Педагогическое сопровождение коммуникативного сотрудничества при формировании социальной компетентности обучающихся

Дата публикации: 2019-01-10 12:41:51
Статью разместил(а):
Сергеева Марина Георгиевна

Педагогическое сопровождение коммуникативного сотрудничества при формировании социальной компетентности обучающихся

Pedagogical maintenance of communicative cooperation when forming social competence of students

 

Автор: Сергеева Марина Георгиевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Sergeeva Marina Georgiyevna

Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

 

Аннотация: В статье представлено коммуникативное сотрудничество в образовательном процессе, способствующее накоплению и интерпретации социального опыта обучающихся, что помогает разобраться в различных способах реализации определенных функций, испытать новые эмоции.

Abstract: The communicative cooperation in educational process promoting accumulation and interpretation of social experience of students that helps to understand various ways of realization of certain functions to experience new emotions is presented in article.

Ключевые слова: коммуникативное сотрудничество, педагогическое сопровождение, образовательный процесс, педагогические ситуации.

Keywords: communicative cooperation, pedagogical maintenance, educational process, pedagogical situations.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

Автор данной статьи разделяет позицию Т.С. Кондратовой, трактующей педагогическое сопровождение (обеспечение) как взаимодействие педагогов и представителей других профессий (врачей, психологов и т.д.), нацеленное на личность подростка, способствующее реализации индивидуального потенциала, необходимого для общественной деятельности; выстраивание отношений, репрезентируемых через личностные свойства и ценностные ориентации; создание для приобретения опыта социальных контактов, которое позволяет индивиду являться участником социальных интеракций, соблюдая нормы и правила, функционирующие в данном социуме [2].

Педагогическое сопровождение основано на выстраивании индивидуально нацеленных педагогических ситуаций, которые имеют отношение к формированию образа жизни школьников и студентов, отвечающего сущности личностной эволюции, а также на механизмах интенсивного социального обучения (тренингах, обсуждениях, деловых играх) и разработки методов преобразования подростка в полноценного гражданина и члена общества. Коммуникативное сотрудничество способствует накоплению и интерпретации социального опыта, помогает разобраться в различных способах реализации определенных функций, испытать новые эмоции [5].

Ужесточение требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускников средних и высших учебных заведений, предполагает распространение компетентностного подхода к выстраиванию учебно-воспитательного процесса. Данный подход нацелен не только на освоение учащимися определенных знаний, навыков и умений, но и на обучение будущих специалистов тому, как нужно действовать в ситуациях различного характера, что является основой социальной компетентности (СК) индивида. Для этого представляется разумным проектировать разные социальные обстоятельства, то есть применять контекстный подход, а также методы  проектного обучения. Следует подчеркнуть, что учащиеся должны заниматься проектированием как самостоятельно, так и под руководством педагогов [4].

Сочетание в учебно-воспитательном процессе ключевых положений контекстного обучения и отдельных составляющих проектного обучения делает целесообразным обращение к проектно-контекстному подходу. Обучающие ситуации общественной жизни можно проектировать посредством ролевых проектов, для создания которых в учебном заведении должны иметься педагогические условия, согласующиеся с принципами компетентностного подхода и контекстного обучения. Самыми значимыми представляются следующие условия: моделирование общественной ситуации в контексте образования; применение факторов, стимулирующих школьников и студентов к овладению сценариями социально ориентированного поведения; высокий уровень личностного развития учителя или преподавателя и его уважительное отношение к своим подопечным; постоянное профессиональное самосовершенствование педагогов [1, 3].

Перспективы научной работы в направлении развития СК состоят в выявлении новаторских форм и методов реализации успешного сотрудничества общественных структур в рамках совершенствования СК школьников и студентов; в установлении роли стихийной адаптации к требованиям социума, выраженности педагогических рисков в ходе формирования СК индивида.

 

Список литературы:

1. Бахтигулова Л.Б. Профессионально-педагогическая деятельность в системном развитии обучающихся вуза.  Монография / Л.Б. Бахтигулова. - М. ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2014. - 440 с.

2. Кондратова Т.С. Социальное проектирование в контексте педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе/ Т.С. Кондратова // Известия Российского государственного педагогического университета Имени А.И. Герцена. - 2009. - № 94.- С. 119 – 123. 

3. Мачехина  О.Н.  Формирование  социальной  компетентности  старшеклассников  на  основе  проектно-контекстного  подхода  в  современном  образовательном  процессе / О.Н. Мачехина //  Преподавание  истории  в  школе.  Спецвыпуск.  №  5,  апрель  2007.  —  С. 15—19.

4. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.

5. Хинш Р., Виттманн С. Социальная компетенция. Практическое руководство по тренингу / Р. Хинш, С. Виттманн. – М., Издательство «Гуманитарный центр», 2005. – 192с.