Результаты изучения уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2020-04-21 18:44:16
Статью разместил(а):
Кривушева Яна Александровна

Результаты изучения уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

The results of a study of the level of development of coherent speech in children of preschool age with general speech underdevelopment

 

Авторы:

Хмелькова Елена Вячеславовна

Кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия.

Khmelkova Elena Vyacheslavovna

Candidate of pedagogical sciences, assistant professor Federal Government-financed Educational Institution of Higher Professional Education «Vyatka State University», Kirov, Russia.

Кривушева Яна Александровна

ФГБОУВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия 

e-mail: yana-krivusheva@mail.ru 

Krivusheva Iana Alexandrovna 

Vyatsky State University, Kirov, Russia

e-mail: yana-krivusheva@mail.ru

 

Аннотация: В статье представлены результаты констатирующего эксперимента для оценки уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основе анализа специальной литературы раскрыты особенности нарушений связной речи, рассмотрены основные методики изучения состояния связной речи.

Abstract: The article presents the results of a stating experiment for assessing the level of development of coherent speech in older preschool children with general speech underdevelopment. ased on the analysis of special literature, the features of coherent speech disorders are disclosed, the main methods for studying the state of coherent speech are considered.

Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение связной речи, наглядное моделирование.

Keywords: coherent speech, general underdevelopment of speech, violation of coherent speech, visual modeling.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Введение.

На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одного из приоритетных направлений образования детей отмечается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (в сфере социального, физического, познавательно-речевого, художественного развития) [1].

В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи.

В зависимости от степени тяжести речевого дефекта различают четыре уровня речевого развития. Р.Е. Левина [1] выделяет три уровня, а Филичева Т.Б. [2] выделила четвертый уровень речевого развития.

У дошкольников с первым уровнем речевого развития отсутствует общеупотребительная речь. В общении они используют вербальные средства: звуки, звукоподражания.

На втором уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и лепетных слов, но и с употреблением достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке, о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.

Дети с третьим уровнем речевого развития уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи (описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.). Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи.

При четвертом уровне отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Однако остаются выраженными трудности в использовании сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными. Наиболее ярко эти особенности выступают в сравнении с нормой.

Проблема недоразвития связной речи приобретает особую актуальность при переходе детей с дошкольной на школьную ступень детства. Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Для старших дошкольников как раз в этом возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

В рамках обозначенной проблемы нами было проведено исследование в целях определения состояния связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Исследование опиралось на использование комплексного подхода, включающего в себя педагогические, психологические и логопедические направления. Реализация данного подхода осуществлялась в процессе комплексной диагностики связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад № 46» г. Кирова. В исследовании приняли участие старшие дошкольники с общим недоразвитием речи в количестве 10 человек. Дети были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. В целях комплексного исследования связной речи у детей мы использовали методику Глухова В. П., которая включает в себя серию заданий, а именно:

1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.

2. Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически.

3. Пересказ текста.

4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

5. Сочинение рассказа на основе личного опыта.

6. Составление рассказа-описания.

Для оценки выполнения заданий была применена бальная система. При обработке данных баллы суммировались по каждому заданию, группе заданий и методике в целом. Полученное абсолютное значение переводилось в проценты.

Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). [4] При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.

Результаты показывают, что большинство испытуемых экспериментальной (60%) и контрольной (50%) групп показали низкий уровень развития связной речи. Средний уровень развития связной речи в экспериментальной группе (40%), контрольной (50%).

По результатам проведенной нами диагностики связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи были выявлены: бедность словаря, ограниченность знаний о предмете рассказа, многочисленный аграмматизм при построении словосочетаний, однообразие используемых средств фразовой речи (короткие фразы, номинативные предложения), нарушения порядка слов в предложении, пропуски значимых элементов предложения, недостаточное количество сложных предложений и др. Чаще всего отмечались ошибки при построении предложений (пропуски слов, дублирование элементов фразы, застревание на отдельных словах). Исследование связей между предложениями показало, что дети с общим недоразвитием речи использовали лишь очень небольшое количество связующих элементов (лексические повторы, местоимения, союзы «и», «а»). Кроме того, выявлена низкая мотивация и познавательная активность у детей с общим недоразвитием речи при составлении рассказов по заданной теме. Для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.

Мы считаем, что одним из перспективных направлений по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи это использование метода наглядного моделирования. Моделирование рассматривается как особый вид знаково-символической деятельности, который позволяет педагогу представить предметы, явления, действия, понятия, эпизоды словесного текста с помощью упрощенных схематических изображений - символов, знаков. [4] Использование данного метода позволяет сделать восприятие словесного материала более доступным и интересным для детей, помогает планировать собственное речевое высказывание, создает визуальную опору для последующего пересказа, рассказа, позволяет варьировать, изменять, модифицировать задания при изучении разных тем.

 

Литература: 

1. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст]: учебное пособие / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина / Основы теории и практики логопедии. – Москва: Просвещение, 2009. – 159 c.

2. Филичева Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение [Текст]: учебное пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – Москва: Изд-во ГНОМ и Д., 2000. – 128 с.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи детей [Текст]: учебное пособие / В.П. Глухов. – Москва: АРКТИ, 2004. – 168 c.

4. Асанова Г.Р., Лебедева Н.В, Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В сборнике: Педагогика: Традиции и инновации. Материалы 4 Международной научной конференции.2013. С. 135–137