Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Использование материалов по биологии горного гуся для демонстрации обучающимся некоторых понятий

Дата публикации: 2020-02-25 10:00:44
Статью разместил(а):
Иванова Наталья Викторовна

Использование материалов по биологии горного гуся для демонстрации обучающимся некоторых понятий

The use of materials on the biology of anser indicus to demonstrate to students some concepts

 

Автор: Иванова Наталья Викторовна

КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, Россия

e-mail: cwerj_87@mail.ru

Ivanova Natalya Viktorovna

KSPU. V. P. Astafieva, Krasnoyarsk, Russia 

e-mail: cwerj_87@mail.ru

Научный руководитель: Баранов Александр Алексеевич

доктор биологических наук, профессор кафедры биологии, химии и экологии КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, Россия

e-mail: abaranov@kspu.ru

Baranov Alexander Alekseevich

doctor of  biological Sciences, Professor of the Department of biology, chemistry and ecology of KSPU. V. P. Astafieva, Krasnoyarsk, Russia 

e-mail: abaranov@kspu.ru 

 

Аннотация: Данные материалы войдут в хрестоматию для дополнительного чтения школьников «Год горного гуся: сибирский феномен». В статье приведены некоторые понятия общебиологического характера, которые можно изучать на уроках биологии на примере популяции горного гуся.

Abstract: These materials will be included in the anthology for additional reading of schoolchildren "Year of the mountain goose: Siberian phenomenon". The article presents some concepts of General biological nature, which can be studied in biology lessons on the example of mountain goose population. 

Ключевые слова: горный гусь, эндемик, сезонные миграции, синойкия, биматуризм, одновидовой факультативный гнездовой паразитизм.

Keywords: Anser indicus, endemic, seasonal migration, sidonia, bimaturism, optional one-species nest parasitism. 

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Горный гусь (Anser indicus) - отряд - гусеобразные, семейство - утиные. Относится к охраняемым видам и занесен в Красную книгу Российской Федерации и региональные – Красноярского края, республик Хакасия и Тыва. На территории России вид находится на переферии ареала. Общая численность горных гусей на территории Республики Тыва составляет 700-800 особей, на Алтае – 90-100 особей [1].

На основе различных источников о горном гусе разрабатываются хрестоматийные материалы для дополнительного чтения школьников. Прежде всего, это связано с тем, что данный вид гусеобразных обладает биологическими и экологическими особенностями, которые ставят его в ряд феноменальных объектов живой природы. В связи с этим, можно выделить некоторые понятия для более глубокого их изучения обучающимися на уроках биологии.

1. Горный гусь является эндемиком Центральной Азии, поэтому на особенностях его распространения возможно продемонстрировать биогеографическое понятие «эндемизм». В историческом смысле можно говорить о прогрессивном и реликтовом эндемизме. Прогрессивными эндемиками (неоэндемиками) считаются виды или роды, возникшие в фауне недавно и еще не распространившиеся за пределы ее территории. К реликтовым эндемикам (палеоэндемикам) относятся животные, ареал которых в прошлом был гораздо больше, а в настоящее время они сохранились лишь на отдельной территории. Замечательным примером реликтового эндемизма служит вид Anser indicus.

На уроках биологии в 9 классе это понятие можно рассматривать в теме «Видообразование» (Глава 7. Основы учения об эволюции) [2].

2. У горных гусей существует пространственная разобщенность мест гнездования (территория России) и районов послегнездовых кочевок (территория Монголии). В презентуемой работе на материалах по изучению миграций рассматриваются понятия «сложный ареал» и «сезонные миграции».

В 7 классе, при изучении особенностей размножения рыб, впервые встречается определение миграции. Затем, в 11 главе «Класс Птицы» [3].

3. Биотические отношения между разными видами довольно разнообразны. Выделяют несколько типов экологических взаимодействий, к одному из которых относится синойкия. Синойкия (от греч. synoikia - совместное жилище) - это форма биотических взаимоотношений, при которой совместное проживание двух организмов разных видов является полезным для одного и безразличным для другого (квартиранство).

Успех размножения этой популяции гусей зависит от состояния колонии черных коршунов как "поставщиков" гнездовых платформ. Размещение некоторых гнездящихся пар горных гусей в отдельные годы изменяется в связи с появлением новых, пригодных для гнездования гнезд черного коршуна. Гуси занимают гнезда коршунов и приступают к насиживанию до начала откладки яиц хищниками. Поэтому коршуны вынуждены возводить новую гнездовую постройку поблизости. В результате пара гусей оказывается как бы связанной с парой живущих рядом хищных птиц.

Понятие «квартиранство»,  как разновидность комменсализма, встречается в учебнике биологии 9 класса в разделе «Основы экологии» [2]. Более подробно оно рассматривается в учебнике для 10-11 классов, посвященному проблемам общей биологии [4].

4. Для птиц, как и для большинства обитателей нашей планеты, характерно половое размножение, которое обусловлено созреванием мужских и женских половых клеток. В популяции горных гусей наблюдается явление биматуризма. Оно проявляется в неодновременном половом созревании самок (на 2-ом) и самцов (на 3-ем году жизни). Биматуризм — это наличие в популяции двух морф, различающихся периодом роста.

Изучение вопроса о половом размножении начинается в программе 6 класса, в разделе «Жизнедеятельность организмов» [5]. И продолжается на протяжении всего курса биологии в школе.

5. Факультативный гнездовой паразитизм, как биологическое явление, может быть как межвидовым, так и внутривидовым. При внутривидовом гнездовом паразитизме, который присущ данному виду, постоянная или непостоянная часть особей осуществляет вклад в потомство (передачу наследственных признаков) путем подкладок своих яиц в гнезда конспецифичных особей. Такая тактика размножения используется в случаях утраты собственных кладок, ограничений в местах размножения или для увеличения индивидуального репродуктивного вклада (сначала - подкладка яиц в чужие гнезда, затем - собственное гнездо и кладка) [6].

Молодые птицы Урэг-Нурской популяции не с первого цикла размножения научиваются гнездиться на деревьях и поэтому откладывают яйца в гнезда родителей [7].

Данное явление рекомендуется к изучению в 7 классе на уроках биологии по теме: «Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц» [3].

 

Список литературы:

1. Баранов А.А. Горный гусь Eulabeia indica Latham. Красная книга Российской Федерации. АСТ Астрель. 2001. С. 403-404.

2. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. М. : Дрофа.  2009. 303 с.

3. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. М.: Вентана-Граф. 2016. 228 с.

4. Общая биология. 10-11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. М. : Дрофа. 2005. 367 с.

5. Биология. Живой организм. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин. М. : Дрофа. 2011. 174 с.

6. Нумеров А.Д. Межвидовой и внутривидовой гнездовой паразитизм у птиц / Воронежский государственный университет.  Воронеж. 2003. 520 с.

7. Баранов А.А. Редкие и малоизученные птицы Тувы: Монография. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та. 1991. 320 с.

 

. . . . . . .