Развитие и формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках информатики

Дата публикации: 2020-02-06 23:08:09
Статью разместил(а):
Аншукова Венера Маратовна

Развитие и формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках информатики и внеурочной деятельности

The development and formation of meta-subject competencies of students in computer science lessons and extracurricular activities

 

Автор: Аншукова Венера Маратовна

ОШИ «IT-лицей» ФГАОУ ВО  К(П)ФУ,  г. Казань, Татарстан, Россия

e-mail: vena692007@mail.ru

Anshukova Venera Maratovna

Lyceum FSAEI of HE K (P) FU, Kazan, Tatarstan, Russia

e-mail: vena692007@mail.ru

Аннотация: Данная статья посвящена метапредметной деятельности учащихся на уроках информатики и внеурочное время. Дисциплина «Информатика» способствует формированию методологических и технологических навыков, умению анализировать, решать задачи разными методами, проявлять творческий подход. В статье внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Использование данной педагогической технологии позволяет учащимся применять полученные знания и умения при изучении других предметов.

Abstract: This article is devoted to the meta-subject activity of students in computer science lessons and extracurricular hours. The discipline "Informatics" contributes to the formation of methodological and technological skills, the ability to analyze, solve problems using different methods, and be creative. The article focuses on the design and research activities of students. The use of this pedagogical technology allows students to apply their knowledge and skills in the study of other subjects. 

Ключевые слова: метапредметность, компетенции, проект, исследование, информатика.

Keywords: meta-subject matter, competencies, project, research, computer science.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте образования представлены новые методологические подходы, новые требования к результатам обучения. ФГОС предъявляет требования и к метапредметным результатам. Метапредметная деятельность – это деятельность за пределами учебного предмета, которая направлена на обучение обобщенным способам работы с любым понятием, схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями. Поэтому данная тема очень актуальна на сегодняшний день.

Более того, современный учитель понимает, что необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Среди прочих метапредметных компетенций отмечу следующие:

•  информационное моделирование, как основной метод приобретения знаний;

•  умения и навыки использования средств информационных и коммуникативных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;

•  формирование навыков исследовательской деятельности.

Именно на уроках информатики удачно реализуется метапредметная деятельность. Одним из механизмов формирования метадеятельности является метод  проектов. О нём в последние годы уже много сказано и написано, поэтому существуют многообразные возможности реализации этого метода. Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект на целый учебный год и более, он может быть и сквозным (то есть не прерывающим классические занятия), а может – проектом на один или несколько уроков (мини-проект). При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.

Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого продукта  (услуги). Примерами  продуктов проектов могут быть: web-сайт, анализ данных социологического опроса, электронная газета,  журнал, мультимедийный продукт, пакет рекомендаций, программный продукт, приложение, виртуальная экскурсия и др.

Для оказания помощи учащимся в оформлении пояснительной записки к проекту мною создано  электронное пособие. Это текстовый документ, в котором  оформлен образец титульного листа, автособираемое оглавление с номерами страниц, рекомендации для написания введения, формулировки целей и задач, определения методов исследования, заключения.

Работа над проектом дает неограниченные возможности для саморазвития  учащегося, предполагает творческий поиск, исследование. Роль учителя – организация работы, консультация в подборе материала, помощь при затруднениях в работе.

Реализация учебных проектов осуществляется представлением на различных научных конференциях школьников, конкурсах, фестивалях: от городского уровня до международного; публикациями в сборниках конференций и других средствах массовой информации.

Так, например, учащимися был создан видеоролик «Сохраним леса Татарстана!» Пожалуй, самый актуальный проект. Он создавался  командой ребят и удостоен первого  места на VI Республиканском конкурсе «Сохраним леса Татарстана!» Этот видеоролик был опубликован на портале электронного научно-методического журнала Управления образования г. Казани, что свидетельствуют о его высоком качестве.

Самый практичный проект – «Применение компьютерной графики в рекламном бизнесе и оформительской работе». Продуктом здесь является созданный нами классный уголок по подобию информационных стендов с прозрачными кармашками, изготавливаемых в рекламных агентствах. Это практично – стенды прослужат долго, нужно менять только номер класса и содержимое кармашков. Это экономично – стенд, выполненный своими руками, обходится в пять(!)  раз дешевле, чем заказанный и выполненный в рекламном агентстве! Это эстетично! Данная работа на Республиканской  научно-практической конференции «Шаги в науку» удостоена призового 3 места.

Проектно-исследовательская работа «Социальные сети как современный способ коммуникации и их влияние на жизнь людей» - самая актуальная на сегодняшний день. Социальные сети внедрились в жизнь людей как незаменимые помощники, а порой – спасители. Однако, одним из негативных последствий распространения социальных сетей является формирование у человека психологической зависимости от них. Ученица 10 класса провела социологическое исследование среди учащихся, их родителей и учителей. Проанализировала результаты, сравнила их с мировыми показателями и создала буклет-памятку «Рекомендации по пользованию социальными сетями». На II Всероссийской (XVIII Поволжской) научной конференции им. Н. И. Лобачевского эта работа удостоена 1 места. 

Таким образом, применение элементов метапредметного подхода в обучении информатике показывает, что данный подход обеспечивает организацию деятельности учащихся не с целью передачи им знаний, а с целью передачи им способов работы с полученными знаниями.

В заключение приведу высказывание известного педагога Г. Нейгауза:  «Таланты создавать нельзя, но можно создать культуру, т.е. почву, на которой растут и процветают таланты».

 

Список литературы:

1. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения: учебно-методическое пособие/М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011г.

2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011г.

3. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015г.