Реализация принципа экономической компетентности при подготовке современного специалиста

Дата публикации: 2019-01-12 21:16:48
Статью разместил(а):
Сергеева Марина Георгиевна

Реализация принципа экономической компетентности при подготовке современного специалиста

Realization of the principle of economic competence by training the modern expert

Автор: Сергеева Марина Георгиевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Sergeeva Marina Georgiyevna

Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

 

Аннотация: В статье доказана необходимость реализации обоснованного принципа экономической компетентности, устанавливающего соотношение между знанием как информацией и знанием как деятельностью при подготовке практико-ориентированных специалистов для рыночной экономики,  обогащающего современную дидактику непрерывного образования.

Abstract: In article need of realization of the reasonable principle of the economic competence establishing a ratio between knowledge as information and knowledge as activity is proved, when training the praktiko-focused experts for the market economy, continuous education enriching modern didactics.

Ключевые слова: Принципы экономического обучения и экономического воспитания, деятельность, профессиональная деятельность, экономическая деятельность, трудовая деятельность, принцип экономической компетентности. 

Keywords: Principles of economic training and economic education, activity, professional activity, economic activity, work, principle of economic competence.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан [2].

В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия, как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.

Понятие «принцип» определяется как основополагающая, фундаментальная идея, правило поведения и рассматривается как ведущее понятие, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения на другие явления той или другой области [1].

Теоретические основы профессионального обучения базируются на принципах: гуманизации и демократизации; профессионально-политехнической направленности соответствия требованиям современного производства; соединения обучения с производительным трудом, связи теории с практикой; профессиональной мобильности; модульности; сознательности, активности и мотивированности; доступности и наглядности; прочности овладения профессиональной компетентностью; целеустремленности, систематичности, последовательности обучения и др.

Являясь определяющими в организации и методике профессионального обучения, вышеуказанные принципы служат ориентиром для организации его целей и задач, способствуют правильной постановке процесса профессионально обучения, развитию педагогического и методического мастерства обучающегося. На их основе обеспечиваются сознательное, творческое отношение обучающихся к учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов; придается творческий и продуктивный характер процессу обучения и создаются оптимальные условия для него.

В работах А.М. Новикова [7], Т.Ю. Ломакиной [4] указывается, что в современных условиях концепция непрерывного профессионального образования должна рассматриваться как инструмент экономической политики, направленной на повышение конкурентной способности, достижение более полной занятости населения, обеспечение профессиональной мобильности работников в связи с внедрением новых технологий и  должна строиться на  основе следующих принципов: базового образования, многоуровневости, диверсисфикации, дополнительности базового и последипломного образования, меневренности, преемственности, интеграции образовательных структур, гибкости организационных форм.

Принцип базового образования означает, что для того, чтобы двигаться дальше в мире образования, необходимы базовые знания, а, по выражению А.М. Новикова, базовая общеобразовательная подготовка – это то, что соответствует «аттестату зрелости». Завершив эту образовательную программу, человек сможет выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию, чтобы получить базовое профессиональное образование как первое профессиональное образование независимо от уровня образования.

Принцип многоуровневости  предполагает наличие многих уровней и ступеней образования, что позволит вести подготовку специалистов разных уровней образования и квалификации, которые смогут найти себя на рынке труда.

Принцип диверсификации предполагает расширение видов деятельности системы образования и приобретение новых, не свойственных ей ранее форм и функций.

Диверсификация (от лат. diversicatio - изменение, разнообразие) в образовании означает переход от моноуровневой структуры образования к многообразию уровней форм получения образования. Она призвана расширить возможность самореализации личности.

Принцип диверсификации обеспечивает опережающий характер профессионального образования, в основе которого лежит идея профессионального развития личности, обеспечивающего формирование ее профессиональной мобильности и готовности к освоению новых и перспективных технологий и профессий, расширение опережающей подготовки кадров по этим профессиям.

Принцип дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного образования означает, что в условиях непрерывного образования каждый человек должен будет всю жизнь продолжать свое образование, независимо от принятия решения учиться или нет на следующем образовательном уровне.

Принцип маневренности образовательных программ означает, что существует вероятность смены человеком рода своей деятельности или получения параллельного образования в областях. Так, например, сегодня уже стало довольно распространенным явлением одновременное обучение студентов в двух образовательных учреждениях по разным специальностям или освоение двух специальностей в одном техникуме или вузе.

Принцип преемственности  предусматривает последовательность и согласованность в содержании профессиональных образовательных программ, формах и методах обучения, характере учебно-познавательной деятельности обучающихся. Необходимость обучения на основе принципа преемственности образовательных этапов диктуется непрекращающимся развитием общества, постоянным обновлением учебных планов и образовательных программ, совершенствованием технических средств обучения, изданием новых учебников и пособий, появлением новых педагогических технологий, способствующих повышению качества образования.  

Принцип интеграции образовательных структур означает, что одна и та же образовательная программа может осуществляться в образовательных учреждениях разных типов, превращая их в многопрофильные учебные заведения. Интеграцию содержания профессиональных образовательных программ следует рассматривать как построение системы непрерывного образования специалистов, а именно логическое соединение содержания нескольких профессиональных модулей в соответствии со структурой учебного плана профессии/специальности на основе последовательного повышения уровня квалификации (сложности видов деятельности).

Принцип гибкости организационных форм предполагает разнообразие форм обучения, их гибкость и вариативность для обеспечения свободного продвижения человека по образовательному пространству в условиях рыночной экономики, так как многие образовательные услуги стали платными, и не каждая семья может себе позволить выделить деньги из семейного бюджета на обучение.

Постиндустриальное общество можно интерпретировать как начало перехода к новому типу цивилизационного развития, формирование которого связано не только с технологической революцией, но и реформацией, критикой и пересмотром ряда прежних базисных ценностей техногенной культуры: идеалов потребительского общества, его отношения к природе, культу силы как основе преобразующей деятельности.

Перемены в социально-экономической жизни общества вызвали повышенный интерес современной профессиональной школы к экономической подготовке обучающихся, актуальность которой обусловлена необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, повышенными требованиями к личностным качествам будущих кадров рыночной экономики, способных действовать и адаптироваться в изменяющихся экономических условиях, оперативно реагировать на требования рынка труда, ориентироваться в потоках информации, готовых к дальнейшему непрерывному профессиональному саморазвитию и самореализации. На этапе развития международного рынка труда общество и государство заинтересованы в подготовке конкурентоспособных специалистов, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы, гибко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, знающих основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, владеющих инновационными методами развития предприятий.

Именно рыночная экономика в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться и в случае перемены работы или профессии, и в случае, когда человек остается на своем рабочем месте длительное время. Квалификация, приобретенная работником ранее, должна быть приведена в соответствие с изменяющимися квалификационными требованиями или доведена до уровня, требуемого для работы по новой профессии, новому виду трудовой деятельности. Рыночная экономика требует также постоянной оперативной подготовки кадров по новым профессиям, которых ранее не было.

Н.Е. Попова [8] отмечает, что экономические знания человека накапливаются, совершенствуются и, затрагивая его жизненные интересы, видоизменяются, поэтому они постоянно должны перерабатываться и переосмысляться, созда­вая некую систему экономического образования, которая включает в себя:

• единение трудового и экономического образования, формирование ценностных отношений, направленных на консолидацию общества (Л.Любимов);

• трудовое обучение с введением элементов хозрасчета, научной организации труда, проведение экономических расчетов при планировании и оценке проделанной работы;

• выработку компетенций для организации собственного поведения и защиты интересов при различных видах экономической деятельности;

• развитие практических навыков с привитием рачительного отношения к материальным ценностям, умение осуществлять покупки, управлять семейным бюджетом;

• налаживание еще в школе производительного, общественно по­лезного труда, трудового обучения;

• формирование в профильной школе правильного выбора учащимися жизненного и профессионального пространства.

История развития общества показывает, что под влиянием требований жизни меняются принципы обучения и воспитания, поэтому педагоги должны чутко реагировать на изменения и требования общества к человеку.

Мы солидарны с Н.Е. Поповой [8], что если за основу систематизации принципов взять междисциплинарность, то классификация принципов экономического обучения и экономического воспитания, по нашему мнению, может быть следующая:

1. Принцип иллюстративной модели. Образовательный процесс строится таким образом, что преподаватели средствами свое­го предмета иллюстрируют экономические понятия, законы, систе­мы, что позволяет «экономизировать» содержание тем по всем об­щеобразовательным предметам.

2. Принцип интегративности. Современная наука накопила достаточно знаний о природе, обществе, человеке, труде, технике, искусстве и т.д. Говоря об обществе, мы одновременно говорим о человеке, говоря о человеке – говорим о труде. Где труд – там экономика и техника. Все перечисленное может стать предметом изучения в рамках всех дисциплин и представлять собой единое целое, то есть интеграцию знаний. Приобщение обучающихся к научной интеграции становится насущной задачей профессиональной школы, так как это не ме­ханический перенос в обучение основных направлений наук, а осо­знанная необходимость.

3. Принцип конвергентности. Совпадение знаний, умений и на­выков по одному предмету со знаниями, умениями и навыками по другому предмету. Данный принцип помогает решить проблему выживания человека в условиях антропогенной нагрузки на биосферу, требует умения мыслить глобально и экономически оценивать раз­личные программы общественного развития на основе понимания системной сущности всех явлений и процессов, происходящих в мире. Таким образом, принцип конвергентности способствует глубо­кому изучению нескольких предметов одновременно.

4. Принцип эмерджентности. На основе сформированных знаний появляются совершенно новые знания, умения и навыки. Эмерджентные экономические знания можно представить в виде иерархической цепочки: формирование предпринимательских знаний, умений и навыков хозяйственной деятельности ⇒ формирование экономического образа мышления ⇒ формирование качества мыш­ления для исследовательской и аналитической деятельности ⇒ фор­мирование экономического мышления ⇒ формирование экономической компетентности.

5. Принцип смысловых поворотов. Смысловые повороты на экономические проблемы позволяют обобщить знания по другим предметам, обозначить взаимодействие экономики с другими дисциплинами, представить реальный вклад каждого предмета в раскрытие экономической содержательной линии, отраженной в стандартах образования по экономике.

Представленные принципы экономического обучения и экономического воспитания не равнозначны, но все они направлены на формирование духовно-нравственной, развитой, обученной и воспитанной личности, умеющей своим эко­номическим поведением доказывать правильность поступков.

Основываясь на известных принципах непрерывного образования, мы выделили принцип экономической компетентности, основанный на требованиях рыночной экономики к подготовке конкурентоспособных специалистов.

Обобщение педагогического опыта свидетельствуют о возрастании интереса к проблеме формирования экономической компетентности выпускников профессиональных образовательных учреждений.

Однако, до сих пор комплексного исследования проблемы формирования экономической компетентности в системе профессионального образования проведено не было. Кроме того, анализ научных исследований показывает, что профессиональные образовательные учреждения на данный момент не имеют научно обоснованной организации образовательного процесса, способствующего формированию экономической компетентности будущих специалистов, хотя в этом направлении имеются некоторые разработки в области философии, экономики, социологии, психологии и педагогики, но их результаты не обобщены и не систематизированы.

Технология формирования экономической компетентности у обучающихся профессиональных образовательных учреждений до настоящего времени не служила предметом специального исследования. Кроме того, глубоко не изучена роль современных информационных технологий, как мощного фактора формирования экономической компетентности выпускников профессиональных образовательных учреждений, не выявлены формы, методы, средства, а также критерии, показатели и уровни сформированности экономической компетентности в процессе обучения в учреждениях профессионального образования.

В основу определения экономической компетентности выпускника профессионального образовательного учреждения нами были положены понятия «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность», которые определяют терминологическое поле исследования и позволяют дать характеристику понятию «экономическая компетентность выпускника профессионального образовательного учреждения».

При выявлении сущности экономической компетентности мы исходим из  категорий: «деятельность», «профессиональная деятельность», «экономическая деятельность» и «трудовая деятельность».

Понятие «деятельность» в психолого-педагогической науке  определяется как «динамическая система взаимодействий  субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализации опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» [9].  Анализируя деятельность как категорию общественно-историческую, Б.Ф. Ломов подчеркивал, что ее необходимо рассматривать в связи с процессом производства, обмена, потребления, с отношением собственности на средства производства, с гражданским и политическим строем, с развитием культуры, идеологии, политики и т.д. [5].

Рассматривая деятельность в генетическом плане, следует подчеркнуть, что усвоение общественно-исторического опыта происходит из внешней сферы (экстраоризация) во внутреннюю, предполагая изменение  механизма  психического состояния  человека (интериоризация) и  его социального статуса.  Причем этот  процесс касается различных сторон деятельности (активность, поведение, учение, труд, работа). В контексте темы нашего исследования особое значение имеет усвоение новых видов деятельности, имеющей экономическую направленность.

Наиболее характерной для человека деятельностью является труд и  ее разновидность – профессиональная деятельность. Созданы схемы классификации профессиональной и трудовой деятельности.  Трудовая деятельность в них представляет собой систему, компонентами которой являются предметы и продукты, средства труда и люди как субъекты труда.  Под профессией обычно понимается типичная, исторически сложившаяся  форма деятельности, необходимая  в социальном отношении, для выполнения которой  работник должен  обладать определенной суммой  знаний, умений, навыков, а также иметь определенные способности и особенности личности [3].   Таким образом, профессия рассматривается всегда с двух сторон: с чисто профессиональной, где присутствуют такие характеристики как область применения,  сложность, техническая и технологическая оснащенность, организационные формы осуществления и др. Эта часть профессии носит название профессиограммы. Другая сторона профессии содержит характерологические и личностные особенности работника, владеющего профессией. Здесь могут содержаться сведения об интеллектуальных особенностях человека, в  т.ч. и его экономических  ценностей и отношений.

В рамках нашего исследования представляет особую  важность  точка зрения В.Д. Шадрикова, который делает акцент на понятие психологической структуры и психологической системы  деятельности в системогенезе профессиональной деятельности. «Как можно видеть, – пишет автор, – психологическая система деятельности включает  следующие основные блоки: мотивы профессиональной деятельности, цели профессиональной деятельности, программы деятельности, информационные основы деятельности, принятие решений, подсистемы деятельностно  важных качеств» [10].  На наш взгляд, все выделенные блоки имеют прямое отношение к  экономической компетентности обучающихся, поскольку говорить о её успешном формировании можно лишь при условии  представленности   каждого из этих компонентов в их профессиональной деятельности.

Исследуя далее диаду человек – профессия, мы обратились к понятиям «профессионализм, профессиональная компетенция и профессиональная квалификация» как более общим категориям профессии.

Квалификация (от лат. qualis – какой, какого качества и  facere  – делать) определяется  как  профессиональная зрелость, подготовленность индивида к профессиональной деятельности; наличие у работника знаний, умений, навыков и опыта, необходимых ему для качественного  выполнения определенной работы. Термин «квалификация» по своей сути многозначен.  Анализ различных источников (лингвистических, философских, педагогических и пр.) показывает, что главным образом он употребляется  в таких смыслах, как: качественность, особая характеристика деятельности; степень годности, подготовленности к какому-либо мастерству, виду труда, исполнительского искусства;   общественное признание, удостоверение той или иной степени этой годности;   уровень подготовленности выпускника профессионального учебного заведения;  профессия, специальность. Инвариантом смыслового значения термина «квалификация»  во всех  перечисленных смыслах является наличие у индивида способности качественно выполнять определенный вид труда.

Необходимо отметить, что существует точка зрения, что понятие «квалификация»  не отражает изменений, нарастающих в современном производстве, являясь слишком общим, теоретическим понятием.  Ядро квалификации (технические, профессиональные знания)  имеет свойство быстро устаревать. В связи с этим вместо термина «квалификация» используется «компетентность» (от лат. competens – надлежащий, способный), как более гибкое и прагматическое  понятие, стержень которого – личностные качества работника: инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные умения, способность к самосовершенствованию, способность логически мыслить, отбирать и использовать информацию и т.д. Компетентность  при этом рассматривается как мера соответствия знаний, умений, навыков и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

Все выше изложенное позволило нам экономическую компетентность рассматривать как интегральную качественно-профессиональную характеристику личности, включающую экономические компетенции, формирующие экономически значимые качества личности (конкурентоспособность, инициативность, мобильность, предприимчивость,  самостоятельность в принятии решений, критичность мышления) и отражающую готовность и способность эффективно осуществлять профессиональную деятельность в различных сферах и сегментах экономики посредством выстраивания своей профессиональной карьеры, исходя из своих индивидуальных ценностей и проецируя их в соответствии со стратегией развития общества, нравственными основаниями и правилами.

Экономические компетенции мы рассматриваем как открытую систему знаний, умений, навыков, опыт практической экономической деятельности и личной ответственности, которая активизируется и пополняется в процессе профессиональной деятельности по мере возникновения реальных экономических проблем, с которыми сталкивается выпускник профессионального образовательного учреждения.

Проведенный анализ классификаций компетенций по различным основаниям (контекст решаемых задач: общекультурные и профессиональные; уровень распространения компетенций: корпоративные, менеджерские, профессиональные; уровень развития: пороговые, дифференцирующие; сущность и содержание: когнитивные, личностные, функциональные, социальные и др.) позволил нам разработать структуру экономической  компетентности обучающихся, включающую следующие экономические компетенции: ключевые; профессиональные; дополнительные.

Основанием выделения данной структуры экономической  компетентности послужил отбор содержания модулей изучаемых дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины – ключевые компетенции; общепрофессиональные дисциплины – профессиональные компетенции; специальные дисциплины (профессиональные модули) – дополнительные компетенции.

Предложенная структура позволяет сформировать выпускника профессионального образовательного учреждения, обладающего соответствующими компетенциями, то есть способного:

· обладать не только базовыми экономическими знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями специалиста, мотивами его экономической  деятельности, пониманием им себя в экономическом мире, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его экономической культурой;

· уметь проводить деловые встречи и беседы, деловые совещания, вести деловую переписку, общаться, слушать, владеть деловым этикетом, обладать культурой речи, уметь обсудить проект, план, программу, технологический процесс, принять участие в создании совместных проектов, реконструкции производства, выступить с отчетом, докладом;

· уметь сознательно контролировать результаты своей экономической деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений, быть креативным, инициативным, нацеленным на сотрудничество, сотворчество, уверенным в себе, склонным к самоанализу, способным к предвидению. Это достигается при формировании устойчивой мотивации к выполнению экономической деятельности, личностной значимости экономической деятельности и индивидуального стиля решения экономических задач.

В результате проведенного исследования нами выделены уровни непрерывного экономического образования в системе профессионального образования (базовый, профессиональный, дополнительный), которые  позволяют обучающимся после завершения обучения на определенном уровне выполнять необходимые трудовые действия и занимать соответствующие должности.

Целью базового уровня экономического образования в системе профессионального образования – формирование знаний и мотивов грамотного потребительского поведения в рыночной экономике, формирование дифференцированных начальных знаний по экономике с возможностью использовать их в повседневной жизни.

Цель профессионального уровня экономического образования в системе профессионального образования –  подготовить обучающихся к занятию рядовых должностей, требующих профессиональной экономической подготовки (табельщики, техники-нормировщики, учетчики, секретари-референты и т.п.).

Цель дополнительного уровня экономического образования в системе профессионального образования –  подготовка выпускников к непосредственной практической экономической деятельности в контексте творческого подхода: в областях маркетинга, рекламы, торгового дела; анализа хозяйственной деятельности предприятий; выявления резервов роста, составления планов и прогнозов; генерирования эффективных идей в нестандартных экономических ситуациях; преподавательской деятельности в области экономических дисциплин; научно-исследовательской деятельности.

Разработанные нами уровни непрерывного экономического образования (базовый, профессиональный, дополнительный) в системе профессионального образования конгруэнтны экономическим компетенциям (ключевым, профессиональным, дополнительным) и предполагают переход от одной ступени экономического образования к другой, сохраняя преемственность, универсальность, целостность профессионального образования, учитывая психолого-возрастное развитие личности,  предоставляя выпускникам после завершения обучения на определенном уровне непрерывного экономического образования занимать соответствующие должности.

Таким образом, принцип экономической компетентности, устанавливающий соотношение между знанием как информацией и знанием как деятельностью, отражает необходимые требования по формированию в процессе непрерывного экономического образования конкурентоспособной личности, обладающей определенным уровнем экономических компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в различных сферах и сегментах экономики и способной решать практические задачи.

 

Список литературы:

1.

Кондаков М.И. Краткий педагогический словарь пропагандиста. М., 1984. С.202. 

2.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

3.

Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. – М.: Изд-во МГУ, 1986. –    С. 3 –  15.

4.

Мачехина  О.Н.  Формирование  социальной  компетентности  старшеклассников  на  основе  проектно-контекстного  подхода  в  современном  образовательном  процессе / О.Н. Мачехина //  Преподавание  истории  в  школе.  Спецвыпуск.  №  5,  апрель  2007.  —  С.  15—19.

5.

Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений// Психологический журнал. – 1981. – Т.2. –  № 1. – С.3 – 17.

6.

Магин В.А. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры: Монография. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2006.

7.

Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Эгвес, 2000. – 272 с.  

8.

Попова Н.Е.. Наследство для «Нашей новой школы»//«Экономика в школе». № 1(55) 2011. С. 11-24.  

9.

Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. – М., 1995. – С. 84.

10.

Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. - М.: Логос, 1998. - 320 с.