Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Изучение отечественной и региональной истории через создание исторических фильмов

Дата публикации: 2023-04-25 19:02:21
Статью разместил(а):
Стаценко Анна Валерьевна

Изучение отечественной и региональной истории через создание исторических фильмов

The study of national and regional history through the creation of historical films

 

Автор: Стаценко Анна Валерьевна

МБОУ города Иркутска "СОШ № 11 имени И.А. Дрица с углубленным изучением отдельных предметов", г. Иркутск, Россия

e-mail: annstacenko@yandex.ru 

Statsenko Anna Valerievna

Dric secondary school № 11, Irkutsk, Russia

e-mail: annstacenko@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассказывается об учебных исторических фильмах, снятых учениками школы № 11 города Иркутска под руководством учителя истории Стаценко А.В. Фильмы посвящены историческим деятелям и событиям, которые связаны с историей Иркутска. Автор делает вывод о том, что изучение региональной и отечественной истории через создание исторических фильмов является эффективным способом формирования исторического мышления, нравственного воспитания и личностного развития учеников. 

Annotation. The article tells about educational historical movies made by students of school No. 11 of the Irkutsk city under the guidance of history teacher Statsenko A.V. The movies are dedicated to historical figures and events related to the Irkutsk history. The author concludes that the study of regional and national history through the creation of historical movies is an effective way to form historical thinking, moral education and personal development of students.

Ключевые слова: историческое мышление, интерактивные методы изучения истории, духовно-нравственные ценности, учебный исторический фильм.

Keywords: historical thinking, interactive methods of studying history, moral values, educational historical movie.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

Главными задачами, которые стоят перед учителем истории, являются формирование исторического мышления, под которым понимается набор мыслительных стратегий, позволяющих школьнику самостоятельно выстроить интерпретацию тех или иных событий и нравственное воспитание учеников.

Одним из современных интерактивных методов обучения, позволяющих эффективно решать эти задачи, является создание исторических фильмов. Киноискусство вызывает большой интерес у современных школьников, которые с удовольствием  готовы  попробовать себя в роли режиссера, актера, сценариста, оператора, репортера и других участников съемочного процесса, они умеют снимать и монтировать видеоматериал и, самое главное, всегда готовы принять участие в коллективном проекте, если чувствуют искреннюю заинтересованность в нем взрослого человека, учителя. Снимая с учениками исторический фильм, мы буквально «погружаемся» в прошлое, «оживляем» исторических деятелей, и это вызывает в душах детей эмоциональный отклик, способствует пробуждению чувства любви и сопричастности к истории малой Родины и Отечества.

Наши фильмы имеют небольшую продолжительность (от 7 до 15 минут) и включают несколько сюжетных линий: хроникальную (документальную), репортажную и постановочную.

К работе над фильмами мы привлекаем родителей учеников, сотрудников иркутских музеев  и театров, преподавателей вузов, берем интервью у жителей Иркутска. В нашем городе сохранилось много старинных каменных и деревянных зданий, храмов и других памятников, много музеев с богатейшими коллекциями и великолепными старинными интерьерами, которые позволяют нам максимально правдиво передавать  в фильмах историческую атмосферу прошедших эпох.

Особенно тесное сотрудничество завязалось у нас с музеем истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова. Заведующая отделом развития музея Жанна Лукьянова помогает нам договориться о съемках в филиалах музея, консультирует, помогает с костюмами. В основном постановочные сцены наших фильмов мы снимаем в Музее истории городского быта, заведующий которым Иван Терновой и другие сотрудники  всегда радушно принимают нас в своем замечательном музее.

В среднем на создание фильма уходит три месяца, первые две-три недели сентября, когда стоит прекрасная погода, «золотая осень», мы снимаем сцены на открытом воздухе, а затем уже в помещениях. Каждый год в декабре в Музее истории города имени А.М. Сибирякова проходит  конференция «Мой город», на которой мы и представляем свои фильмы. Неизменным председателем жюри в секции «Фильм, фильм, фильм» является режиссер ВГТРК Мария Арестова, которая дает бесценные советы по разным аспектам съемки наших фильмов, очень нужные нашим юным режиссерам, сценаристам, операторам и актерам! Затем фильмы демонстрируются на уроках истории при изучении соответствующих тем, что вызывает большой интерес у учеников, так как экранные исторические образы более яркие и впечатляющие, чем образы истории в научных трудах.

Наш первый фильм, который мы сняли в 2016 году, называется «Святитель Иннокентий в памяти иркутян», он посвящен жизни и деятельности первого иркутского епископа Иннокентия I (Кульчицкого). До революции 1917 года имя Святителя Иннокентия было известно каждому иркутянину, его святые мощи покоились в главном соборе Вознесенского монастыря, территория которого  была одним из красивейших мест Иркутска. Для того, чтобы заинтересовать учеников этой темой, я на уроке показала фотографии монастыря начала ХХ века и предложила съездить туда и снять фильм о Святителе Иннокентии. Так как это был информационный класс, ребята согласились, их очень заинтересовало мое предложение. И вот мы в Вознесенском монастыре. Перед нами заваленная  мусором территория, заброшенный дом, гаражи, унылая бетонная пятиэтажка! «Куда делась вся эта красота, которую мы увидели на фотографиях, где собор, где мощи Святителя Иннокентия?» - спросили дети. Так началась наша работа над фильмом. Участниками съемочной группы стали ученики 8 класса.

В своем фильме мы рассказали о жизни Святителя Иннокентия, о том, как заботился он о строительстве и украшении храмов, содержал на свое жалованье школу по изучению бурятского языка и церковно-славянской грамоты, крестил бурят, разбирал по справедливости все жалобы, поступавшие к нему, показывая пример истинной глубокой православной веры. О почитании иркутянами Святителя Иннокентия очень красноречиво говорит тот факт, что до революции самым распространенным мужским именем в Иркутской губернии было имя Иннокентий.

В 1921 году мощи святителя Иннокентия были вскрыты и увезены из Иркутска, но до  конца уничтожить память о Святителе Иннокентии не получилось. Мы выяснили, что в нашей школе учатся три мальчика по имени Иннокентий, о них мы тоже рассказали в нашем фильме. Ученик 11 класса рассказал, что его назвали в честь дедушки, причем, его родители помнили, что в Иркутске тогда это было самое распространенное мужское имя, а ученики второго и четвертого класса были названы именно  в честь Святителя Иннокентия. Так постепенно восстанавливается утраченная в годы советской власти память о первом иркутском епископе.

С 1996 года в Иркутске существует Православная женская гимназия, ученицы которой два раза в год, 9 декабря и 22 февраля, в дни памяти Святителя Иннокентия, вместе с родителями, приходят в Знаменский монастырь на торжественную Литургию, все песнопения которой поет гимназический хор. В конце нашего фильма звучит «Тропарь» Святителю Иннокентию в исполнении гимназического хора.

Познакомившись с жизнью Святителя Иннокентия и судьбой его мощей, дети убедились в том, какой это был удивительный человек, что его не зря называли «иркутское чудо», он стал для них близким и родным, они открыли новый для себя мир искренней и глубокой православной веры, основы жизни русского человека.

Фильм «Забытые герои забытой войны» посвящен участию иркутян в Первой мировой войне 1914-1918 гг. В этой войне погибло более двух миллионов россиян, в обществе того времени она получила название «Вторая Отечественная». О том, почему эта война казалась забытой, почему героев этой войны не чтили так, как героев Великой Отечественной войны рассуждает в нашем фильме доктор исторических наук, профессор Иркутского государственного университета, Вадим Шахеров, у которого мы взяли интервью. В современной российской науке происходит переосмысление характера и значения Первой мировой войны, она начинает восприниматься не как империалистическая и позорная для нашей страны, а как проявление цивилизационного противостояния Запада и России, в которой наши предки сражались за свои уже обретенные выходы к морю, за суверенитет,  веру и судьбы христиан. [2, 214]  

В годы первой мировой войны в действующую армию была мобилизовано почти половина мужского трудоспособного населения Иркутской губернии, тысячи из них погибли, более 150 иркутян стали георгиевскими кавалерами. [1, 398-435]   

Репортажная линия нашего фильма посвящена памятным местам Иркутска, связанным с событиями Второй Отечественной войны и, в первую, очередь, это здание иркутского юнкерского училища, более 40 выпускников  которого в первую мировую войну были награждены орденами святого Георгия.

О подвиге священников в годы Первой мировой войне рассказывает в нашем фильме священник Спасского храма  Павел Телегин.

Постановочная линия нашего фильма, которую мы снимали в музее городского быта, рассказывает о судьбе иркутского мещанина Константина Константиновича Фоменко, который в 1914 году ушел добровольцем на фронт, оставив дома жену с пятью детьми. Об этом мы узнали из  воспоминаний иркутянина Александра Голованова. Так же в  нашем фильме есть сюжет о том, как в Иркутске восстанавливается память о героях первой мировой войны,  о деятельности иркутского клуба военно-исторической реконструкции «Сибирский стрелок». Участниками съемочной группы фильма были ученики 9 класса.

Фильм «Потерянная страница иркутской истории» затрагивает очень важную проблему возвращения улицам Иркутска их исторических названий, которые были утрачены в годы советской власти. Современная улица Франк-Каменецкого в центральной исторической части Иркутска в XIX веке называлась Мяснорядской, потому что на ней находились Мясные ряды – городской рынок, который был  построен в 1812 году. Забытое название улицы – это вырванная из истории страница, утраченная память о людях и событиях. «Улицы – это пространственные ориентиры, а их имена – не только знаки, но показатель культуры и «духовной оседлости» горожан…В них – память и традиция, созерцание и точность, любовь и благодарность» [4, 122].

Сюжет фильма основан на уникальных исторических документах, которые хранятся в иркутском архиве – это переписка гражданского губернатора Николая Ивановича Трескина и председателя Иркутской Городской Думы купца Михаила Ивановича Савватеева. Изучая эти документы, дети узнали, как добросовестно и ответственно относились люди того времени к благоустройству родного города. Руководил постройкой Мясных рядов гласный Городской Думы Егор Черных, который всегда четко и в срок отчитывался перед председателем Думы о проделанной работе. Добротный строительный лес был поставлен крестьянами  окрестных деревень, а артель плотников Тельминской суконной мануфактуры выполнила свою работу лучше, чем предусматривалось в договоре, за что плотники, по ходатайству директора фабрики, получили от Городской Думы дополнительное вознаграждение. Постановочные сцены фильма мы снимали в музее истории городского быта. В создании фильма принимали участие ученики 3, 8, 9 и 10 классов.

Фильм «Уроки Халхин-гола» посвящен важнейшему событию отечественной истории – совместной победе советско-монгольских сил над японскими захватчиками на реке Халхин-гол в 1939 году, благодаря которой Советский союз избежал войны на два фронта в Великой Отечественной войне. В фильме мы приводим факты, которые свидетельствуют об агрессивной политики Японии в конце 1930-х годов и о твердом намерении СССР в лице его руководителя И.В. Сталина поставить заслон агрессору на востоке нашей страны. В работе над фильмом нам оказали большую помощь заведующий музеем «Солдаты Отечества» Сергей Трофименко и старший научный сотрудник музея Александр Ануфриев. Постановочная линия фильма посвящена судьбе участника боев на реке Халхин-гол, награжденного медалью «За отвагу»,  иркутянина Татаурова Павлина Всеволодовича, прапрадедушки ученицы нашей школы. В фильме звучат его письма в стихах, которые он писал родным с фронта, их замечательно читает ученик 11 класса. Главный урок, который ученики извлекли из работы над этим фильмом, заключается в том, что наш долг – хранить память о победе нашей страны над германским фашизмом и японским милитаризмом, которую в настоящее время очень многие пытаются умалить или перечеркнуть. Большую помощь в съемках фильма нам  оказала заведующая музеем нашей школы. В создании фильма принимали участие ученики 4, 10 и 11 классов.

Фильм «Соединиться или умереть» посвящен истории любви француженки Полины Гёбль и русского офицера Ивана Анненкова, участника движения декабристов. Тема декабристов тесно связана с историей Иркутска, в нашем крае они отбывали каторгу и жили на поселении, в Иркутске есть два дома-музея декабристов С.П. Трубецкого и С.Г. Волконского. В современной историографии, в отличие от советской, движение декабристов оценивается не всегда положительно, но судьба жен декабристов в любом случае остается примером истинной супружеской любви и верности. Судьба Полины Гёбль поистине удивительна: ради своей семьи и любви она не побоялась обратиться за помощью к французскому императору Наполеону Бонапарту и русскому императору Николаю I и оба императора ей эту помощь оказали! Постановочные сцены фильма мы снимали в Спасской церкви Иркутска и музее-усадьбе В.П. Сукачева, огромную помощь в съемках нам оказали сотрудники музея и актриса Театра юного зрителя, мама учениц которые сыграли в фильме главные роли Полины Гебль и ее дочери Ольги. В создании фильма приняли участие ученики 10 классов. Для полного погружения в судьбу Полины Гёбль мы решили озвучить фильм на французском языке, что и было блестяще сделано учителем французского языка гимназии № 25.

Фильм «Адмирал Колчак: помнить или забыть» посвящен полярному исследователю и флотоводцу Александру Васильевичу Колчаку, герою русско-японской и Первой мировой войн, руководителю белого движения в Сибири во время Гражданской войны. Судьба адмирала Колчака тесно связана с историей нашего города: в Иркутске он венчался с Софьей Омировой, читал доклад об участии в полярных экспедициях и здесь же был арестован и расстрелян в феврале 1920 года. Фильм начинается с диалога экскурсовода и ученика перед памятником Александру Колчаку у Знаменского монастыря. Ученик резко высказывает точку зрения экскурсоводу о том, что адмирал Колчак недостоин памятника, потому что он воевал против своего народа. Экскурсовод предлагает юноше самому разобраться в судьбе адмирала и решить, достоин ли он народной памяти.

Главной в фильме является постановочная линия, которую мы снимали в здании Православной гимназии, музее-ледоколе «Ангара», клубе «Патриот», музее истории города Иркутска, музее истории городского быта, в тюремной камере Колчака в СИЗО №1. Александр Колчак предстает перед зрителями как один из лучших учеников Морского корпуса, ученый-исследователь Арктики, человек чести и долга,  храбрый офицер, смыслом жизни которого является служение науке и Отечеству. В нашем фильме представлена семья Колчака, его жена Софья и сын Ростислав, звучат письма Колчака жене и сыну. Особенно интересными были съемки на ледоколе «Ангара», где мы снимали эпизод, рассказывающий о первой полярной экспедиции под руководством барона Эдуарда Толля. Огромную помощь в создании фильма нам оказали сотрудники Музыкального театра, завуч Православной гимназии, священник отец Сергий, старший научный сотрудник Краеведческого музея, преподаватель клуба «Патриот». В создании  фильма приняли участие ученики 10 класса. В финале фильма ученик благодарит экскурсовода и кладет цветы к пьедесталу памятника Колчаку со словами: «Адмирал Колчак достоин этого памятника, потому что он служил России».

Создание фильмов по историко-краеведческой тематике раскрывает творческий потенциал учеников, стимулирует эмоциональное и интеллектуальное развитие, формирует  устойчивый интерес к истории и способствует приобщению к традиционным духовно-нравственным ценностям российского общества, таким как православная христианская вера, трудолюбие как добродетель, крепкая семья и понимание смысла жизни как служения Богу и Отечеству. Все фильмы размещены на ютуб-канале автора «Погружение в историю».

 

Список литературы:

1. Иркутск и иркутяне в Первой мировой войне. Исследования и материалы. Коллективная монография [под ред. Ю.А. Петрушина], Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2014, 448 с.ил.

2. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М: Междунар. отношения, 2003. 536 с.

3. Первосвятитель Иркутский, епископ Иннокентий I (Кульчицкий) / сост. В.В. Сидоренко; вступ. Слово архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима. Иркутск: Иркутская епархия совместно с АНО Издательства «Иркутский писатель», 2006. 576 с.ил.

4. Щербин В.Т. О плане Иркутска 1865 года, предшествующей планографии и топонимике города // Известия Архитектурно-этнографического музея «Тальцы». Иркутск, 2004. Вып. 3.

 

. . . . . . .