Влияние мультфильмов на детей

Дата публикации: 2020-02-13 13:46:11
Статью разместил(а):
Рязанова Евгения Михайловна

Влияние мультфильмов на детей раннего и дошкольного возраста

Influence of cartoons on children of early and preschooler age

 

Автор: Рязанова Евгения Михайловна

ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет", г. Москва, Россия.

e-mail: rjazanovajane@gmail.com

Ryazanova Evgenia Mikhailovna

Moscow City Teachers' University, Moscow, Russia.

e-mail: rjazanovajane@gmail.com

 

Аннотация: В статье приведены предположения о влиянии мультфильмов различных категорий на детей раннего и дошкольного возраста. Рассматривается проблема несоблюдения рекомендаций по использованию “возрастных рейтингов”. Выведены признаки некачественной мультипликации для детей.

Annotation: In this article are given guesses about cartoon influence of different categories on young children and preschooler children. There is the problem is considered non-compliance of recommendations for use  “age rating”. Signs of poor quality are pick out in cartoons.

Ключевые слова: мультфильм, мультипликация, развитие, влияние, поведение

Keywords: cartoon, animation, progress, influence, behavior

Тематическая рубрика: педагогика и образование.

 

Главная тенденция XXI века – глобализация информационных технологий [1]. Наиболее используемой и популярной сферой информационной глобализации можно считать медиатехнологии. Один из наиболее ярких представителей сферы телевидения – мультипликационные фильмы, которые рассчитаны, прежде всего, на детскую аудиторию. Ребенок, занятый просмотром мультфильма –  привычная картина современности. Зачастую родители показывают мультфильмы детям раннего возраста для отвлечения внимания в различных жизненных ситуациях. Однако, смотря на эту картину с педагогической точки зрения, нельзя отрицать того, что мультфильмы оказывают определенное психологическое воздействие на ребенка. Детские мультфильмы должны оказывать влияние на развитие положительных черт личности: сострадания, миролюбия, дружелюбности, не конфликтности и т.д. Основными функциями мультипликационных фильмов являются: культурно-образовательная, организаторская, идеологическая, коммуникативная, рекламная, развлекательная.

Мультфильм обладает определенными выразительными способностями, главная из которых – движение [2]. Оно должно быть максимально ярким и выразительным. Одна из проблем современных детских мультфильмов – многословность: “Диалог либо вовсе не нужен, либо сведен к минимуму … так как выразительность движения представляет одно из основных средств развития мысли” (Асенин С.В.).

Основная притягательность мультфильмов для детей раннего и дошкольного возраста заключается в получении впечатлений. Следует отметить, что согласно Л.С. Выготскому, потребность во впечатлении – движущая сила психического развития, которая возникает у ребенка к 5-й неделе жизни [4]. Наиболее ярко эта потребность проявляется в период перехода от новорожденности к младенческому возрасту, возникает потребность во внешних впечатлениях. В этот этап развития появляется зрительное сосредоточение, которое меняет характер впечатлений и эмоциональных переживаний. Согласно исследованиям Н.В. Щелованова, можно сказать, что такая особая потребность возникает у ребенка в связи с включением в его жизнедеятельность коры головного мозга и всей центральной нервной системы. Это все является предвестником возникновения индивидуальной психической жизни. Значительно возрастает сенсорная активность, которая влияет на формирование личности ребенка.

Однако, стоит отметить, что по рекомендациям всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) не следует показывать какие-либо мультфильмы ребенку до 2,5-3 лет. Так как зачастую они имеют довольно яркие и агрессивные цвета рисовки, которые возбуждают нервную систему ребенка. Также в мультипликациях присутствуют быстрые смены сцен, что может вызвать у ребенка повышенную активность, раздражимость, не позволяя ему воспринимать и воспроизводить спокойную деятельность. В мультфильмах встречается цикличность, что порождает у ребенка склонность к стереотипии. Дети в раннем возрасте не способны самостоятельно отделять хорошую мультипликационную картину от плохой, тем самым они будут смотреть все, что предлагают, без осознания и анализа.

Не стоит также забывать о временных ограничениях просмотра. Согласно ВОЗ ребенок в день должен смотреть не больше:

  • Дети от 2,5 до 3 лет – 10 минут в день.

  • Дети от 3 до 4 лет – 20 минут в день.

  • Дети от 5 до 6 лет – не более 30 минут в день.

  • Дети от 6 до 9 лет – не более 60 минут в день.

К сожалению, современные детские мультфильмы зачастую используют сцены с насильственными действиями. Ребенок, который чаще всего подражает тому, кто ему нравится, начинает перенимать на себя модель поведения симпатизирующего ему персонажа мультипликации. Согласно исследованиям И.А.Щукиной и Н.И. Алешкина, подобные сцены в детских мультфильмах порождают детскую агрессию и жестокость.[3] У детей наблюдалась стойкая тенденция к агрессивному поведению и решению ситуаций с помощью насилия. Подобное поведение довольно сильно снижает способность к социально-психологической адаптации ребенка, вызывает враждебно-агрессивную деятельность, аутоагрессию, негативные изменения структуры личности.

Однако следует отметить, что подобному воздействию легче поддаются дети склонные к резким суждениям и нетерпимому поведению. Также необходимо сказать, что такая тенденция к агрессивности тормозит психическое развитие ребенка и впоследствие может привести к аморальному поведению. Можно выделить несколько пунктов, которые, по моему мнению, не должны присутствовать в детских картинах:

  1. Сцены насилия.

  2. Сцены девиантного / неподобающего поведения главного героя, которое остается безнаказанным.

  3. Сцены с опасным поведением главного героя.

  4. Сцены неуважения и унижения других людей, не уважения к растениям, животным, ценностям.

  5. Сцены эротического характера.

  6. Наличие у персонажей нарушений речи.

  7. Сцены с ненормативной лексикой.

 Мультфильм должен подходить ребенку: по возрасту и по уровню подготовленности ребенка к восприятию мультипликации. 

Довольно часто родители не придают значения возрастному рейтингу мультфильма, из-за чего ребенок 5 лет смотрит мультипликацию для ребенка 3 лет. Подобная ситуация может привести к торможению развития ребенка (как психического, так и интеллектуального). Также в дальнейшем могут наблюдаться проблемы с вниманием, сосредоточением, речью (активным словарем) ребенка, познавательной активностью и социальной адаптацией.

Ребенку будет гораздо сложнее смотреть сюжетные полнометражные картины, анализировать тот или иной поступок героя. Грубое нарушение выбора мультфильма по возрасту, в данной ситуации, может привести к задержке психического развития. Для того, чтобы предотвратить возникновение этих проблем необходимо тщательно подбирать мультфильмы для ребенка, после 5 лет начинать приучать к просмотру больших сюжетных мультипликационных фильмов и детских кинокартин (разбивая просмотр на несколько сеансов по 20-25 минут), после или во время просмотра обсуждать увиденное.

Другой проблемой является просмотр детьми мультфильмов предназначены для более старшего возраста или вовсе для взрослых. Ребенок не может правильно проанализировать увиденное, скорее всего даже с помощью взрослого, так как смыслы, заложенные в подобные картины можно осознать только через анализ подобных ситуаций и ощущений из собственной жизни. Взрослый юмор и сюжет зачастую вызывают искажение реальности и отношения к другим людям и себе, так как ребенок проецирует все происходящее на себя и свое окружение. Также, стоит отметить, что для детской неокрепшей психики взрослые мультипликации и кинофильмы являются губительными, порождающими эмоциональную лабильность, агрессивность, изменение структуры личности, гиперактивность и повышенную психическую возбудимость.

По моему мнению, основная задача мультипликационного фильма – через наглядные образы закрепить те моральные нормы, которые педагог-воспитатель закладывает. С помощью правильно подобранной мультипликации возможно снизить уровень агрессивности ребенка, интериоризировать какие-либо качества, ощущения, научить смотреть и слушать, сочувствовать и отличать хорошее от плохого. Однако при неверном выборе мультфильма, при отсутствии анализа и диалога между педагогом и ребенком, можно негативно повлиять на его развитие. Возможно спровоцировать возникновение ряда проблем: СДВГ, агрессии, нарушений речи, расстройств поведения, ЗПР, снижения познавательной активности и т.д.

 

Список литературы:

  1. Орловская Л.А., Романова Н.А., Домрачева Т.С. “Глобализация информационных технологий. Глобальное информационное общество”

  2. Асенин С.В. “Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации.”

  3. Алешкин Н. И., Щукина И. А. “Влияние мультипликационных фильмов агрессивного содержания на поведение детей дошкольного возраста”

  4. Божович Л. И. “Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович.”