Компетентностное содержание социализации личности в условиях глобализации и информатизации общества

Дата публикации: 2019-01-10 12:08:09
Статью разместил(а):
Сергеева Марина Георгиевна

Компетентностное содержание социализации личности в условиях глобализации и информатизации общества

Competence-based content of socialization of the personality in the conditions of globalization and informatization of society

 

Автор: Сергеева Марина Георгиевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Sergeeva Marina Georgiyevna

Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена процессу формирования социальной компетентности индивида, являющейся ключевой характеристикой личности в условиях глобализации и информатизации общества.

Abstract: Article is devoted to process of formation of the social competence of the individual which is key characteristic of the personality in the conditions of globalization and informatization of society. 

Ключевые слова: компетентность, социальная компетентность, структура компетентности, процесс формирования компетентности.

Keywords: competence, social competence, structure of competence, process of formation of competence.

Тематическая рубрка: Педагогика и образование.

Процесс выстраивания компетентности индивида, – трудный и многоаспектный, – базируется на приобретении множества компетенций, отличающихся по своей сущности и внешним характеристикам. В основе компетентности профессионала лежат, в первую очередь, компетенции общие и предметные, детерминирующие уровень профессионализма, то есть степень владения содержательными компетенциями и способность реализовывать их в контексте своей трудовой деятельности.  

Исследование научной литературы позволяет трактовать компетентность как комплексное личностно-профессиональное свойство индивида, которое заключается в готовности и способности к результативной деятельности на основе полученного образования с учетом общественной ценности данной деятельности и связанной с ней ответственности; создает условия для успешного взаимодействия с обществом посредством соответствующих компетенций [1].

Большинство авторов включают в структуру любой компетентности следующие элементы:

а) осведомленность о предмете деятельности;

б) способность разбираться в ситуациях, имеющих отношение к данному предмету;

в) умение выявлять и адекватно оценивать собственные и чужие ресурсы, формулировать задачи и отыскивать оптимальные пути их решения;

г) опыт работы с предметами;

д) достаточно высокий уровень рефлексии и интуиции, способность к эмпатии [3].

Тем не менее, отсутствие научного консенсуса по поводу сущностной основы понятия «компетентность» заставляет по-разному воспринимать феномен социальной компетентности (СК). Проблема формирования СК личности изучается в рамках различных дисциплин; причем, в отличие от вопросов, связанных с формированием компетентности в целом и профессиональной компетентности, методы и формы развития СК начали предлагаться и осмысливаться относительно недавно. Однако необходимо подчеркнуть наличие предпосылок для устранения упомянутой проблемы. Отечественными исследователями создан ряд трудов (статей, диссертаций, монографий), раскрывающих основное теоретическое содержание и специфику СК.

Помимо этого, изучены отдельные индивидуальные качества и различные факторы психолого-педагогического характера, детерминирующие СК учащегося (особенности социальной адаптации; трудности, связанные с самоопределением, самоанализом, вектором и способом демонстрации общественной активности); описаны и проанализированы этапы развития ребенка как личности и будущего члена общества.

Хотя феномен СК исследуется на протяжении относительно недолгого времени, в психолого-педагогических трудах уже описаны некоторые подходы, позволяющие обозначить базовые характеристики, которые раскрывают основное содержание данного явления и помогают разработать его модель: а) комплекс знаний о социуме, соответствующих умений, осведомленность индивида о социальных процессах; б) взаимодействие с обществом, способность и стремление к выстраиванию отношений с окружающими людьми и социальными учреждениями в реальном жизненном контексте; в) комбинированное личностное свойство, развитое в рамках учебно-воспитательного процесса; г) цель и итог практического использования специальных программ воспитательно-развивающей деятельности в учебных заведениях [3].

 

Список литературы:

1. Бахтигулова Л.Б. Профессионально-педагогическая деятельность в системном развитии обучающихся вуза.  Монография / Л.Б. Бахтигулова. - М. ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2014. - 440 с.

2. Мачехина  О.Н.  Формирование  социальной  компетентности  старшеклассников  на  основе  проектно-контекстного  подхода  в  современном  образовательном  процессе / О.Н. Мачехина //  Преподавание  истории  в  школе.  Спецвыпуск.  №  5,  апрель  2007.  —  С.  15—19.

3. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.