Коррекция дисграфии у обучающихся с задержкой психического развития
Коррекция дисграфии у обучающихся с задержкой психического развития
Correction of dysgraphia in students with mental retardation
Автор: Мышеева Алина Альбертовна
ГБОУ "Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ", c. Бакалы, Республика Башкортостан, Россия
E-mail: khali_alina@mail.ru
Mysheeva Alina Albertovna
Bakalinskaya Correctional Boarding School for Students with Disabilities", Bakaly village, Republic of Bashkortostan, Russia
E-mail: khali_alina@mail.ru
Аннотация: Автор в статье описывает специфические ошибки письма у обучающихся с задержкой психического развития, предлагает коррекционную программу к их преодолению.
Abstract: The author in the article describes specific writing errors in students with mental retardation, offers a correctional program to overcome them.
Ключевые слова: коррекция дисграфии, обучающиеся с задержкой психического развития.
Keywords: correction of dysgraphia, students with mental retardation.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Работая, в ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, я не раз сталкиваюсь с обучающимися, у которых нарушена письменная речь и понимаю, что процесс коррекции письма занимает важную роль в обучении детей коррекционной школы.
Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач. В своей практике я наблюдаю, что с каждым годом увеличивается количество обучающихся с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.) предлагают различные методики коррекционной работы.
Состояние проблемы формирования письменной речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не соответствует ее значимости для развития их психических функций. В большинстве работ по этой теме разрабатывался вопрос об усвоении обучающихся моторных навыков письма, правописания и пунктуации, в то время как процесс развития письменной речи как деятельности построения семантически целостных текстов оставался неисследованным. Не изучены, в частности, условия, мотивирующие процесс усвоения письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также не выделен состав действий, обеспечивающих ее функционирование как специфической формы речи. В тоже время многие теоретические вопросы трудностей обучения письму остаются малоизученными. В целом формирование навыка письма изучено мало. Это и определяет актуальность выбранной темы.
Цель исследования: выявить специфические ошибки письма у обучающихся с задержкой психического развития, разработать коррекционную программу к их преодолению.
Объект исследования: нарушения письменной речи у обучающихся с задержкой психического развития.
Предмет исследования: специфические ошибки письма у обучающихся с задержкой психического развития.
В соответствии с целью я выделила следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы нарушения письма у обучающихся с задержкой психического развития.
2. Выявить специфические ошибки письма у обучающихся с задержкой психического развития.
3. Проанализировать результаты и сделать выводы по исследованию.
4. Разработать коррекционную программу к их преодолению.
5. Апробировать коррекционную программу по коррекции дисграфии и проверить ее эффективность на практике.
В процессе исследования были использованы следующие методы исследования:
- анализ педагогической литературы и документации;
- эмпирические методы: экспериментальные (психолого-педагогический эксперимент);
- констатирующий, формирующий и контрольный этап исследования;
- количественный и качественный анализ полученных результатов исследования;
- метод презентации данных.
Методологическая основа: теория Л.С. Выгодского о взаимосвязи речи и мышления; учение Н. К. Монакова и Е. Иллинга о взаимообусловленности речевого расстройства и письма; положение С.С. Мнухина о онтогенетической обусловленностью нарушений письма.
Теоретическую значимость представляют проанализированные и обобщенные материалы по характеристике и классификации дисграфии, методик обследования и коррекции.
Практическую значимость в работе представляет апробированная коррекционная программа по преодолению недостатков письма у обучающихся с задержкой психического развития. В работе имеются разработанная коррекционная программа коррекционной работы по эффективному применению занятий в процессе их обучения.
База исследования: Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Экспериментальная работа проводилась в период с сентября 2020 г. по май 2022 г. В исследовании участвовали обучающиеся 3 класса с задержкой психического развития.
Сроки и этапы реализации проекта:
1 этап — подготовительный (подбор диагностических методик и установление критериев оценки выполнения заданий.
2 этап — практический (исследование специфических ошибок у обучающихся с задержкой психического развития, анализ полученных результатов и составление коррекционной программы, прохождение коррекционной программы.
3 этап — обобщающий (анализ полученных результатов после прохождения коррекционной программы.
1. Описание проекта.
Первый этап я начала с изучения и анализа литературы по теме. Для того, чтобы выявить особенности процесса письма у обучающихся с задержкой психического развития и определения дальнейшие реализации образовательного проекта. Подобрала диагностические методики и установила критерии. На втором этапе мной было проведено экспериментальное исследование состояния устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития. Первые впечатления о речи обучающихся получила во время первой беседы в сентябре, как дети пришли в школу. Вопросы подбирались с учетом возраста и индивидуальных особенностей обучающихся. Прежде всего, это были вопросы, направленные на выявление навыков ориентировки в окружающей действительности. В основу исследования устной и письменной речи детей я выбрала модифицированную тестовую методику экспресс-диагностики речи Т.А. Фотековой. Программа эксперимента включала в себя две диагностические серии заданий, которые были направлены на исследование компонентов устной речи, а также диагностической пробы для оценки состояния письма у обучающихся с задержкой психического развития.
Исследования проводилась по следующим направлениям:
1. Обследование письменной речи.
2. Обследование фонематического восприятия.
3. Обследование фонематических представлений.
4. Обследование фонематического анализа и синтеза.
5. Обследование звукопроизношения.
6. Обследование грамматического строя речи.
После проведения диагностического обследования, мной были проанализированы полученные данные.
Анализируя письменные работы обучающихся с задержкой психического развития, можно сделать вывод, что у четырех детей отмечается артикуляторно-акустическая форма дисграфии, у одного из обучающихся выявлена сложная форма дисграфии, и у одного – акустическая.
Были определены результаты педагогического исследования специфических ошибок письма, допущенных обучающимися при письме под диктовку.
При анализе письменных обучающихся с задержкой психического развития было отмечено, что для разных учащихся было характерно сочетание тех или иных видов специфических ошибок, т.е. смешанные, что подтверждает необходимость исследования состояния у них устной речи.
Таким образом, в связи с выявленными специфическими ошибками в работах обучающихся, на втором этапе исследования обучающимся с задержкой психического развития предлагались задания, на выявления уровня фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, звукопроизношения, грамматического строя речи. Результаты проведенного исследования устной речи отображены в таблице.
Таким образом, мы можем говорить, что у обучающихся с акустической дисграфией, артикуляторно-акустической дисграфией на фоне языкового анализа и синтеза отмечаются нарушения фонематического восприятия, низкий уровень развития языкового анализа и синтеза, неправильное произношение звуков. Все это говорит о необходимости проведения с обучающимися коррекционной работы, способствующей исправлению у них ошибок, возникшему при письме.
Также на втором этапе реализации моего образовательного проекта - разработка коррекционной программы.
Актуальность разработки коррекционной программы заключается в необходимости формирования письменной речи у обучающихся с задержкой психического развития с целью профилактики и коррекции специфических ошибок письма.
Данная коррекционная программа по коррекции дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторских программ Е.В. Мазановой, направленных на коррекцию различных видов дисграфии.
Цель программы: формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях.
2. Организация работы по программе.
Общая продолжительность обучения составило 68 часов.
Данная программа рекомендована для обучающихся 3 класса и реализовалась с сентября 2021г. по апрель 2022 г. Занятия проводились с группой детей, состоящей из 3-6 человек, 2 раза в неделю в первой и во второй половине дня. Продолжительность проводимого занятия – 40 минут. Занятия проводились в кабинете учителя. Кабинет укомплектован всеми необходимыми методическими материалами.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:
- формирование у обучающихся правильного произношения всех звуков родного языка как в изолированной позиции, так и в составе слова;
- овладение основными фонетическими противопоставлениями родного языка;
- повышение уровня общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря учащихся;
- выработка достаточно прочных навыков правильного грамотного письма;
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения, текста;
- уточнение и закрепление слух произносительной дифференциации фонем;
- формирование и развитие связной выразительной речи;
- развитие устойчивого интереса к урокам русского языка.
3. Ожидаемые результаты после прохождения программы.
При завершении коррекционно-развивающего обучения у обучающихся с задержкой психического развития должны быть:
1. Сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
2. Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
3. Уточнены представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
4. Узнавание, различие, выделение и называние отдельных звуков;
5. Понимание условно-графической схемы звукового состава слова;
6. Проведение фонематического анализа и синтеза;
7. Дифференцирование фонем, имеющих сходные характеристики;
8. Умение делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения.
Третий этап был обобщающий — на данном этапе я проанализировала результаты после прохождения коррекционной программы, допущенных при письме под диктовку.
Можно сделать вывод, что специфические ошибки у обучающихся с задержкой психического развития стало меньше, что для успешного устранения дисграфии у обучающихся с задержкой психического развития необходима комплексная и целенаправленная работа по развитию всех фонематических процессов. Но нельзя забывать о том, что формирование полноценного фонематического анализа возможно лишь при соблюдении определённой этапы действий.
Для успешного преодоления возникающих у ребенка проблем в письменной речи существует единственно надежный путь — это воспитание у детей чёткой слуховой дифференциации не различаемых на слух звуков. Именно поэтому проводя работу над преодолением дисграфии, особое внимание необходимо обратить на воспитание слуховой дифференциации твёрдых — мягких и звонких — глухих согласных. Все это говорит о том, что путь преодоления дисграфии лежит через коррекцию нарушений звукопроизношения и через воспитание чёткой слуховой дифференциации этих звуков. При этом большое внимание необходимо уделять непосредственно работе над формированием фонематического анализа и синтеза слов.
Заключение.
Изучив педагогическую литературу, я хочу сказать о том, что при анализе дисграфий педагоги, логопеды и психологи выделяют их разные варианты, в основе которых лежат такие механизмы, как трудности фонематического анализа, смешение близких по артикуляции звуков, трудности овладения зрительным образом буквы и смешение букв, близких по написанию и др. В письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка, трудности языкового анализа, речевого внимания.
На сегодняшний день существует несколько классификаций дисграфий, но наиболее обоснованной является классификация дисграфии, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма. В данной классификации выделяют четыре основные формы дисграфии: артикуляторно-акустическая, на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциация фонем), на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.
В процессе проведенной мной работы были решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические аспекты проблемы нарушения письма у обучающихся с задержкой психического развития.
2. Выявлены специфические ошибки письма у обучающихся с задержкой психического развития.
3. Проанализированы первые результаты и сделаны выводы по исследованию.
4. Разработана коррекционная программа по преодолению имеющихся ошибок.
5. Апробирована коррекционная программа.
6. Обобщены и проанализированы результаты исследования.
При проведении диагностического исследования мной были выявлены особенности развития у обучающихся устной и письменной речи. Полученные результаты позволяют говорить о том, что с данной категорией детей необходимо проводить специальные коррекционные занятия, которые будут направлены на устранение имеющихся недостатков. Также мной была предложена программа коррекционной работы, направленная на формирование у детей фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза. Данной коррекционной программой могут воспользоваться педагоги, не только работающие в коррекционной школе, но и педагоги, работающие в общеобразовательных школах.
Проведение коррекционной работы по устранению недостатков у детей с задержкой психического развития может быть только при полном обследовании у них не только письменной речи, но и устной. Только в данном случае коррекционная работа будет проводиться целенаправленно на устранение причины нарушения письма.
Таким образом, я считаю, что цель достигнута, задачи решены. Данная программа коррекционной работа внедрена в ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.