Исследование нарушений связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 2020-04-14 19:52:43
Статью разместил(а):
Бояринцева Александра Валерьевна

Исследование нарушений связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Research of disorders of coherent speech of preschool children with General speech underdevelopment

 

Автор: Бояринцева Александра Валерьевна

ФГБОУ ВО "ВятГУ ", г. Киров, Россия

e-mail: bulycheva1974@mail.ru

Boyarintseva Alexandra Valeryevna

Vyatsky State University, Kirov, Russia

e-mail: bulycheva1974@mail.ru

 

Аннотация. В статье проведено исследование нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Изучены подходы к определению основных составляющих связного высказывания. На основе анализа специальной литературы раскрыты особенности нарушений связной речи, рассмотрены основные методики изучения состояния связной речи, представлены результаты исследования уровня развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Annotation. In the article, a study of violations of coherent speech in preschool children with a general underdevelopment of speech. The approaches to the definition of the main components of a coherent utterance are studied. On the basis of the analysis of the special literature, the peculiarities of violations of coherent speech are revealed, the main methods of studying the state of coherent speech are discussed, and the results of a study of the level of coherent speech in preschool children with general speech underdevelopment are presented. 

Ключевые слова: связная речь, связное высказывание, логическая последовательность высказывания, нарушение связной речи.

Keywords: coherent speech, coherent utterance, logical sequence of utterances, violation of coherent speech. 

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В последние годы наблюдается устойчивый ростр речевых нарушений у детей, при этом характер речевых патологий имеет комбинированную форму. Все чаще у дошкольников диагностируется "общее недоразвитие речи". При общем недоразвитии речи возникают различные сложные речевые нарушения, при которых у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Системное недоразвитие речевой деятельности детей приводить к значительной задержке в овладении навыками связной речи.

На момент поступления в школу уровень развития связной речи у детей с различными нарушениями речи значительно отстает от нормы, что препятствует полному освоению школьной программы. Низкое формирование речевой и коммуникативной компетентности, возникающее при речевых расстройствах, является причиной дальнейшей коммуникативной дезадаптации. Правильно организованная и своевременная коррекция нарушений связной речи имеет первостепенное значение в общем комплексе корректирующих и логопедических мероприятий [5].

Изложение основного материала статьи. Обладая достаточно развитым словарным запасом, чтобы строить свои собственные высказывания, дошкольники с ВНР практически не общаются с другими и сверстниками и лишены возможности словесного общения, поскольку приобретенные ими речевые формы не предназначены для полного удовлетворения потребности в общении. Отмеченные отклонения в процессе онтогенеза, вызванные непосредственно характером речевых нарушений, препятствуют полному и своевременному развитию речевого общения, которое развивается у дошкольников с ОНР значительно позже, чем у детей с нормативным развитием речи и в основном связано с их физиологическими потребностями.

Высказывания дошкольников с ОНР (например, пересказы, описательные истории) характеризуются нарушением последовательности и связности изложения, лексическими заменами, смысловыми пропусками, низким уровнем сформированности фразовой речи, большим количеством грамматических ошибок и многими другими признаками [4].

Л.Н. Ефименкова подчеркивает, что, дети с общим недоразвитием речи не могут в полной мере овладеть навыками связной речи без специально организованной коррекционной подготовки. Автор отмечает, что дошкольники с общим недоразвитием речи имеют следующие недостатки в овладении связным языком: недостаточная способность отражать причинно-следственные связи между событиями, узкое восприятие действительности, отсутствие языковых средств, трудности в планировании монолога, отсутствие связности, последовательности и логичности высказываний. Наличие у детей с общим недоразвитием речи вторичных отклонений в развитии основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и т.д.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.

Развитие связной речи, умения осмысленно, последовательно и логично строить высказывания является одним из основных и наиболее сложных направлений в коррекционной подготовке старших дошкольников с речевыми проблемами. Формирование красивой, лексически богатой, правильно грамматически и синтаксически сформированной речи у детей с общим недоразвитием речи имеет первостепенное значение для перехода дошкольников к новой учебной деятельности. Так как от уровня, развития связного высказывания в дальнейшем зависит успешность детей в школе: овладение навыками учебного монолога, грамотность, письменность, умение донести свои, мысли и знания до учителя. В настоящее время очевидна необходимость поиска, наиболее эффективных приемов и методов для развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. При построении логопедических занятий нужно подбирать соответствующий речевой материал, который моделирует ситуации, стимулирующие потребность детей в речевых высказываниях.

В рамках обозначенной проблемы нами было проведено исследование в целях определения состояния связной речи у дошкольников с ОНР. Исследование опиралось на использование комплексного подхода, включающего в себя педагогические, психологические и логопедические направления. Реализация данного подхода осуществлялась в процессе комплексной диагностики связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Исследование проводилось на базе МКДОУ д/с «Теремок» комбинированного вида, ЗАТО Первомайский Кировской области. Экспериментальная группа состояла из 15 детей в возрасте 5-6 лета. В соответствие с заключением ПМПК дошкольники имеют ОНР III уровня. Контрольная группа также состояла из 15 детей в возрасте с нормативным речевым развитием. Всего в обследовании участвовало 30 дошкольников.

Для выявления уровня, развития связной речи детей использовались тестовая методика диагностики устной речи В.П. Глухова [2] и методика обследования связной речник Л.Н. Ефименковой [3]. Для оценки выполнения заданий была применена бально­-уровневая система. При обработке данных баллы суммировались по каждому заданию, группе заданий и методике в целом. Полученное абсолютное значение переводилось в проценты. Максимальная оценка определялась в соответствии с числом заданий серии и количеством испытуемых.

Оценка выполнения заданий на составление различных видовой рассказа составлялась из показателей, характеризующих уровень овладения детьми навыками связной речи. Во время исследования были определены: объем рассказа, связность, последовательность и полнота изложения; смысловое соответствие исходному тексту, наглядному сюжету и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характере грамматических ошибок. При затруднениях в составлении рассказов, длительных паузах, перерывах в повествовании, детям оказывалась помощь в виде, последовательного использования побуждающих, наводящих или уточняющих вопросов.

Исследование состояния связной речи начиналось с изучения медицинской и педагогической документации на каждого ребенка. Дополнительные анамнестические сведения былина получены из бесед с воспитателями. Исследование проводилось индивидуальным способом в несколько приемов. Все задания предлагались детям последовательно, в разные дни и утренние часы.

Комплексное исследование включало четыре экспериментальных задания. Были изучены навыки детей в составлении:

1.      Пересказа ранее знакомого текста.

2.      Рассказа по серии сюжетных картин.

3.      Рассказа по ранее виденному.

4.      Рассказа-описания.

Анализ результатов выполнения первого задания пересказа сказки показал, что затруднения у детей экспериментальной группы чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и ритмизированного повтора. Только двое детей справились с заданием удовлетворительно. В пересказах остальных детей наблюдались нарушения связности изложения: многочисленные повторны фраз и слов, искажения синтаксической связи между словами в предложениях, пропуски или «обхождение» трудных слов. Наблюдалась ограниченность словарного запаса, незнание названий некоторых предметов. У пятерых детей трудности в составлении пересказать носили резко выраженный характере (смысловые ошибки, нарушения связности, пропускник фрагментов текста). Двое из детей с низкими показателями ограничились лишь простым перечислением действий.

Выполнение второго задания - составление рассказа под серии сюжетных картин вызвало большое количество затруднений у детей экспериментальной группы. Практически всем детям потребовалась помощь: в разложении картинок, нужны были вспомогательные вопросы, указание на, соответствующую картинку или конкретную деталь. Для всех испытуемых были характерны затруднения при, переходе от одной картинки к другой, перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа. Практически все испытуемые не учитывали детали в картинках. Дети пытались переложить картинки.

Результаты выполнения второго задания показали, что у дошкольников с ОНР возникали трудности в полной и точной передаче событий, отсутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации. Исследование выявило достаточно низкий уровень использования детьми фразовой речи. У детей наблюдалось неточное употребление слов и аграмматичное построение фраз. У шестерых детей различные нарушения при составлении рассказа былина резко выражены: рассказ практически сводился к ответам на вопросы и терял характер связного повествования.

Третье задание - составление рассказа на тему: «В зоопарке». В целях облегчения поставленной задачи испытуемому предварительно давался план рассказа, состоящий из четырех вопросов-заданий. После этого ребёнок составлял рассказ самостоятельно.

Анализ рассказов показал, чтоб это задание вызвало наибольшие затруднения у детей с ОНР. Только у одного| ребенка с речевым недоразвитием фразовые ответы содержались во всех фрагментах рассказа, у большинства детей фразовые ответы отсутствовали или заменялись простым перечислением предметов и действий. При составлении рассказов дети использовали короткие фразы - в 2-4 слова. Для всех испытуемых были характерны паузы в повествовании и трудности в подборе слов. Это свидетельствует о низком уровне использования самостоятельной фразовой речи, что затрудняло детям составление связного развёрнутого сообщения.

Шесть детей затруднились составить рассказ, он состоял из перечня названий животных и действий, потребовалась помощь логопеда. Один ребенок с заданием не справился.

Четвертое задание составление рассказа-описания предмета. У одного ребенка рассказ был составлен логично, но проявлялась стереотипность оформления высказывания, бедность словарного запаса, аграмматизмы.

Остальные дети ограничивались перечислением признаков. В тексте наблюдались паузы, неточное использование слов. В рассказах детей недостаточно полно представлены основные свойства и детали предмета, отсутствовала логико-смысловая связь и последовательность в описании. Почти у всех детей наблюдалась бедность использования языковых средств, трудности в использовании прилагательных.

У шестерых детей задание вызвало особые затруднения, детки не смогли составить драже короткий описательный рассказ, поэтому им был предложен для пересказа образец описания, данный логопедом.

Детки контрольной группы достаточность успешно выполнили все задания. Данные нашего исследования выявили у детей контрольной группы хороший и удовлетворительный уровень развития связной речи. Рассказы детей соответствовали ситуации, события повествования располагались в правильной последовательности. Пересказы, рассказы по картинкам и рассказы-описания составлены достаточно грамотно, но наблюдались единичные случаи поиска слов. Рассказы детей контрольной группы отличались большим объемом, в сравнении с экспериментальной группой. Анализ самостоятельности показал, что только некоторые дети в группе с нормальным речевым развитием нуждались в помощи логопеда при построении высказываний.

Количественные данные показали, что детей с ОНР с хорошим уровнем развития связной речи, выявлено не было, удовлетворительный уровень отмечен у только у 1 ребенка - 6,7 %, недостаточный уровень у 8 детей - 53,3%, низкий уровень выявлен у 6 человек, а это 40% всей группы обследованных детей.

У детей с нормальным речевым развитием низкого и недостаточного уровня не выявлено. У 8 детей контрольной группы удовлетворительный уровень - это 60%, хороший уровень сформированности связной речи, у 6 детей, что составляет 40% дошкольников.

Результаты констатирующего эксперимента, показали, что детки с экспериментальной группы испытывали серьезные затруднения при выполнении всей серии заданий, у обследованных детей были отмечены серьезные недостатки связной речи.

- Составление фраз-высказываний дети подменяли простым перечислением изображенных событий, наблюдалось отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, для составления фразы детям требовались дополнительные вопросы, указывающие на выполняемое действие или предмет. Для речи детей с общим недоразвитием речи III уровня, характерным было: наличие пауз с поиском нужного слова; нарушения в грамматическом оформлении высказываний - ошибки в употреблении словоформ. При составлении фразы, дети нарушали порядок слов, наблюдались ошибки в и синтаксической связи между предложениями.

- Речь детей с ОНР интонационно не окрашена, монотонная и тихая.

- В рассказах детей, в большинстве случаев, были отмечены нарушения связности повествования: пропуски моментов действия или| героев, незавершенность фрагментов, отсутствие связи между частями рассказа, нарушение логической последовательности изложения. Также, были отмечены бедность и однообразие детской речи, выраженные в употреблении коротких фраз и недостаточном употребление распространенных предложений.

- Была выявлена ограниченность словарного запаса у детей 5-6 лета с ОНР третьего уровня, особенно по таким лексическим понятиям, как названия деталей предметов, качественные характеристики предметов - цвет, объем, параметры. Серьезные затруднения дети испытывали при поиске обобщающих слов, синонимов, антонимов, определении пространственного расположения предметов, использовании временных связей.

- У детей экспериментальной группы обнаружились особенности некоторых психических процессов: наблюдались трудности в приеме и запоминании инструкции, недостаточность переключения внимания, быстрая истощаемость деятельности. Нарушения в эмоционально-волевой сфере проявились в снижении интереса к заданию, неусидчивости, эмоциональной возбудимости, в некоторых случаях отказе от выполнения задания.

Выводы.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что связная речь у старших дошкольников с ОНР находится на достаточно низком уровне в сравнении с контрольной группой детей. Дети не могут логично и последовательно излагать свои мысли; испытывают сложности при конструировании высказывания, в соединении отдельных смысловых частей текста в единое целое, в выделении главных структурных элементов текста (начало, середина, конец), их рассказы недостаточно развернуты и последовательны, в основном состоят из простых предложений. Для самостоятельных высказываний дошкольников с ОНР характерны употребление преимущественно коротких фраз, характерны многочисленные ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе правильных по смыслу слов.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что процесс развития связной речи у старших дошкольников с ОНР не может развиваться самостоятельно, для этого необходима специальность организованная и систематическая коррекционная работа с помощью включения в учебный процесс интегрированных занятий с использованием сказки.

 

Литература:

1. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи, детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. - М., 2007. - 68 с.

2. Глухов В.П. Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи, старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. // Логопедия. - 2005. - № 3. - 125 с.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи.). Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1981. - 112 с.

4. Жулина Е.В., Барабанова Л.Б. К вопросу коррекции средствами сказки недостатков связной речи, у детей с общим недоразвитием речи. / Е.В. Жулина, Л.Б. Барабанова // Вестник Мининского университета. 2016. №4. 147 с.

5. Жулина Е.В., Белов С.В. Особенности коммуникации детей с нарушениями речи /Е.В. Жулина, С.В. Белов // Вестник Мининского университета. 2007. № 23 (28). С. 42-57.