Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Коррекция дисграфии у обучающихся с задержкой психического развития

Дата публикации: 2023-04-29 12:38:36
Статью разместил(а):
Мышеева Алина Альбертовна

Коррекция дисграфии у обучающихся с задержкой психического развития

Correction of dysgraphia in students with mental retardation

 

Автор: Мышеева Алина Альбертовна

ГБОУ "Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ", c. Бакалы, Республика Башкортостан, Россия

E-mail: khali_alina@mail.ru

Mysheeva Alina Albertovna

Bakalinskaya Correctional Boarding School for Students with Disabilities", Bakaly village, Republic of Bashkortostan, Russia

E-mail: khali_alina@mail.ru

 

Аннотация: Автор в статье описывает специфические ошибки письма у обучающихся с задержкой психического развития, предлагает коррекционную программу к их преодолению.

Abstract: The author in the article describes specific writing errors in students with mental retardation, offers a correctional program to overcome them.

Ключевые слова: коррекция дисграфии, обучающиеся с задержкой психического развития.

Keywords: correction of dysgraphia, students with mental retardation.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Работая, в ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, я не раз сталкиваюсь с обучающимися, у которых нарушена письменная речь и понимаю, что процесс коррекции письма занимает важную роль в обучении детей коррекционной школы.

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач. В своей практике я наблюдаю, что с каждым годом увеличивается количество обучающихся с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.) предлагают различные методики коррекционной работы.

Состояние проблемы формирования письменной речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не соответствует ее значимости для развития их психических функций. В большинстве работ по этой теме разрабатывался вопрос об усвоении обучающихся моторных навыков письма, правописания и пунктуации, в то время как процесс развития письменной речи как деятельности построения семантически целостных текстов оставался неисследованным. Не изучены, в частности, условия, мотивирующие процесс усвоения письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также не выделен состав действий, обеспечивающих ее функционирование как специфической формы речи. В тоже время многие теоретические вопросы трудностей обучения письму остаются малоизученными. В целом формирование навыка письма изучено мало. Это и определяет актуальность выбранной темы.

Цель исследования: выявить специфические ошибки письма у обучающихся с задержкой психического развития, разработать коррекционную программу к их преодолению.

Объект исследования: нарушения письменной речи у обучающихся с задержкой психического развития.

Предмет исследования: специфические ошибки письма у обучающихся с задержкой психического развития.

В соответствии с целью я выделила следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы нарушения письма у обучающихся с задержкой психического развития.

2. Выявить специфические ошибки письма у обучающихся с задержкой психического развития.

3. Проанализировать результаты и сделать выводы по исследованию.

4. Разработать коррекционную программу к их преодолению.

5. Апробировать коррекционную программу по коррекции дисграфии и проверить ее эффективность на практике.

В процессе исследования были использованы следующие методы исследования:

- анализ педагогической литературы и документации;

- эмпирические методы: экспериментальные (психолого-педагогический эксперимент);

- констатирующий, формирующий и контрольный этап исследования;

- количественный и качественный анализ полученных результатов исследования;

- метод презентации данных.

Методологическая основа: теория Л.С. Выгодского о взаимосвязи речи и мышления; учение Н. К. Монакова и Е. Иллинга о взаимообусловленности речевого расстройства и письма; положение С.С. Мнухина о онтогенетической обусловленностью нарушений письма.

Теоретическую значимость представляют проанализированные и обобщенные материалы по характеристике и классификации дисграфии, методик обследования и коррекции.

Практическую значимость в работе представляет апробированная коррекционная программа по преодолению недостатков письма у обучающихся с задержкой психического развития. В работе имеются разработанная коррекционная программа коррекционной работы по эффективному применению занятий в процессе их обучения.

База исследования: Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Экспериментальная работа проводилась в период с сентября 2020 г. по май 2022 г. В исследовании участвовали обучающиеся 3 класса с задержкой психического развития.

Сроки и этапы реализации проекта:

1 этап — подготовительный (подбор диагностических методик и установление критериев оценки выполнения заданий.

2 этап — практический (исследование специфических ошибок у обучающихся с задержкой психического развития, анализ полученных результатов и составление коррекционной программы, прохождение коррекционной программы.

3 этап — обобщающий (анализ полученных результатов после прохождения коррекционной программы.

1. Описание проекта.

Первый этап я начала с изучения и анализа литературы по теме. Для того, чтобы выявить особенности процесса письма у обучающихся с задержкой психического развития и определения дальнейшие реализации образовательного проекта. Подобрала диагностические методики и установила критерии. На втором этапе мной было проведено экспериментальное исследование состояния устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития. Первые впечатления о речи обучающихся получила во время первой беседы в сентябре, как дети пришли в школу. Вопросы подбирались с учетом возраста и индивидуальных особенностей обучающихся. Прежде всего, это были вопросы, направленные на выявление навыков ориентировки в окружающей действительности. В основу исследования устной и письменной речи детей я выбрала модифицированную тестовую методику экспресс-диагностики речи Т.А. Фотековой. Программа эксперимента включала в себя две диагностические серии заданий, которые были направлены на исследование компонентов устной речи, а также диагностической пробы для оценки состояния письма у обучающихся с задержкой психического развития.

Исследования проводилась по следующим направлениям:

1. Обследование письменной речи.

2. Обследование фонематического восприятия.

3. Обследование фонематических представлений.

4. Обследование фонематического анализа и синтеза.

5. Обследование звукопроизношения.

6. Обследование грамматического строя речи.

После проведения диагностического обследования, мной были проанализированы полученные данные.

Анализируя письменные работы обучающихся с задержкой психического развития, можно сделать вывод, что у четырех детей отмечается артикуляторно-акустическая форма дисграфии, у одного из обучающихся выявлена сложная форма дисграфии, и у одного – акустическая.

Были определены результаты педагогического исследования специфических ошибок письма, допущенных обучающимися при письме под диктовку.

При анализе письменных обучающихся с задержкой психического развития было отмечено, что для разных учащихся было характерно сочетание тех или иных видов специфических ошибок, т.е. смешанные, что подтверждает необходимость исследования состояния у них устной речи.

Таким образом, в связи с выявленными специфическими ошибками в работах обучающихся, на втором этапе исследования обучающимся с задержкой психического развития предлагались задания, на выявления уровня фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, звукопроизношения, грамматического строя речи. Результаты проведенного исследования устной речи отображены в таблице.

Таким образом, мы можем говорить, что у обучающихся с акустической дисграфией, артикуляторно-акустической дисграфией на фоне языкового анализа и синтеза отмечаются нарушения фонематического восприятия, низкий уровень развития языкового анализа и синтеза, неправильное произношение звуков. Все это говорит о необходимости проведения с обучающимися коррекционной работы, способствующей исправлению у них ошибок, возникшему при письме.

Также на втором этапе реализации моего образовательного проекта - разработка коррекционной программы.

Актуальность разработки коррекционной программы заключается в необходимости формирования письменной речи у обучающихся с задержкой психического развития с целью профилактики и коррекции специфических ошибок письма.

Данная коррекционная программа по коррекции дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторских программ Е.В. Мазановой, направленных на коррекцию различных видов дисграфии.

Цель программы: формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях.

2. Организация работы по программе.

Общая продолжительность обучения составило 68 часов.

Данная программа рекомендована для обучающихся 3 класса и реализовалась с сентября 2021г. по апрель 2022 г. Занятия проводились с группой детей, состоящей из 3-6 человек, 2 раза в неделю в первой и во второй половине дня. Продолжительность проводимого занятия – 40 минут. Занятия проводились в кабинете учителя. Кабинет укомплектован всеми необходимыми методическими материалами.

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:

- формирование у обучающихся правильного произношения всех звуков родного языка как в изолированной позиции, так и в составе слова;

- овладение основными фонетическими противопоставлениями родного языка;

- повышение уровня общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря учащихся;

- выработка достаточно прочных навыков правильного грамотного письма;

- развитие фонематического анализа и синтеза;

- развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения, текста;

- уточнение и закрепление слух произносительной дифференциации фонем;

- формирование и развитие связной выразительной речи;

- развитие устойчивого интереса к урокам русского языка.

3. Ожидаемые результаты после прохождения программы.

При завершении коррекционно-развивающего обучения у обучающихся с задержкой психического развития должны быть:

1. Сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;

2. Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

3. Уточнены представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;

4. Узнавание, различие, выделение и называние отдельных звуков;

5. Понимание условно-графической схемы звукового состава слова;

6. Проведение фонематического анализа и синтеза;

7.  Дифференцирование фонем, имеющих сходные характеристики;

8. Умение делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения.

Третий этап был обобщающий — на данном этапе я проанализировала результаты после прохождения коррекционной программы, допущенных при письме под диктовку.

Можно сделать вывод, что специфические ошибки у обучающихся с задержкой психического развития стало меньше, что для успешного устранения дисграфии у обучающихся с задержкой психического развития необходима комплексная и целенаправленная работа по развитию всех фонематических процессов. Но нельзя забывать о том, что формирование полноценного фонематического анализа возможно лишь при соблюдении определённой этапы действий.

Для успешного преодоления возникающих у ребенка проблем в письменной речи существует единственно надежный путь — это воспитание у детей чёткой слуховой дифференциации не различаемых на слух звуков. Именно поэтому проводя работу над преодолением дисграфии, особое внимание необходимо обратить на воспитание слуховой дифференциации твёрдых — мягких и звонких — глухих согласных. Все это говорит о том, что путь преодоления дисграфии лежит через коррекцию нарушений звукопроизношения и через воспитание чёткой слуховой дифференциации этих звуков. При этом большое внимание необходимо уделять непосредственно работе над формированием фонематического анализа и синтеза слов.

Заключение.

Изучив педагогическую литературу, я хочу сказать о том, что при анализе дисграфий педагоги, логопеды и психологи выделяют их разные варианты, в основе которых лежат такие механизмы, как трудности фонематического анализа, смешение близких по артикуляции звуков, трудности овладения зрительным образом буквы и смешение букв, близких по написанию и др. В письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка, трудности языкового анализа, речевого внимания.

На сегодняшний день существует несколько классификаций дисграфий, но наиболее обоснованной является классификация дисграфии, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма. В данной классификации выделяют четыре основные формы дисграфии: артикуляторно-акустическая, на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциация фонем), на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.

В процессе проведенной мной работы были решены следующие задачи:

1. Изучены теоретические аспекты проблемы нарушения письма у обучающихся с задержкой психического развития.

2. Выявлены специфические ошибки письма у обучающихся с задержкой психического развития.

3. Проанализированы первые результаты и сделаны выводы по исследованию.

4. Разработана коррекционная программа по преодолению имеющихся ошибок.

5. Апробирована коррекционная программа.

6. Обобщены и проанализированы результаты исследования.

При проведении диагностического исследования мной были выявлены особенности развития у обучающихся устной и письменной речи. Полученные результаты позволяют говорить о том, что с данной категорией детей необходимо проводить специальные коррекционные занятия, которые будут направлены на устранение имеющихся недостатков. Также мной была предложена программа коррекционной работы, направленная на формирование у детей фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза. Данной коррекционной программой могут воспользоваться педагоги, не только работающие в коррекционной школе, но и педагоги, работающие в общеобразовательных школах.

Проведение коррекционной работы по устранению недостатков у детей с задержкой психического развития может быть только при полном обследовании у них не только письменной речи, но и устной. Только в данном случае коррекционная работа будет проводиться целенаправленно на устранение причины нарушения письма.

Таким образом, я считаю, что цель достигнута, задачи решены. Данная программа коррекционной работа внедрена в ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

. . . . . . .