Дидактические игры как средство развития произвольного внимания детей 5-6 лет

Дата публикации: 2020-04-20 20:06:12
Статью разместил(а):
Емельянова Марина Викторовна

Дидактические игры как средство развития произвольного внимания детей 5-6 лет

Didactic games as a means of developing the voluntary attention of children 5-6 years old

 

Автор: Емельянова Марина Викторовна

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

E-mаil: marine.emelyanova@yandex.ru

Emelyanova Marina Victorovna

Vyatsky state University, Kirov, Russia

E-mаil: marine.emelyanova@yandex.ru

 

Аннотация: Внимание - это сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.  Внимание играет очень важную роль в познании окружающей действительности и в практической деятельности человека. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности, такой важной в старшем дошкольном возрасте, «на пороге школы». Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то развитие внимания должно проходить с помощью игровых приемов.

Abstract: Attention is the concentration of a person's consciousness on certain objects while simultaneously distracting from others. Attention plays a very important role in the knowledge of the surrounding reality and in the practical activities of a person. Attention plays a significant role in the regulation of intellectual activity, which is so important in older preschool age, "on the threshold of school". Since play is the leading activity in preschool age, the development of attention should take place with the help of game techniques.

Ключевые слова: Дидактические игры, произвольное внимание, дети 5-6 лет.

Keywords: didactic games, the voluntary attention, children 5-6 years old.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Система образования на современном этапе реализуется в соответствии с действующими нормативно правовыми документами, такими как закон Российской Федерации «Об образовании» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Задачи, которые регламентируют деятельность детского сада, обозначенные в ФГОС ДО, подчеркивают особую значимость полноценного развития ребенка, выполняющего роль субъекта познавательной деятельности.

Говоря о познавательной деятельности, отметим, что в понимании данной дефиниции вкладывается триединство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.

Проблема развития внимания у детей дошкольного возраста относится к числу наиболее актуальных и современных. «Делать учение занимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и не занимательных для них задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни в другую сторону, давая пищу пассивному вниманию и упражняя активное, которое хотя и слабо в ребенке, но может и должно развиваться, и крепнуть от упражнения» - писал К.Д. Ушинский.

Изучением внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги (Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева и многие другие).

Проблема развития произвольного внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. В настоящее время эта проблема наиболее актуальна. Старшие дошкольники, «на пороге школы», нуждаются в развитии внимания, как одного из компонентов, необходимого для успешного обучения в школе.

Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы при решении многих практических задач учебной и трудовой деятельности. Учитывая то, что произвольное внимание характеризуется рядом свойств, то целесообразно было отобрать ту методику, которая бы позволила обследовать произвольное внимание в комплексе. Изучив различные методики обследования внимания, я отобрала те, которые отвечают цели исследования.  Методика обследования внимания состоит из заданий, которые позаимствованы из методик разных авторов («Тест переплетенных линий» (модификация теста Риссу), «Запомни и расставь точки» (Немов Н.С.), «Диагностика распределения и концентрации внимания» (Э. Крепелин), «Красно-черная таблица» (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева).

Остановимся кратко на диагностике.

Методика 1: «Тест переплетенных линий» (модификация теста Риссу).

Цель: определение уровня развития устойчивости внимания.

Процедура выполнения задания: ребенку предлагается рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребенку следует проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии. При этом вслух называть номер начала линии и ее конца. Необходимо фиксировать время, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки. На все задание отводится не более четырех минут.

Оборудование: лист с переплетенными линиями, протокол для фиксации параметров, часы с секундной стрелкой.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем. Будь внимателен. На этом рисунке изображены линии, которые переплетены между собой. Необходимо проследить только глазами от начала до конца каждую линию: найти ее начало и конец. Приступай к работе».

Фиксируемые параметры: время выполнения, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки. 

Критерии оценки:  

- высокая устойчивость внимания – равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок (время 1 минута 20 секунд и менее);

- средняя устойчивость - без ошибок, время в пределах 1,5-2 минут (или 1-2 ошибки, но быстрее темп);

- низкая устойчивость - три (и более) ошибки за то же время.

Методика 2: «Запомни и расставь точки» (Немов Н.С.)

Цель: определение объема внимания.

Процедура выполнения задания: ребенок работает по инструкции с восемью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки - нанести их на пустую карточку за 15 секунд.

Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения, простые карандаши.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом ты сам будешь ставить точки в пустые клеточки в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Фиксируемые параметры: время выполнения; количество правильно воспроизведенных точек.

Критерии оценки:

Объем внимания оценивается по 10-балльной системе:

Уровни развития:

Высокий уровень: 8-10 баллов (воспроизведение 6-4 точек из 9);

Средний: 6-7 баллов (воспроизведение 3-4 точек);

Низкий 5-0 баллов (воспроизведение менее 2 точек);

Методика 3: «Диагностика распределения и концентрации внимания» (Э. Крепелин) 

Цель: Диагностика распределения и концентрации внимания.

Процедура выполнения задания: Проверить уровень развития способности к распределению внимания можно на простой модели, представленной в многочисленных вариантах корректурных проб (это могут быть буквенные, цифровые матрицы и листы 9-11 с любыми другими простыми фигурами).

Ребенок, просматривая в корректурной матрице каждую сторону последовательно, должен как можно скорее зачеркивать разными способами три каких-либо различных элемента матрицы. Например: ёлочку - поперечной чертой, мяч - вертикальной, а звездочку - крестиком. Необходимое время выполнения всей работы (максимум 5 минут). Через каждую минуту взрослый должен отмечать цветным карандашом на бланке (предупредив об этом заранее ребенка, чтобы не сбивать его темп работы) место текущего поиска заданных знаков.

Для такой пробы можно использовать обыкновенную колонку передовицы из газет, вычеркивая в ней три разные буквы в течение 5 минут.

Оборудование: Матрица с фигурами, простые карандаши.

Инструкция: «Перед тобой карточка с изображением напечатанных изображений. В каждой строчке зачеркивай карандашом только три изображения с поросятами. Если я буду своим карандашом ставить какие-либо знаки, не обращай внимания и продолжай работать. Приступай к выполнению задания».

Фиксируемые параметры: Время выполнения задания.

Критерии оценки: На основе полученных результатов нами были выделены три уровня концентрации и распределения внимания:

- высокий – 10 и менее ошибок;

- средний – 11-15 ошибок;

- низкий – 16 и более ошибок.

Методика «Красно-черная таблица» (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева). Цель: Оценка переключения внимания.

Процедура выполнения задания: Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице чёрные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т (1) фиксируется). Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т (2) фиксируется). Затем ребенка просят показывать попеременно чёрные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем (время выполнения Т (3) фиксируется).

Пришлось, так же, как и в первом случае, немного модифицировать методику под уровень развития детей старшего дошкольного возраста.  Методику определения показателей Т(1) и Т(2) мы оставили без изменения, а затем предложили каждому ребенку попеременно показывать черные и красные цифры в возрастающем порядке (Т(3)).

Оборудование: таблица с красными и черными числами от 1 до 12.

Инструкция: «Я покажу тебе таблицу с красными и черными цифрами от 1 до 12. Покажи мне на таблице чёрные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке, красные числа в убывающем порядке от 12 до 1, показывай попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем».

Фиксируемые параметры: время выполнения.

Критерии оценки:

Показателем переключаемости внимания являлась разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т(3) - (Т(1) + Т(2)).  

По результатам тестирования выделено три уровня переключаемости внимания:

- высокий уровень – показатель переключаемости ниже 20 сек;

- средний уровень – показатель переключаемости от 20 до 25 сек включительно;

- низкий уровень – показатель переключаемости выше 26 сек.

Проведя диагностику с целью определения уровня развития у 15 детей старшего дошкольного возраста, стало очевидным, что у детей недостаточный объем произвольного внимания, скорость и точность восприятия. Необходимость переключения внимания вызывала заторможенность действий у детей. Они часто задерживались на одном задании методики, забывали, что нужно искать. Таким образом, по результатам диагностики 6 детей показали высокий уровень, шестеро - средний, трое – низкий.

Обследование произвольного внимания показало, что произвольное внимание дошкольников 5-6 лет характеризуется рядом специфических особенностей:

- неустойчивость внимания;

- дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий и выполнении задания;

- дети с трудом концентрируются на определенном объекте;

- наблюдается большое количество ошибок;

- особенности произвольного внимания ярко проявляются в характере отвлечений, дети суетятся, переключаются с одного занятия на другое;

- отмечаются ограниченные возможности распределения и объема внимания;

- внимание снижается в условиях непривычной ситуации, когда необходимо действовать самостоятельно.

Проведенное обследование выявило необходимость педагогической работы по развитию произвольного внимания. Учитывая, что ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, можно предположить, что дидактические игры на развитие произвольного внимания могут быть эффективным средством развития произвольного внимания, если:

- игры будут подобраны в соответствии с возрастом детей;

- игры будут включены в ежедневное планирование, в различных видах деятельности, т.е. будет проводиться систематическая работа;

- игры будут подбираться с учетом индивидуальных особенностей детей, их предпочтений, что послужит стимуляцией мотивации к данному виду игр.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представленного опыта в работе со старшими дошкольниками использовались разнообразные дидактические игры, направленные на развитие произвольного внимания, в соответствии с перспективным планированием и учетом возраста воспитанников данной группы.

Дидактические игры включались во все виды деятельности, в ходе реализации режимных виды моментов года. Игры были использованы как в образовательной деятельности, так и в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей.

Дидактическая игры игра – сильный стимулятор слов умственного слуха и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе.

Проведение дидактических дети игр включало в себя:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснения хода и правил игры, при этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение детьми правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которых воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог слов направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются, можно двух судить об ИХ эффективности, о том, будет игра с интересом использоваться лишь в самостоятельной речи и деятельности ребят. При проведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Для поддержания устойчивого произвольного внимания в ходе педагогического процесса учитывались следующие условия:

- Отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности.

- Привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания.

- Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности.

- Создание благоприятных условий для деятельности, т.е.  исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая, негромкая звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его.

- Тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей.

На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Под влиянием игры внимание ребенка достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения.

В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в-третьих – вовремя переключать внимание, в-четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения. Для детей с невнимательностью характерно отсутствие предварительной готовности к активной работе на занятии. Они постоянно отвлекаются от основного вида деятельности. Мимика и поза очень ярко свидетельствуют об их невнимательности.

Главным показателем невнимательности являются низкая продуктивность и большое количество ошибок в выполняемой работе. Причинами низкой сосредоточенности в старшем дошкольном возрасте являются: недостаточная интеллектуальная активность; несформированность навыков и умений учебной деятельности; несформировавшаяся воля. При организации коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания.

К факторам привлечения внимания относятся:

- структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию);

- организация НОД (четкое начало и окончание; наличие необходимых условий для работы и т.д.);

- темп ведения НОД (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, при медленном – работа на захватывает ребенка);

- последовательность и систематичность требований взрослого;

- смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.

Таким дети образом, работа речи велась дети в течении речи двух недель. Для работы по развитию внимания использовала методы и приемы:

Наглядные (схемы, иллюстрации, карточки, таблицы, игрушки). Например:

- Схемы для конструирования различных фигур из счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша.

- Схемы составления цепочек

- Схемы путей — лабиринтов

- Иллюстрации для нахождения различий, ошибок, путаниц, различных головоломок, красочные иллюстрации героев игр.

- Карточки с цифрами, буквами, с предметными и сюжетными картинками. Игрушки - в роли гостя или героя игры.

Практические (показ воспитателя). Например: Посмотри и повтори. Выполнение по показу «Запретное движение».

Словесные (объяснение, беседы, рассказ). Например:

- Объяснение правил игры, заучивание считалок, кричалок, потешек ...

- Рассказ о животном в игре «Правда — неправда».

- Беседа в игре «Да и нет».

Работа велась в коллективной, подгруппами и индивидуальной форме. Дети отправлялись в путешествия, приходили на помощь героям сказок, строили города, искали и находили пути решения различных ситуаций. Научились читать схемы, карты, замечать всё и быть внимательными к каждому предмету комнаты, каждому ребёнку группы.

Заметить и определить, что изменилось во внешности ребёнка, после удаления какой-либо мелочи (например, резинки с волос девочки), либо удаления одной из игрушки или другого предмета. Научились играть, соблюдая правила игры и решая поставленную задачу (приложение2)

Учитывая особенности внимания детей, игры провожу с небольшой группой (4-6 человек).

Продолжительность НОД - 25 мин., построена таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим (это позволит сделать работу детей динамичной и менее утомительной). Для создания положительного психологического настроя, НОД начинаю и заканчиваю одними и теми же ритуалами. Продуктивность деятельности во многом зависит от положительной мотивации детей. Всевозможные игры (в т. ч. и подвижные), задания - «сюрпризы», использование игрушек - «помощников» позволяет сделать занятия не только полезными, но и интересными. Постоянным персонажем становится ворон - Мастер Внимайка, который задает детям вопросы, помогает, поощряет и критикует. По окончанию курса каждый ребенок получает «свидетельство» от Мастера Внимайки.

Для развития устойчивости внимания ребенку предлагался небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагаю, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, а). Фиксирую время и количество ошибок. Ежедневно отмечаю результаты в графике и анализирую их. Порадуйтесь вместе с малышом успехам. Затем для тренировки распределения и переключения внимания меняю задание. Например, так: «В каждой строчке зачеркни букву а, а букву п – подчеркни». Или так: «Зачеркни букву а, если перед ней стоит буква р, и подчеркни букву а, если перед ней стоит буква н». Фиксируйте время и ошибки. Не забудьте похвалить малыша. Упражнение «Что изменилось?»

Картинки «Найди отличие» имели успех у детей, т.к. они с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите ребенку взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть ребенок постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

Есть и такие упражнения на развитие концентрации внимания. Необходимо приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

Использовались игры на внимание с цветными палочками Кюизенера, с блоками Дьенеша, упражнения на развитие внимания в рабочих тетрадях, тренирующие у детей основные свойства внимания. Для активизации внимания применяю занимательный материал. Это загадки, пословицы, поговорки, головоломки, ребусы, лабиринты, путаницы.

При проведении этим образовательной и совместной деятельности, используя дидактическую игру, направленную на развитие произвольного внимания в режимных моментах в течении дня. Наблюдалось незначительное повышение уровня произвольного внимания, о чем свидетельствовали данные повторной диагностики. По ее результатам 8 детей показали высокий уровень, пятеро - средний, двое – низкий.

Однако необходимо отметить, что ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они закрепляют и расширяют знания, развивают умственные способности детей. 

Помимо достижения цели исследования, игра сплотила детей, помогла в формировании дружного коллектива. Игра воспитывает положительные отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, традициям, воспитание уважения к семье, к старшему поколению. В содержании раскрываются нравственные черты человека: доброта, справедливость, правдивость, честность, любовь к труду и трудолюбие, любовь к Родине. В игре формируются нравственные привычки самих детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий. Дети общаются друг с другом на основе общих интересов, выполнения совместных игровых действий, помогают друг другу, радуются общему успеху.

 

Список литературы:

1. Богомолов В.А. Тестирование детей // Психологический практикум В. А. Богомолов - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 - 352 с.

2. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2006.

3. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2004.

4. Добрынин Н.Ф. Вопросы психологии внимания. М.: Просвещение, 2002.

5. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития   познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» / Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М.—М.: АРКТИ, 1999 - 32 с.

6. Solso R., MacLin K. Experimental Psychology. 7 edition, 1994. – 418 р. (Солсо Р., Маклин К. Экспериментальная Психология. 7-е издание, 1994 год. – 418 страниц).