Практическая подготовка будущих менеджеров посредством технологии «Учебная фирма»

Дата публикации: 2019-01-12 21:15:31
Статью разместил(а):
Сергеева Марина Георгиевна

Практическая подготовка будущих менеджеров посредством технологии «Учебная фирма»

Practical training future managers through technology "Educational firm" 

 

Автор: Сергеева Марина Георгиевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Sergeeva Marina Georgiyevna

Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Аннотация: В статье описана педагогическая технология «Учебная фирма», применяемая при проведении практических занятий для подготовки востребованного специалиста на рынке труда.

Abstract: In article the pedagogical technology "Educational Firm" applied when carrying out a practical training to training of the popular expert in labor market is described.

Ключевые слова: педагогическая технология, инновационный метод, специалист, профессиональное образование, педагогические задачи.

Keywords: pedagogical technology, innovative method, expert, professional education, pedagogical tasks.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

Эффективное внедрение инновационных образовательных технологий предполагает развитие системы обучения и воспитания, совершенствование педагогических методов и методик. Использование новых технологий при решении конкретных образовательных проблем требует их приспособления к особенностям управления, традициям, масштабам и уровням социальных систем, что, в свою очередь, обуславливает создание и развитие инновационного метода, основанного на новых для традиционной науки идеях и принципах. Инновационный метод можно рассматривать в виде различных форм: инновационных игр, игровых программ, предписывающих способы и средства мыслительной работы группы по решению проблем, использования методов моделирования, модульного обучения, ролевых игр, метода кейс - стади, метода «мозгового штурма», метода проектов, метода модерации, деловых игр и многих других.

Поиск направлений совершенствования качества подготовки специалистов в условиях формирующегося рынка труда, с од­ной стороны, и удовлетворения запросов личности в образова­тельных услугах  - с дру­гой, заставляют образовательные заведения пересматривать    технологию образователь­ного процесса. Инновационные процессы в образовании подразумевают разработку новых методов и приемов обучения, создание новых форм орга­низации учебного процесса, использование новых средств обучения. Центральной частью подго­товки специалистов в учебном заведении является профессиональное и специальное образование. Подготовка специали­стов высшей профессиональной школы отличается классом профес­сиональных задач, которые должны решать специалисты, а это требует и других форм, методов и средств обучения.

В системе высшего образования должен быть более ярко выражен творческий подход, предполагающий усиление внимания к модели­рованию профессиональной деятельности в учебном процессе, поэтому про­блема разработки технологий обучения является весьма актуальной. Для решения проблемы необходимо последовательно проводить анализ состояния процесса обу­чения в вузе, анализ и оценку исследований, проводимых в области технологий обучения, а также основных задач, стоящих перед вузами на современном этапе. 

Анализ теории профессионального образования и практической деятельности показывает, что качество под­готовки студентов во многом зависит от жела­ния молодых людей обучаться, от их потребности в но­вых знаниях, необходимой информации, а также доверия к преподавателю как специалисту, который не только в те­ории, но и на практике знает преподаваемый предмет. В отношении коллектива своего подразделения или предприятия в целом предпринимательское мышление означает способность понимать и отстаивать общие интересы, в том числе интересы своего предприятия, готовность способствовать повышению квалификации своих коллег, сотрудников по работе, стремление к улучшению имиджа и укреплению позиций своего предприятия на рынке.

При формировании профессиональных компетенций большое значение имеют активные методы обучения, которые в зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками делят на неимитационные (проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа и др.) и имитационные  - неигровые (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, упражнения – действия по инструкции и др.) и игровые (имитация деятельности на тренажере, разыгрывание  ролей, деловая игра, модерация и др.). 

Сравнительный анализ использования имитационных методов обучения  выявил достоинства (деятельностный характер обучения, организация коллективной мыследеятельности, использование группы  как средства развития индивидуальности и т.д.) и недостатки (неэффективное использование при работе с большой аудиторией обучающихся, требует много времени при подготовке к занятию и т.д.) данных методов, позволив нам обозначить особенности применения имитационных методов обучения при формировании профессиональных компетенций: соотнесение с  компетентностной моделью выпускника, необходимость  совершенствования  педагогического мастерства преподавателя, применение системы имитационных методов обучения  –  «Учебная Фирма».

Внедрение новых педагогических технологий, изменение стиля работы современного преподавателя требует внедрения и новых обучающих технологий, меняется подход к организации профессионального обучения в различных профессиональных заведениях. В связи с формированием информационного общества в процессе обучения главным становится не сообщение студенту определенной информации, а формирование у него умения самостоятельно приобретать знания, учиться на протяжении всей жизни. В этой связи открываются большие возможности для внедрения в учебный процесс технологии "Учебная фирма", которая была апробирована нами в процессе исследования на разных образовательных уровнях и рассматривается нами как систематизированная совокупность имитационных методов обучения и имеет все характерные методам признаки (определенные форма и управление познавательной деятельностью обучающихся; специфическое усвоение знаний обучающимися; управление и обмен познавательной информацией между обучающимися и преподавателем; стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся; контроль за эффективностью учебного процесса). Такой метод обучения предоставляет преподавателю возможности:

· в организации образовательного процесса - спроектировать элементы образовательной деятельности на рабочем месте;  создать имитацию будущей реальной профессиональной деятельности обучающегося;  совместить цели обучения с коммерческими задачами; показать обучающимся на практике межличностные отношения в рыночных условиях и др.; 

· в постановке педагогических целей обучения - существенно сократить разрыв между процессом образования и требованиями рынка труда; установить  новые взаимоотношения между обучающимися и преподавателями; сформировать и развить личностные качества обучающихся в профессиональном, управленческом и этическом планах; повысить мотивацию обучающихся на выбранную специальность; приобрести опыт работы в команде и др.;

· в решении педагогических задач - совершенствовать качество подготовки конкурентоспособного на рынке труда специалиста, обладающего определенным уровнем профессиональных компетенций; повышать его способность  адаптироваться к новым видам и условиям экономической деятельности; мотивировать обучающихся на постоянное повышение своего профессионального мастерства, привить навыки  быстрой ориентации в потоке информации и др.

Цели создания новых обучающих методик "Учебные фирмы" (УФ) в образовательном процессе:

- Существенное сокращение разрыва между процессом образования и требованиями рынка труда путем максимального приближения условий работы УФ к условиям работы в реальных фирмах по выбранным направлениям (коммерция, производство, торговля и т.д.) 

- Совершенствование качества профессионального образования за счет определенной реструктуризации практического обучающего блока, как важнейшего элемента образовательного процесса

- Установление новых взаимоотношений, как между студентами, так и между преподавателями и студентами в рамках работы учебной фирмы. 

-  Значительное повышение требований к уровню практических знаний и умений преподавателей-консультантов, которые должны основываться на современных условиях экономических и трудовых взаимоотношений в государстве.

- Проявление студентами своих личностных качеств в профессиональном, управленческом, этическом планах, рост их мотивации в обучении по выбранной специальности, умение работать в команде, коллективе. 

- Приобретение опыта работы в рыночных условиях, но безопасных для бизнеса. Это может исключить значительные ошибки выпускников уже в условиях реального бизнеса.

- Проведение занятий с использованием элементов модульного обучения, методов модерации, методов проектов, игровых технологий, методов кейсов, что дает преподавателю использовать свой творческий потенциал в полном объеме, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство и отвечать требованиям времени в условиях развивающихся инновационных  образовательных технологий.

- Возможность преподавателя осуществлять межпредметные связи по предпринимательству, делопроизводству, менеджменту, маркетингу, управленческой психологии, бухгалтерскому учету, правовым дисциплинам.

В основе организации работы учебной фирмы лежат следующие критерии: обучающая направленность фирмы в условиях,  приближенных к реальным; динамическое развитие форм деятельности учебной фирмы, включая работу в сети (т.е. работу с другими фирмами); подготовленность студентов к работе в учебной фирме, требования по знаниям и умениям на периоды начала и окончания деятельности в фирме; структура учебной фирмы строится от простого к сложному определенными модулями; в  рамках работы в учебной фирме студент имеет так называемое право на ошибку; не предполагается какого-либо одного правильного решения проблемы; иная роль преподавателя - здесь он не инструктор, а координатор работы; принцип коллективности, а не индивидуальности в работе, умение работать в команде; широкая взаимосвязь различных видов деятельности в рамках работы учебной фирмы; постоянная ротация кадрового состава учебной фирмы для наиболее эффективного результата в овладении умениями и навыками при работе на разных должностях; постоянный контроль и самоконтроль работы всех сотрудников и фирмы в целом для выявления положительных и отрицательных тенденций в функционировании учебной фирмы и повышение эффективности ее деятельности.

Рассматривая эти критерии, можно выделить необходимость определенной практической подготовки студентов на базовом и продвинутом уровнях работы в УФ, которая поможет им сформироваться в рамках цивилизованных экономических взаимоотношений в условиях максимально приближенных к реальным условиям не только российского, но и международного рынка товаров и услуг. Для обеспечения этой подготовленности и предусмотрен подготовительный имитационный практикум «Учебная фирма».