Формирование диалога у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 2020-04-11 17:17:08
Статью разместил(а):
Гибадуллина Виктория Дмитриевна

Формирование диалога у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами совместной игровой деятельности

Dialogue formation among preschoolers with general speech underdevelopment by means of joint game activity

 

Автор: Гибадуллина Виктория Дмитриевна 

Вятский государственный университет, г. Киров, Россия

e-mail: gibadullina.viktoriya.95@mail.ru

Gibadullina Viktoriya Dmitrievna

Vyatka State University, Kirov, Russia

e-mail: gibadullina.viktoriya.95@mail.ru

Аннотация. В настоящее время одной из актуальных проблем в теории и практике логопедии является проблема развития диалогической речи у детей, имеющих нарушения речи, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. В данной статье рассмотрено применение совместных игр в работе логопеда по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Правильно подобранная серия совместных игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей может способствовать преодолению нарушений речи в логопедической работе.

Annotation. Currently, one of the pressing problems in the theory and practice of speech therapy is the problem of the development of dialogical speech in children with speech disorders, since speech, as a means of communication and an instrument of thinking, arises and develops in the process of communication. The main content of children's communication in the middle of preschool age is the common cause - the game. This article discusses the use of joint games in the work of a speech therapist to overcome speech disorders in children of preschool age with a general speech underdevelopment.  A correctly selected series of joint games, taking into account age and individual characteristics, can help to overcome speech disorders in speech therapy work. 

Ключевые слова: дошкольники, общее недоразвитие речи, игровая деятельность.

Keywords: preschoolers, General underdevelopment of speech, play activity.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

Введение.

Одной из актуальных проблем в теории и практике логопедии является проблема развития диалогической речи у детей, имеющих нарушения речи, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Связная речь –это единое по смыслу и структуре целое, которое7 включает в себя связанные друг с другом и тематически объединенные отрезки, которые имеют завершенность. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (диалогической, монологической) речи. Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. 

Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. 

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируются, или перестраиваются, психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными. 

Уровень сформированности логических операций детей, вошедших во вторую группу, ниже возрастной нормы. Речевая активность у них снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность удержать словесный ряд. 

Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши [6] и В.В. Коржевиной [6] отмечается, что: 

1. У дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы.

2. Имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений.

3. Преобладающая форма общения с взрослыми у детей 4 - 5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме. 

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский [7] отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский [7] Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития». Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируются, или перестраиваются, психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными. 

Методология и результаты исследования.

Проблемой общего недоразвития речи занимались многие исследователи, среди них Л.С. Волкова [1], Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова [2], Р.Е. Левина [3], Т.Б. Филичева [5] и др.

Л.С. Волкова [1], Н.С. Жукова [4] в своих исследованиях показали, что под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

Р.Е. Левина [3] отмечает, речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Условно могут быть выделены три уровня ОНР, причем первые два характеризуют более глубокие степени нарушения, а на третьем, более высоком уровне у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. 

Заключение. 

Таким образом, проблема развития связной диалогической речи у детей с речевым недоразвитием находится в центре внимания логопедов в связи с ее значимостью и актуальностью. Диалог называют первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. В дошкольном возрасте развитие диалогической речи является социально значимой. Можно выделить особенности диалогической речи старших дошкольников: неумение правильно строить предложение, неумение слушать собеседника, неумение давать реплики и др. Дошкольный возраст – это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра, в частности, сюжетно-ролевая для развития дошкольников имеет решающее значение. 

В игровой деятельности дети этой категории учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, заботиться и помогать товарищам, формируется жизненная позиция ребенка, происходит осознание качеств сверстника, учатся поддерживать диалог.  

 

Литература:

1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. СПб.: Детство-пресс, 2007. 144 с.

2. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у детей / Н.С. Жукова. М.: Союз, 2008. 142 с.

3. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009. 159 с.

4.  Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2006. 316 с.

5. Филичева Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд.-во ГНОМ и Д, 2000. 128 с.

6. Белякова Л.И. Специальная педагогика. М: Владос, 2006.

7. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии, Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: Союз, 2006.