Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Социальная компетентность как ключевой показатель профессиональной квалификации специалиста

Дата публикации: 2019-01-10 12:06:57
Статью разместил(а):
Сергеева Марина Георгиевна

Социальная компетентность как ключевой показатель профессиональной квалификации специалиста

Social competence as key indicator of professional qualification of the expert

 

Автор: Сергеева Марина Георгиевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Sergeeva Marina Georgiyevna

Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia.

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

 

Аннотация: Статья посвящена социальной компетентности будущих специалистов, под которой автор статьи понимает социальные навыки, посредством которых индивид может следовать нормам и правилам, установленным в данном социуме.

Abstract: Article is devoted to social competence of future experts as which the author of article understands social skills by means of which the individual can conform to the norms and the rules established in this society. 

Ключевые слова: социальная компетентность, социальные навыки, контекстный подход, методы проектного обучения.

Keywords: social competence, social skills, contextual approach, methods of design training.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

Социальная среда оказывает существенное воздействие на процесс формирования личности, порождая ряд противоречий: несмотря на то, что новая социокультурная парадигма подразумевает совершенно иной подход к реализации личностного потенциала (стимулируя увеличение социальной активности, чувство ответственности за собственную деятельность), неустойчивость современного социума усугубляет естественные проблемы, связанные с созреванием личности, вызывает непродуктивную тревогу, приводя, в конечном счете, к полной или частичной социальной дезаптации.

Усовершенствование образовательной системы стало причиной коренных изменений в содержательном и методологическом аспектах обучения, вследствие чего появилась необходимость комплексной оценки эффективности имеющейся системы образования. Высказываясь об уровне подготовки специалистов, исследователи и педагоги-практики стали уделять больше внимания выстроенным компетенциям, среди которых важнейшую роль играет социальная компетентность (далее – СК), позиционируемая как один из наиболее значимых показателей профессиональной квалификации выпускника в области социальных, экономических и трудовых отношений.

В настоящее время государство испытывает острую потребность в социально компетентных гражданах, обладающих значительными адаптационными ресурсами, готовых к очередным вызовам и новациям, стремящихся повысить результативность собственной деятельности, прогнозирующих свое будущее и считающих себя ответственными за него. Требуются специалисты, способные приспособиться к новым моделям развития, которые предполагают интенсивные контакты между членами социума. Компетентные люди должны иметь возможность принимать участие в управлении обществом, причем в сложившемся контексте это должно являться аксиомой, интуитивно принимаемым тезисом, не нуждающимся в логическом обосновании.

СК подразумевает, что индивид причисляет себя к представителям социума; следует этическим нормам, установленным в данном обществе; понимает разумность нацеливания всей своей деятельности на благо людей; осознаёт и чувствует социальную ответственность за результаты своего поведения; продуктивно взаимодействует с другими членами социума; демонстрирует способность к органичной смене общественной роли; может оказывать влияние на процесс трансформации межличностных отношений; умеет превращать свою деятельность в объект массового внимания; стремится привести свое положение (социальное и профессиональное) в соответствие со своими личностными свойствами.

Российские педагоги и психологи стали заниматься вопросами формирования СК сравнительно недавно. Наличие междисциплинарного интереса к данной проблеме обусловлено теми радикальнейшими преобразованиями, которые имели место в российском обществе на рубеже XX и XXI столетий [1, 2].

 

Список литературы:

1. Бахтигулова Л.Б. Профессионально-педагогическая деятельность в системном развитии обучающихся вуза. Монография / Л.Б. Бахтигулова. - М. ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2014. - 440 с.

2. Мачехина О.Н. Формирование социальной компетентности старшеклассников на основе проектно-контекстного подхода в современном образовательном процессе /О.Н. Мачехина// Преподавание истории в школе. Спецвыпуск. № 5, апрель 2007. —  С. 15-19.

. . . . . . .