Вред клипового мышления в образовательном процессе

Дата публикации: 2020-04-22 00:40:17
Статью разместил(а):
Абдулаев Газимагомед Махачевич

Вред клипового мышления в образовательном процессе

The harm of clip thinking in the educational process 

Автор: Абдулаев Газимагомед Махачевич

Мусульманская религиозная организация духовной образовательной организации высшего образовании «Болгарская исламская академия», г. Болгар, Россия.

e-mail: gazikmaali@gmail.com

Abdulaev Gazimagomed Makhachevich

Muslim religious organization of the spiritual educational organization of higher education "Bulgarian Islamic Academy", Bulgar, Russia.

e-mail: gazikmaali@gmail.com

 

Аннотация: В статье анализируется клиповое мышление как феномен информационного общества. Цель – определить степень влияния глобальной компьютеризации на качество образовательного процесса и выявить оптимальные способы работы с обладателями клипового мышления.

Abstract: The article analyzes clip thinking as a phenomenon of the information society. The goal is to determine the degree of influence of global computerization on the quality of the educational process and to identify the best ways to work with owners of clip thinking. 

Ключевые слова: клиповое мышление, образовательный процесс.

Keywords: clip thinking, educational process.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование

Введение.

Усиление роли информации, информационных технологий привело к тому, что современное общество существует на новом этапе развития – информационном. Возникает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, получивший название «экранной культуры». По сути дела, формируется новая среда обитания человека – информационное общество, спецификой которого является передача информации посредством движущего изображения, сопровождаемого звуком. Влияние информационного общества затрагивает сферу общества людей, их обучение и процессы управления. Под его воздействием происходит изменение мышления, в связи с чем все чаще в научной литературе появляются такие понятия, как «человек-экран», «клиповое мышление» и «клиповое сознание». Проблема изменения сознания под воздействием информационных технических средств широко изучается современными учеными.

Возникло это явление не одномоментно, термин «клиповое мышление» впервые появился в философии и психологии в конце 90-х гг. XX в. Тогда он обозначал особенность человека воспринимать мир через короткий, яркий посыл в форме либо видеоклипа, либо теленовости. Именно средства массовой информации выработали универсальный формат подачи информации – последовательность актуальных клипов. Здесь, клип – это короткий набор тезисов, подающихся без определения контекста. Так, человек способен воспринимать и интерпретировать клип в силу того, что погружен в объективную действительность.

Из-за фрагментарности подачи информации и разнесения связанных событий по времени, человеческий мозг не может осознавать и постигать связи между событиями. Поэтому клип превращается в информационный шум. Не удивительным является факт появления клипового мышления – ответа на возросшее количество информации. Клиповую подачу информации сегодня можно встретить везде, к ее особенностям относят яркую визуализацию, эмоциональность, ассоциативность, запоминаемость, краткость, высокую скорость восприятия картинок и постоянное обновление [1, с. 107].

Я считаю, что это означает следующее: есть информация, но нет связи между ней, нет способов ее обработки, нет возможности делать умозаключения, как-то объединять факты. Если под обычным мышлением понимается способность делать обобщения, рассуждать, делать выводы на основе каких-то фактов, то клиповое мышление – это именно отсутствие этих возможностей.

Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины. Внешне это проявляется в том, что человек не может  быть сосредоточен на какой-либо информации в течении длительного времени, и у него снижена способность к анализу. Обладатель клипового мышления не способен осмыслить полученную информацию, ведь её образ не задерживается в его мыслях надолго, он уже размылся, а его место тут же занял новый. Обратной стороной клипового мышления, требующего своеобразной виртуозности и реактивности, как считает К. Фрумкин, является бессилие к восприятию длительной линейной последовательности – однородной и одностильной информации, в том числе книжного текста [2].

В сфере образования отрицательные характеристики клиповых форм когнитивной сферы анализируются в качестве угрозы разрушения сознания человека «читающего». Некоторые авторы полагают, что под воздействием клипового сознания снижается интерес к обучению, формированию смысловых связей, стрессоустойчивость, появляется поверхностность в оценке происходящих событий. Происходит замена текстуально-центрического мышления клиповым, что, в свою очередь, оттесняет и заменяет логическое мышление, оказывает существенное влияние на эффективность традиционного процесса обучения, приспособленного к логическому мышлению [3, с. 6]. Таким образом, на мой взгляд, проблема клипового мышления требует к себе особого внимания, так как будущее всегда за молодым поколением и от того, насколько целостно это поколение способно мыслить, будет зависеть дальнейшее развитие человечества.

Начиная примерно с 2005 г., образовательный и интеллектуальный уровень студентов ВУЗов в среднем стабильно понижается. Проявляется это в следующем. Не развито умение заучивать, слушать, воспринимать, запоминать сложные тексты.  Ухудшение памяти. «Загуглить» проще, чем понять и запомнить. Нарушено умение делать логические выводы, что приводит к кризису рациональности как таковой. Утрачена способность быстро переходить от мыслей к деятельности и обратно. Кризис логоса и рефлексии. Распространение плагиата. Появилось много людей «copy-paste», у которых пропало чувство совести и они не стыдятся  плагиата и не считают его воровством. Дипломную работу, реферат на любую тему можно скачать с интернета. Курсовую или статью можно купить за деньги в подходящих фирмах, где к большому сожалению подрабатывают зачастую преподаватели этих же студентов. отсутствует понимание различий между информацией научной, квазинаучной и медийной. Отсюда, как следствие, лёгкая манипуляция, открытость для «промывки мозгов» и деструктивному влиянию через социальные сети [4, с. 182].

Клиповое мышление не даёт студентам сосредотачиваться на чём-то одном и полтора часа беспрерывного потока теоретической информации оказываются настоящей пыткой для большинства из них. Вследствие этого снижается посещаемость лекционных занятий, что приводит к ещё одному фактору уменьшения знаний у обучающихся – отсутствию визуального и слухового восприятия информации от преподавателя. Ведь, записывая лекции, часть материала усваивается вследствие переработки, воспринятой на слух и переданной на лист бумаги информации.

К примеру, можно взять ситуацию, когда студент переписывает лекции у своего однокурсника, перенося информацию с одного листа бумаги на другой, иногда, включая фоном кинофильм или музыку и распыляя, тем самым, своё внимание, результатом чего, как правило, является нулевое усвоение материала. Ещё одним примером пагубного влияния клипового мышления на студентов и молодежь в целом, можно рассмотреть ресинхронизацию речи и мысли, а точнее неспособность грамотно сформулировать свои мысли. Вся молодежь общается в жизни так же, как и в социальных сетях, вследствие чего для многих студентов оказывается затруднительным выступление на различного рода конференциях.

Многие авторы отмечают, что в клиповых формах когнитивной сферы отражение свойств объектов происходит без связей между ними, поэтому оно характеризуется как фрагментарное, поверхностное. При этом обладатели клипового мышления не могут работать с семиотическими сложными структурами, не могут длительное время сосредоточиваться; у них значительно снижен уровень критического анализа; им затруднительно делать умозаключения на основе объединения каких-то фактов, формировать выводы, рассуждать. В их сознании преобладает «склеивание» отдельных частей без тщательного предварительного анализа; память становится в большей мере кратковременной. Скорость восприятия образов без акцентирования деталей снижает глубину их понимания. В контексте личностного развития отмечается, что у представителей клипового сознания ослаблено чувство сопереживания и рефлексии [5, с. 496].

Говоря об особенностях учащихся – обладателей клипового мышления хочется отметить, что они:

1) не умеют взвешивать, отсутствует четкая закономерность, они не умеют выделять главное и устанавливать логические связи;

2) обладают непродолжительной памятью, в то время как длительная память отсутствует. Они целиком забывают материал 2–3–4 недельной давности. Причина содержится в том, что при клиповом мышлении развита скоротечная «механическая» память, из которой полученная информация мгновенно стирается за 1–2–3 дня;

3) могут оперировать смыслами только малой длины. Возрастание сложности изучаемых объектов приводит к полному непониманию изучаемого материала;

4) отсутствует интерес в изучении предмета, так как они не понимают о чем идет речь;

5) выражена быстрая утомляемость при изучении обязательных дисциплин;

6) подростки не могут справиться с какой-либо из классической литературы, они могут читать только иллюстрированные комиксы и специальные газеты и журналы. Ученики не в состоянии подготовить самостоятельно реферат по гуманитарной или специальной дисциплине;

7) отсутствует решительность;

8) быстрыми темпами ухудшается коэффициент заучивание знаний;

9) забывчивость;

10) наблюдается низкая исполнительность, обусловленная отсутствием усердия;

11) уровень критического сознания людей с клиповым мышлением низкий.

12) эти люди манипулируемые;

13) у студентов с клиповым мышлением складываются особые морально-этические ценности, а именно: уменьшение чувства ответственности; понятия совести и чести отсутствуют; отсутствует чувство сопереживания (смерть не вызывает сопереживания); люди становятся циничными; все, что связано с уровнем «ниже пояса», вызывает удовлетворительную эмоциональную реакцию [6].  

В связи с негативными аспектами феномена клипового мышления напрашивается вопрос о способах и методах их устранения. В этой ситуации совершенно очевидно, что бороться с сетью Интернет и цифровыми информационно-телекоммуникационными устройствами не представляется реальным в свете глобальных процессов информатизации жизни общества. Тем не менее стоит задуматься об ограничении использования цифровых гаджетов на занятиях в средних и высших учебных заведениях. Безусловно, данная мера не решит в одночасье все когнитивные проблемы отдельно взятого человека, но она приведет к активизации его мыслительных способностей, которые будут задействованы для запоминания и анализа изучаемого материала.

Клиповое мышление – это способ адаптации к современным информационным условиям. Следует учитывать его особенности при построении образовательного процесса, разрабатывая соответствующие стратегии учебной и вне учебной деятельности подростков и молодежи: включать в учебный процесс элементы «клиповой» подачи информации (исключение монотонности, изменение формы восприятия, побуждение студентов слушать, писать, смотреть; использование учебных материалов в форме картинок, таблиц, графиков); упрощать изучаемый материал путем его разделения на более мелкие блоки; многократно повторять изучаемый материал; повторять подобные задачи и задания на практических занятиях, на контрольных работах, в индивидуальном задании и на экзамене; мотивировать обучаемых, используя задания, имеющие профессиональную направленность, что станет эффективным способом для развития самосознания, значимости (личностной, профессиональной, социальной, эмоциональной); использовать «Метод парадоксов», избавляющий от потребительского отношении к информации и побуждающее к размышлению, дискуссиям и поиску альтернативной точки зрения.

Заключение.

Клиповое мышление молодежи следует воспринимать как данность и вырабатывать новые образовательные практики, способствующие максимальной активизации преимуществ данного вида мышления. Несомненным является факт, согласно которому бороться с феноменом клипового мышления на фоне возрастающей роли информационных технологий в жизни общества не представляется возможным. Тем не менее клиповым мышлением молодежи можно управлять посредством внедрения в образовательные практики соответствующих дисциплин и учебных пособий.

 

Литература:

1. Симакова, С. И. Клиповизация мышления у молодежи как следствие развития визуальных коммуникаций в СМИ [Электронный ресурс] / С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медаобразования: науч. журн. – 2017. – №2. – С. 107-118.

2.Фрумкин К. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс] // Топос. Литературно-философский интернет-журнал.– 23.09.2010.

3. Аксенов Л.Б. Клиповое мышление – гениальность или деменция // Современное машиностроение. Наука и образование: Материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конференции. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. С. 3−9.

4.  В. В. Нечунаев ПРЕОДОЛЕНИЕ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО 2018. Т. 11. № 2. С. 181-207.

5. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typ ographic Man). М.: Академический проект, 2005. 496 с.

6. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И.С. Якиманской. – М.: Педагогика, 2012.