы выявили, что при исследовании зрительно-пространственных функций все дети плохо ориентировались в окружающем пространстве, в усложненных условиях. В большинстве случаев действия выполнялись правильно, только после помощи логопеда.
При исследовании речезрительных функций половина детей не справлялись с узнаванием букв в усложненных условиях, путались в буквах, изображенных пунктиром, допускали грубые ошибки в заданиях на узнавание недописанных букв. Также большинство детей путали правильно и неправильно написанные буквы, не могли узнать буквы, наложенные друг на друга, допускали ошибки в заданиях на узнавания букв, сходных по начертанию.
При исследовании процесса чтения у большинства детей встречались типичные для данного вида дислексии ошибки: ПА – ТА, МА – ЛА; сетка - сепка, галстучек - гамстучек; осенью пожелтели листья на деревьях – осенью пожелтели листья на дверях.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети с оптической дислексии способны к чтению, но большое количество ошибок при чтении еще существенно отличает их от детей с нормой развития письменной речи.
Также школьникам с оптической дислексией было трудно долго концентрировать внимание при чтении, были выделены ошибки угадывающего чтения, ошибки в постановке ударения, несоблюдение пауз, аграмматизмы.
Все вышесказанное определяет потребность в особом внимании к организации обучения младших школьников с оптической дислексией навыку правильного чтения и применению адекватных для данных детей приемов обучения.
Литература:
1. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. - СПб.: Союз, 2004. – 224 с.
2. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Союз, 2002. – 224 с.
3. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. – СПб.: Детство-пресс, 2018. – 64 с.