Ассоциативно-образные представления в восприятии музыки дошкольниками
Ассоциативно-образные представления в восприятии музыки дошкольниками
Associative-figurative representations in the perception of music by preschoolers
Автор: Небеско Ирина Ивановна
ГБДОУ "Детский сад № 23 Приморского района", Санкт-Петербург, Россия
e-mail: inebesko@mail.ru
Nebesko Irina Ivanovna
Kindergarten No. 23, Primorsky District, St. Petersburg, Russia
e-mail: inebesko@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются понятие, структура и функции ассоциативно-образного мышления. Пути развития ассоциативно-образных представлений в процессе восприятия музыкального произведения.
Abstract: The article discusses the concept, structure and functions of associative-figurative thinking. Ways of development of associative-figurative representations in the process of perception of a musical work.
Ключевые слова: ассоциативно-образные представления, музыка, дошкольники.
Keywords: associative-figurative representations, music, preschoolers.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Актуальность темы статьи определяется значением ассоциативно-образных представлений в процессе слушания музыкального произведения, постижения его художественного содержания. В центре внимания восприятия находятся объекты, явления, категории и понятия, непосредственно имеющие отношение к сфере ассоциативного восприятия: мелодия, лад, ритм, фактура, жанр, форма, соотношение содержательной, образной и конструктивной сторон произведения. Ассоциативные представления примыкают к одной из высших подструктур сознания, являясь сущностной единицей психики и одним из важных ее механизмов.
Проблема ассоциативного мышления является интегративной и системообразующей для музыкальной психологии. Ассоциативные представления являются компонентом художественного восприятия и функционируют в неразрывном единстве с эмоциональными, интеллектуальными (ассоциативно-образное мышление, воображение, фантазия) факторами, играющими важную роль в процессах музыкального творчества. На любом уровне восприятия первичное формирование чувственного прообраза, постижение и воспроизводство художественного смысла музыкального произведении происходят через ассоциацию. Ассоциативные процессы обеспечивают связь «первичного» - (непроизвольного, неосознанного) смысла со смыслом «вторичным» - обобщенным, симультанным (осознанным), связанным с постижением сущности музыкального произведения.
Общим психологическим механизмом, обеспечивающим восприятие произведения, является ассоциативно-образное мышление, сущность которого заключается в отождествлении, аналогии какого-нибудь объекта (предмета) мира с интонационными музыкальными образами. Адекватное художественное отражение в восприятии музыки возможно лишь при ассоциативно-образном мышлении, способствующем нестереотипному решению творческой задачи, легкости представления, дальнейшей логики развития. Ассоциации не являются лишь конкретизацией музыкального образа. Они образуют его структурную составляющую. В многочисленных экспериментах нередко обнаруживаются расхождения в трактовках слушателями образного содержания конкретного музыкального произведения. Представители западных концепций отрицают ассоциативную природу, отражательные и познавательные возможности музыки. Так, по утверждению Э. Ганслика музыка - это «движущаяся звуковая форма» [6, с. 23]. Изучение мною материала экспериментов и наблюдений ассоциаций восприятия музыки связано с новыми возможностями постижения музыкального искусства. Опора на достижения психологической науки, в особенности ассоциативной психологической науки (Э. Курт, П. Риман) способствует глубокому проникновению в закономерности музыки, постижению ее природы и спеифики.
Ориентирами в данной статье послужили материалы по общей психологии Л.С. Выготского, Д.Т, Тихомирова и А.Н. Леонтьева, исследования Б.М. Теплова и К.В. Тарасовой по музыкальной психологии, музыкально-теоретические труды Б.В. Асафьева, А.А. Мазеля, а также крупнейших представителей современной музыкальной науки, обращавшихся к проблемам ассоциативных представлений - Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского Г.М. Цыпина. Все изложенное позволяет исследовать восприятие музыки, как актуализацию содержания музыкального произведения, определяющую индивидуально-своеобразное отношение человека к музыкальному искусству. Ассоциативно-образное мышление - это способ познания мышления, а полноценное восприятие музыки невозможно без ассоциативной сенсорной и эмоциональной культур творческого воображения. Особенно значение скрытых неосознаваемых ассоциативных связей музыкального восприятия с пространственными, временными компонентами.
Для понимания данной проблемы необходимо проанализировать эволюцию развития художественной ассоциации и ее воздействия на процесс восприятия музыкального произведения; исследовать ассоциативное мышление как деятельность художественного смысла на основе анализа функциональной структуры музыкального произведения; рассмотреть в контексте структурно - системного подхода ассоциативные связи в формировании музыкального образа и механизмов его прочтения слушателем; выяснить как отражаются в восприятии те или иные стороны и особенности музыкального произведения через ассоциативное мышление. Необходимо также выявить, в чем заключаются предпосылки, обеспечивающие слушателю единый, целостный охват развертывающегося во времени произведен и, вместе с тем различие всех его элементов, деталей - дифференцированное восприятие. В процессе анализа роли ассоциативных представлений в эволюции музыкального языка и его семантики необходимо рассматривать адекватность восприятия на основе ассоциативного мышления во взаимосвязи с личностными особенностями человека в музыкальной деятельности.
С точки зрения изучения пространственно-временных компонентов в восприятии музыки рассматриваются особенности фактуры, музыкальной формы и соотношения ее с архитектонической и процессуальной сторонами. Поднимаются вопросы взаимодействия ладовой и метрической систем организации музыки, музыкальной семантики в контексте различных форм преломления коммуникативно-речевого опыта в жанровой и интонационной природе музыки. Ассоциативные представления исследуются с разных сторон, анализируются музыкальные и психологические явления и закономерности, вопросы о влиянии ассоциативно-речевых представлений на восприятие музыки.
Для более полного понимания путей развития ассоциативно-образных представлений в эволюции музыкального языка и его семантики, структуры звукового спектра в восприятии тембра и ладовых функций музыкального произведения интересным представляется изучение ритмических закономерностей музыки в связи с двигательно-динамическими элементами деятельности и ассоциативного опыта слушателя. Характерна их роль в создании впечатления единства, целостности музыкального произведения, развертывающегося во времени.
Пропуская музыку через органы слуха и чувства ребенка в процессе восприятия происходит взаимосвязь внешних и внутренних механизмов, которая является стимулирующим фактором работы воображения. Развитие образного и ассоциативного мышления является одной из основных целей восприятия музыки в совместной музыкальной деятельности с детьми в дошкольном возрасте в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного Стандарта. Многие дети дошкольного возраста часто затрудняются словесно выразить свои образные ассоциации после прослушивания музыкального произведения, поэтому я на своих занятиях использую практические задания, например, в рисунке показать все, что услышали в музыке, задаю наводящие и уточняющие вопросы, в которых дети должны выбрать между двумя противоположными понятиями, например, «Как звучала музыка? Быстро, или медленно? Плавно, или отрывисто? Какие были звуки - высокие, или низкие и на что они были похожи? Где в жизни можем мы их услышать?» Так же я взаимодействую с педагогом изостудии, применяя ряд картин при восприятии музыки на темы: «О чем говорит музыка? Что изображает музыка? Какими красками пользуется композитор?».
Для того, чтобы дети могли наиболее тонко прочувствовать образы музыкального произведения в работе используется метод пластического интонирования. Это позволяет детям чувствовать, как меняется характер музыки в процессе ее развития. Прием тембровой имитации позволяет развивать ассоциативно-логические связи между звуками в жизни и в музыке. Я даю детям задания: показать, как поет петух, пищит мышка, ревет медведь, поют птички и т.д. Использую тембровые импровизации на детских музыкальных инструментах - колокольчике, свистульке, барабане для подражания предложенных музыкальных образов. Это помогает детям легко узнавать эти интонации в музыкальных произведениях и рассказывать их образное содержание.
Для развития ассоциативного мышления у старших дошкольников особенно актуальны темы: «Музыка и живопись», «Какого цвета радость?», «Можно ли увидеть музыку, или показать пластически?». Эти проблемные вопросы заставляют музыкального руководителя работать над воображением ребенка, а приемы и методы организации восприятия необходимо направить на создание взаимосвязей между слуховыми и зрительными образами. Таким образом большинство творческих развивающих заданий связаны с ассоциативно-образными представлениями. Ассоциативные представления занимают главное место в отражении всеобщего и типического через индивидуальное и ведут к развитию полноценной творческой деятельности ребенка.
Список литературы:
1. Асафьев Б.В. «Музыкальная форма как процесс». Л.,1971.
2. Ванслов В.В. «Об отражении действительности в музыке: Очерки» М.,1953.
3. Каган М.С. «Музыка в мире искусств». СПб., 1996
4. Кечхуашвили Г.Н. «К характеристике наглядных образов при восприятии» // В. П. №1.Тб.,1957.
5. Леонтьев А.Н. «Проблемы отражения и ее значение для психологии». // Вопросы психологии №12., 1966.
6. Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия» М., 1972.
7. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». М.. 1947.