Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Использование технологии профессионального обучения «Учебная фирма» при формировании социальной компетентности

Дата публикации: 2019-01-10 15:40:21
Статью разместил(а):
Сергеева Марина Георгиевна

Использование технологии профессионального обучения «Учебная фирма» при формировании социальной компетентности

Use of technology of vocational education "Educational firm" when forming social competence

 

Автор: Сергеева Марина Георгиевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Sergeeva Marina Georgiyevna

Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

 

Аннотация: В статье описана технология «Учебная фирма», представляющая широкие возможности для организации эффективного процесса формирования социальной компетентности обучающихся в профессиональных образовательных организациях. 

Abstract: In article the Educational Firm technology representing ample opportunities for the organization of effective process of formation of social competence of students of the professional educational organizations is described. 

Ключевые слова: имитационные методы обучения, технология профессионального обучения «Учебная фирма», социальная компетентность.

Keywords: imitating methods of training, technology of vocational education "Educational firm", social competence.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

В соответствии с результатами нашего исследования, при выстраивании социальной компетентности (СК) студентов наиболее популярными являются активные методы обучения [2]. Они бывают двух основных видов: неимитационные (учебная дискуссия, проблемная лекция и др.) и имитационные, которые, в свою очередь, делятся на игровые (деловая игра, использование имитационного тренажера и др.) и неигровые (осмысление ситуаций, действия в соответствии с инструкцией и др.).

Сравнив имитационные методы обучения, используемые в настоящее время, мы определили их сильные и слабые стороны. К первым следует отнести активный характер подготовки, создание условий для интеллектуальной деятельности в коллективе, раскрытие учащимися своих индивидуальных особенностей; ко вторым – низкий уровень эффективности при работе со значительным количеством студентов и большое количество времени, нужного для подготовки к занятию. Таким образом, можно выделить ряд факторов, характерных для использования методов имитационного характера при развитии экономических компетенций: учет общих и профессиональных компетенций выпускника, потребность в улучшении педагогических навыков преподавателя, обращение к комплексу имитационных методов подготовки «Учебная фирма» [1].

Данный метод, примененный в ходе исследования на различных уровнях образовательной вертикали, понимается автором статьи как система педагогических приемов имитационного типа и обладает всеми признаками, характерными для методов (наличие определенной модели управления учебой студентов; различная скорость и глубина усвоения учебной информации в зависимости от возраста, темперамента и других факторов; обмен важными и интересными сведениями между учащимися и педагогом; направленность на повышение уровня познавательной мотивации; управление ходом образовательного процесса).

«Учебная фирма» создает возможности [1]:

– В выстраивании учебно-воспитательного процесса — для проектирования отдельных элементов образовательной деятельности в рабочих условиях; имитации выполнения производственных обязанностей, связанных с получаемой профессией; совмещения цели образования с финансовыми задачами; практической демонстрации студентам специфики межличностных отношений в контексте рыночной экономики и т.д.

– В формулировании педагогических задач обучения – для значительного уменьшения разницы между учебно-воспитательным процессом и императивами рынка труда; реализации принципиально нового подхода к взаимодействию педагогов и учащихся; формирования и развития личностных свойств школьников и студентов в профессиональном и морально-нравственном аспектах; повышения интереса учащихся к осваиваемой специальности; получения опыта работы в коллективе и др.

– В решении педагогических задач – для гарантированной подготовки специалиста, востребованного на современном рынке труда, владеющего определенными навыками и умениями; раскрытия его адаптационного потенциала, реализации способности успешно функционировать в принципиально новых условиях; мотивации людей к непрерывному повышению собственной квалификации; формирования навыков оперативного поиска нужных сведений в обширном информационном пространстве.

Механизм создания имитационного метода «Учебная фирма» включает в себя следующие этапы:

– Формирование «Учебной фирмы», где принимаются во внимание описание выбранной фирмы (характер деятельности, наименование, логотип, внутренняя структура и т.д.) и исследование среды, в которой планируется реализовать возможности данной организации (изучение спроса и предложения, сильные стороны на фоне возрастающей конкуренции, SWOT-анализ).

– Реализация «Учебной фирмы», включающая в себя отбор высококвалифицированных специалистов (приказы и др.), отслеживание уровня профессиональной деятельности (ротация кадров, должностные инструкции), работу с документами о партнерстве (договоры о сотрудничестве, бухгалтерские документы, связанные с командировками).

– Создание автоматизированного рабочего места.

Механизм формирования имитационного метода «Учебная фирма» определяет наличие устойчивого соотношения между педагогическими задачами, решаемыми на каждой стадии, и используемыми учебными методами. При этом первый и второй этапы (формирование и реализация «Учебной фирмы») распространяются на все специальности, выделяемые в рамках профессионального образования. Третий этап связан с определенной специальностью.

 

Список литературы:

1. Бахтигулова Л.Б. Профессионально-педагогическая деятельность в системном развитии обучающихся вуза.  Монография / Л.Б. Бахтигулова. - М. ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2014. - 440 с.

2. Мачехина О.Н. Формирование социальной компетентности старшеклассников на основе проектно-контекстного подхода в современном образовательном процессе /О.Н. Мачехина//  Преподавание истории в школе. Спецвыпуск. № 5, апрель 2007. — С. 15—19.

3. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.

. . . . . . .